Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 07:13, курсовая работа
Основная цель социально-экономической политики государства - повышение уровня жизни граждан. Государственные органы управления должны создать условия, позволяющие повышать доходы предприятий и работников и увеличивать поступления в бюджет. Доход работника (т.е. покупательская способность его заработной платы) должен позволить оплатить все необходимые расходы на питание, одежду, коммунальные, бытовые и другие услуги, а также на приобретение производимых в республике товаров народного потребления. Т.к. производить товары и услуги можно и нужно лишь тогда, когда у покупателей имеется возможность их приобрести, оплатить.
Введение
1 Теоретические основы инфляции
Понятие и сущность инфляции
Виды инфляции
Социально-экономические последствия инфляции
Глава 2 Методологические особенности измерения инфляции
2.1 Методы измерения инфляции
2.2 Оценка уровня инфляции в РФ
Глава3 Методы борьбы с инфляцией
3.1 Основные методы регулирования инфляции
3.2 Борьба с инфляцией в России
Заключение
Список используемых источников и литературы
Можно рассмотреть на примере, что сделает инфляция со сбережениями за 10 лет, если они будут лежать "под матрасом", а точнее насколько снизит их покупательскую способность. Допустим, у нас есть 100 000 рублей. При уровне инфляции 10% через 1 год покупательная способность нашего капитала снизится до 90 000 руб. То есть через год на те же самые 100 000 руб. можно будет купить товаров и услуг на сумму 90 тысяч. Грубо говоря, 100 тысяч превратились в 90 тысяч. А через 10 лет покупательная способность снизится до 35 тысяч.
Таблица 1 – Покупательская способность
Год |
Снижение покупательской способности |
Через 1 год |
90000руб. |
Через 2 года |
81000 руб. |
Через 3 года |
72900 руб. |
Через 4 года |
65610 руб. |
Через 5 лет |
59049 руб. |
Через 6 лет |
53144 руб. |
Через 7 лет |
47830 руб. |
Через 8 лет |
43047 руб. |
Через 9лет |
38742 руб. |
Через 10 лет |
34868 руб. |
В таблице 2 указан уровень инфляции за 2000-2012г. Это официальные данные Госкомстата.
Таблица 2 –Инфляция в России в период с 2000 по 2011 год
Год |
Значение |
2000 |
20,2% |
2001 |
18,6% |
2002 |
15,1% |
2003 |
12,0% |
2004 |
11,7%. |
2005 |
10,9% |
2006 |
9,0% |
2007 |
11,9% |
2008 |
13,3% |
2009 |
8,8% |
2010 |
8,8% |
2011 |
6,1% |
Можно рассчитать, что стало бы сейчас с покупательной способностью сбережений 1999 года в результате обесценивания денег. В Таблице 3 указано, что стало бы с покупательной способностью ста тысяч рублей, спрятанных под матрас в 1999 году и найденных в начале 2008 г.
Таблица 3 – Снижение покупательской способности за 9 лет
Год |
Снижение покупательной способности |
1999 |
100 000р. |
2000 |
79 800р. |
2001 |
64 957р. |
2002 |
55 149р. |
2003 |
48 531р. |
2004 |
42 853р. |
2005 |
38 182р. |
2006 |
34 745р. |
2007 |
30 611р. |
Таким образом, деньги из-за инфляции теряют свою главную ценность - покупательную способность. То есть, инфляция потихоньку съедает наши деньги. Отсюда следует вывод, что хранить собственные сбережения дома или в другом месте, где они не работают - неразумно. Инфляция будет откусывать от вашего капитала сначала по маленькому кусочку, а с течением времени общий размер откусываемых кусков станет солидным.
Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания соответствующей функциональной экономической системы.
Под функциональными экономическими системами понимается совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.
Структурообразующими
- уровень процентной ставки Центрального банка;
- политику обязательных резервов;
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование коммерческих банков.
В связи с тем, что инфляция несет в себе серьезные угрозы для оптимального функционирования экономического механизма, она является постоянным объектом в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации. Для этого правительство должно осуществлять мониторинг финансово-экономической ситуации в стране.
Мониторинг- это непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как основная часть управления.
Проблема макрорегулирования экономики
и антиинфляционная политика являются
наиболее сложными в экономической
науке и практике. Условно всю
государственную
- бюджетная;
- социальная;
- налоговая;
- ценовая;
- кредитно-финансовая;
- промышленно-инвестиционная;
- внешнеэкономическая;
- эмиссионная.
Бюджетная политика – это основной
вид государственной
Налоговая политика - это, законодательно оформленная система изъятия у производителей товаров части финансовых средств на осуществление всех необходимых государственных функций и решение общенациональных задач.
Ценовая политика - это политика регулирования и достижения сбалансированности между товарным предложением и платежеспособным спросом.
Кредитно-финансовая политика - это политика регулирования посредством кредитной банковской ставки, норм обязательного резервирования темпов и объемов инвестиций в производство товарной массы, а также воздействия на ценовые факторы.
Промышленно-инвестиционная политика - это политика развития промышленно-технологического потенциала страны, обеспечивающая рост ВВП.
