Методологические особенности измерения инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Основная цель социально-экономической политики государства - повышение уровня жизни граждан. Государственные органы управления должны создать условия, позволяющие повышать доходы предприятий и работников и увеличивать поступления в бюджет. Доход работника (т.е. покупательская способность его заработной платы) должен позволить оплатить все необходимые расходы на питание, одежду, коммунальные, бытовые и другие услуги, а также на приобретение производимых в республике товаров народного потребления. Т.к. производить товары и услуги можно и нужно лишь тогда, когда у покупателей имеется возможность их приобрести, оплатить.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы инфляции
Понятие и сущность инфляции
Виды инфляции
Социально-экономические последствия инфляции
Глава 2 Методологические особенности измерения инфляции
2.1 Методы измерения инфляции
2.2 Оценка уровня инфляции в РФ
Глава3 Методы борьбы с инфляцией
3.1 Основные методы регулирования инфляции
3.2 Борьба с инфляцией в России
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс 2 вар.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Приведенное нами определение  инфляции как процесса обесценивания  денег и переполнения каналов  обращения бумажными деньгами не исчерпывает полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние экономики. В некоторых случаях применяется даже специальный термин – инфляционная экономика, чтобы подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сферы народного хозяйства и кумулятивный, самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В России и в странах  СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает  рост цен на конечную продукцию, стоимость  комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.

Несбалансированность  инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.

Воздействие инфляции на уровень реальных доходов противоречиво. Инфляция по-разному влияет на перераспределение доходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия инфляции, которые, в противном случае, отразятся на величине его реального дохода. Корректировка номинальных доходов может быть осуществлена с учетом уравнения Фишера:

 

 

,

 

где и - номинальная и реальная ставки процента (соответственно), а - уровень ожидаемой инфляции. При темпах инфляции, превышающих 10%, уравнение Фишера имеет вид:

 

.

 

Непредвиденная инфляция приводит к снижению всех видов фиксированных доходов и «субсидирует» тех экономических агентов, чьи номинальные доходы возрастают быстрее, чем средний уровень цен. В условиях неожиданной инфляции получатели ссуд выигрывают за счет кредиторов, т.к. долги возвращаются обесценившимися деньгами. Правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику краткосрочного стимулирования инфляции, которая способствует относительному обесцениванию задолженности. Если экономические агенты имеют диверсифицированные источники доходов, то они могут одновременно «выиграть» и «проиграть» в условиях роста уровня инфляции. В России и других переходных экономиках последствия инфляции оказываются тяжелыми для значительного числа семей потому, что в дореформенных экономиках основным видом семейного дохода была фиксированная заработная плата. По мере реформирования систем оплаты труда и расширения числа источников доходов негативные последствия инфляции могут быть постепенно элиминированы.

Повышение цен и появление  излишнего количества денег –  это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.

 

 

1.3 Социально-экономические  последствия инфляции

 

В мировой практике социально-экономические  последствия инфляции выражаются в: перераспределении доходов между  группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими субъектами, между должниками и заемщиками; обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов, средств государственного бюджета; постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов; неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в различных отраслях; искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценивающиеся деньги в товары и валюту; закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы; обесценении амортизационных фондов; инфляция тормозит инвестиционный процесс, так как она делает невыгодной процедуру предоставления кредитов; активном развитии теневой экономики; снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам; обострении социальных противоречий в обществе.

Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях — как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический  рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные экономические отношения.

Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение  их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.

Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.

В-третьих, рост цен ослабляет  конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.

В-четвертых, неравномерность  падения покупательной способности  валют, усиливает неэквивалентность  валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотр курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причины неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше углубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.

Таким образом, инфляция стала не только внутренней экономической  проблемой для отдельных национальных хозяйств, но и основной разрушительной силой в международных масштабах всей мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ

 

2.1 Методы измерения инфляции

 

Для современных экономик, в которых  роль денег исполняют обязательства, не имеющие собственной стоимости, незначительная инфляция считается  нормой и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. Уровень инфляции обычно несколько увеличивается в конце года, когда растёт как уровень потребления товаров домохозяйствами, так и уровень расходов корпораций.

Наиболее  распространенным методом измерения  инфляции является индекс потребительских цен, который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчёта, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.

В настоящее  время принято рассчитывать уровни инфляции по различным секторам реального  сектора: индекс потребительских цен, индекс цен на промышленную продукция, индекс цен на строительные материалы, индекс цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д. В информативном плане это, безусловно, имеет смысл, так как дает картину динамики цен в разных секторах, однако логика показывает, что все эти индексы являются звеньями одной цепи.

Обусловлен данный подход тем, что  оценивается индекс цен традиционной потребительской корзины, в которую входит только набор продовольственных и промышленных (бытовых) товаров и услуг, а продукции машиностроения, строительных материалов и прочей аналогичной продукции учитывается отдельно.