Внешнеэкономическая политика - это политика, регулирующая внешнеэкономическую деятельность (с помощью таможенно-тарифных инструментов) и отношения внешнеторгового обмена с целью выравнивания качественных характеристик уровня жизни населения страны за счет экспортно-импортных операций.
Эмиссионная политика - это политика, направленная на регулирование и поддержание (с помощью изменения объема денежной массы в обращении) товарно-денежного равновесия при изменениях в объеме ВВП, поскольку для сохранения равновесия при увеличении количества товаров и услуг количество денег в обращении должно увеличиваться, и наоборот. В случае уменьшения товарной массы Центральный банк страны проводит изъятие денег из обращения.
Поскольку инфляция влияет на все
стороны экономической жизни, то
основной целью макроэкономического
регулирования в первую очередь
является преодоление социально-
Номинальный (денежный) доход - это конкретно выраженное количество денежных единиц, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента.
Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые потребитель может купить на сумму номинального дохода. Например, в 1986г. средняя зарплата составляла примерно 200руб., а в 2002г. - около 5000руб., при этом буханка хлеба в 1986г. стоила 20коп., а в 2002г. стала стоить 5руб. Номинально зарплата 5000руб. в 25раз больше чем 200руб, но ее реальная покупательная способность равна зарплате в 200руб., так как и на 200руб. в 1986г. и на 5000руб. в 2002г. можно было купить 1000 буханок хлеба. Поэтому в данном случае можно констатировать, что в экономике за этот период произошло изменение масштаба цен, т.е. увеличение соотношения между количеством денег и товаров, но при этом покупательная способность обращающихся денег осталась прежней.
Еще одной особенностью инфляции является ее способность перераспределять доходы. Например, если денежная ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда в результате инфляции на эту сумму можно купить гораздо меньше, то фактически должники обогащаются за счет своих кредиторов. В условиях инфляции выигрывают те, кто взял кредит, допустим, на освоение дачных участков, или предприятия, у которых дебиторская задолженность превышает кредиторскую. От инфляции может выиграть и правительство, которое выпустило на большую сумму государственные ценные бумаги, так как инфляция дает ему возможность оплатить большой государственный долг рублями, имеющими значительно меньшую покупательную способность, чем на момент эмиссии. Следовательно, чем несбалансированнее ситуация в экономике, тем она может быть лучше для одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что инфляция, по сути, является инструментом перераспределения доходов, так как всегда имеют место зафиксированные на какой-то срок договоренности (будь то зарплата или ставка процента за кредит). Теряют при этом те экономические субъекты, которые по данным договоренностям вкладывают свои средства. Особенно много теряют те, кто в период инфляции продает недвижимость, так как рост цен, с одной стороны, увеличивает номинальную стоимость недвижимого имущества, а с другой - сохраняет реальную покупательную способность и стоимость вложенных средств. В силу этого экономические субъекты, которые имеют крупные вложения финансовых ресурсов в недвижимость, сохраняют их от обесценения.
Поскольку в период сильной инфляции растут цены и на товарно-материальные ресурсы, то экономические субъекты стремятся как можно быстрее вложить свои стремительно обесценивающиеся финансовые средства в запасы. Но это автоматически приводит к нехватке денежных средств и у населения, и у предприятий, что в результате усиливает инфляцию спроса. Для того чтобы предотвратить ее, нужна адекватная ситуации кредитно-денежная политика правительства, например, контроль за ценами в секторах производства, где предприятия являются монополистами. Здесь возможны два подхода к управлению экономическим механизмом в условиях инфляции: поиск адаптационной политики, т.е. приспособление к инфляции, попытка ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики – от домохозяйства, фирмы до государства – в своих действиях учитывают инфляцию, прежде всего через расчет возможных потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существую два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину уровня инфляции. Другой метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется на основании движения определенного, заранее оговоренного индекса. Таким образом, экономические субъекты пытаются, с одной стороны, адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов, с другой, - защитить себя от инфляции путем введения в контракт инфляционной корректировки заработной платы.
Способами адаптации для домашних хозяйств являются перестройка бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств вынуждает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и к повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке. Одновременно в условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы руководство вынуждено увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (за вычетом налогов) направлять на развитие производства.
Приведенные примеры показывают серьезность проблемы инфляции и в связи с этим необходимость и возможность ее решения, причем набор методов здесь достаточно широк – от прямого (через эффективную ценовую политику) до косвенного (ограничение денежной массы в обращении) регулирования.
Активная борьба с инфляцией (дефляционная политика) может привести к падению темпов роста валового национального продукта и его сокращению, что крайне нежелательно. Поэтому методы регулирования инфляции зависят от постановки верного диагноза, то есть определения в каждом конкретном случае характера инфляции, основных и второстепенных факторов, раскручивающих инфляцию.
Так, в России имеет место особая инфляция, порожденная особенностями переходного периода и связанная с большой скоростью перехода от командной к либеральной экономике. Этот новый, российский тип инфляции отличается от существовавших в других странах форм и требует новых методов и подходов.
Регулирование инфляции в России сводится к попытке вывести страну из затяжного инфляционного шока. Особенности хозяйственной ситуации у нас таковы. Прежде всего, это отсутствие конкурентной среды между производителями из-за узкого спроса на многие товары.
Информация о работе Методологические особенности измерения инфляции