Необходимо отметить, что такой  подход оправдан лишь отчасти, поскольку  в цену любого товара или услуги автоматически включается стоимость  оборудования, на котором данный товар  произведен, а также всей промежуточной  продукции. То есть в цену конечной потребительской продукции (например, холодильника) автоматически входит стоимость руды, из которой выплавлен металл, стоимость станка, на котором изготовлен компрессор холодильника, стоимость пластмассы и всего остального, чем рядовой потребитель обычно не пользуется.

Разделение индексов на несколько  категорий – индекс потребительских  цен, индекс цен на промышленную, сельскохозяйственную продукцию – при определении  темпов инфляции утрачивает свою специфику, носит чисто условный характер, так  как цена конечного товара вбирает в себя цены на промежуточную продукцию. Поэтому при расчетах и прогнозах имеет смысл в основном учитывать динамику индекса потребительских цен. Разумеется, рост индекса цен на промышленную продукцию тоже является своеобразным сигналом для прогнозов, но его нужно учитывать как фактор, влияющий в конечном итоге на индекс потребительских цен. Очевидно, что если производители машиностроительного сектора поднимут цену на свою продукцию, допустим, на 10%, то это через достаточно короткий период времени скажется на ценах потребительского сектора, поскольку станки, купленные на 10% дороже по отношению к предыдущему периоду, автоматически удорожат и производимые на них потребительские товары.

Помимо индекса потребительских  цен существуют другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:

-индекс цен производителей - отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж;

-индекс расходов на проживание – учитывает баланс повышения доходов и роста расходов;

- индекс цены активов;

- дефлятор ВВП – рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров;

-паритет покупательской способности национальной валюты и изменение курса валют;

-индекс Пааше –показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

Таким образом, можно  сделать вывод, что методы измерения  инфляции многообразны. В сложившейся ситуации существует официальная статистика уровня инфляции, а также неофициальная статистика, где цифры, как правило бывают выше.

2.2 Оценка уровня инфляции в РФ

Прогноз уровня инфляции на 2011 год от правительства  РФ составлял 6,5% - данная цифра была заложена в федеральном бюджете. Примерно ту же цифру назвал премьер-министр РФ Владимир Путин- 5-6%. Чуть выше спрогнозировал Минэкономразвития- 7%. По официальным данным Госкомстата инфляция в России за 2011 год составила 6.1%

Ниже представлены графики роста инфляции в течение 2008 - 2010 года. Если в первой половине 2009 года инфляция стабильно росла, то во второй половине рост почти совсем остановился, в то время как кривая инфляции за 2008 год ушла вверх. Таким образом, инфляция в России установила новый рекорд - в 2009 году она стала самой низкой с 1991 года. А в 2010 году индекс потребительских цен, увеличившись за декабрь месяц на 1,2%, оказалась ровно такая же, как и в 2009 году.

 

Рис.1 Сравнительный график инфляции за 2008 и 2009 год.

 

Рис.2 Сравнительный  график инфляции за 2009 и 2010 год.

 

Рис.3 Сравнительный  график инфляции за 2010 и 2011 год.

 

Как видно по рис.3, в первой половине 2011 года уровень инфляции был заметно ниже, чем в предыдущем. Но к концу года начала догонять.

Официально уровень инфляции считается  следующим образом: берётся минимальный набор товаров и услуг, необходимый человеку для того, чтобы не умереть с голоду. Это социально значимые продукты: хлеб, молоко, крупы, масло, одежда, обувь и т.д. На эти товары отслеживают цены, смотрят, на сколько тот или иной товар подорожал. Вычисляют изменение цен на каждый товар, входящий в минимальный набор (например, за год), потом берут среднее значение. Это и есть уровень инфляции - некое усредненное увеличение цен товаров, входящих в минимальный набор.

Чтобы лучше понять, как действует инфляция, разберём пример. У нас есть 100 рублей и на все деньги мы купили минеральной воды стоимостью 20 рублей за бутылку. Таким образом, купили 5 бутылок. Допустим, инфляция в стране составляет 10% и через год та же самая бутылка минералки будет стоить уже 22 рубля. Поэтому через год на 100 руб. можно будет купить 4,54 бутылки, то есть уже не 5, а 4 бутылки. Ещё через год при инфляции 10% минералка будет стоить 24,2 руб. На 100 руб. получится купить 4,13 бутылки. Через 5 лет минералка будет стоить 32,21 руб. (при инфляции 10%) и на 100 руб. можно будет купить 3,1 бутылки. Через 10 лет минералка будет стоить 51,87 руб. (при инфляции 10%) и на 100 руб. можно будет купить всего лишь 1,93 бутылки. Представим, что инфляция на протяжении многих лет стабильно держится на уровне 10% годовых. Тогда, например, через 50 лет бутылка минералки будет стоить 2348 руб.

Информация о работе Методологические особенности измерения инфляции