Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 04:33, реферат

Описание работы

В реферате подробно освещаются методы и цели регулирования экономикой, описывается инструментарий, которыми пользуются экономисты и политики. Подробно рассмотрены объекты государственного регулирования и затронута тема о необходимости совершенствования государственного регулирования

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………1

Сущность государственного регулирования, его функции, цели , инструменты и объекты……………………………………………………3
2. Методы государственного регулирования.
2.1. Классификация методов государственного регулирования экономики……………………………………………………………………...9
2.2.Основные методы государственного регулирования экономики…...10
2.2.1 Административные методы……………………………………….11
2.2.2.Экономические методы……………………………………………13
2.2.3. Экономические и административные методы, области применения………………………………………………………………………15
2.3. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики...17
3. Необходимость экономики в совершенствовании государственного.. 19 регулирования.
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 63.63 Кб (Скачать файл)

Материальной базой и  важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное

6

предпринимательство. Государственная  собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность  используется для регулирования  социальных процессов. Инструментами  государственного регулирования выступают  финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая  политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и  внешнеэкономическое регулирование  являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным  инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого  распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование  включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор  инструментов и степень вмешательства  государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех  или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Объекты государственного регулирования.

 

Государственное регулирование дополняет и корректирует чисто рыночный механизм. Объектами государственного регулирования являются:

  • экономический цикл;
  • структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платежный баланс;
  • цены;
  • НИОКР;
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения и социальное обеспечение;

7

  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Объекты совершенно различны, но охватывают практически все сферы экономической деятельности.

Экономический цикл  ставит своей целью регулирование хозяйственной конъюнктуры. Ее суть состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос, инвестиции и занятость. Для этих целей увеличиваются государственные расходы, предоставляются финансовые льготы. В условиях подъема предпринимаются меры для сокращения перепроизводства товаров и перенакопления капиталов для того, чтобы уменьшить глубину и продолжительность будущего спада.

Структурная политика позволяет с  помощью финансовых стимулов и государственных  инвестиций обеспечивать преимущественное развитие определенным отраслям и регионам. Причины такой поддержки могут  быть различными: поддержка отраслей и территориальных единиц, находящихся в состоянии кризиса, а также поощрение развития перспективных отраслей и регионов.

Условия накопление капитала также является важным объектом государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям можно воздействовать на экономический цикл и структуру хозяйства.

Занятость заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости. Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

Важным направлением государственного регулирования является денежное обращение. Меры, предусмотренные правительством в этом направлении, должны быть направлены на снижение темпов инфляции, снижение дефицита госбюджета.

Платежный баланс тоже является предметом регулирования государства. Каждая страна осуществляет регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курса национальных валют и т.д.

Цены в условиях смешанной экономики тоже могут быть объектом государственного регулирования. Обычно считается, что в условиях рынка цены складываются стихийно. Но это не совсем так. За последние сто лет государство регулировало тарифы на услуги государственных железных

дорог, почты, телеграфа, устанавливало  государственные монопольные цены на «акцизные» товары и т.д.

8

Наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Испания), в Японии, в ряде быстроразвивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, т.к. здесь не было разрушений второй мировой войны, не возникали социалистические страны, и частный сектор обладал наиболее сильными позициями.

 

2. Методы государственного регулирования.

2.1. Классификация методов государственного регулирования экономики.

В научной литературе выделяют достаточно много различных видов государственного регулирования, формулируемых по различным  основаниям. Согласно одной из классификаций выделяют общие методы, частные и специальные. Общие это совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства. В государственном регулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические, экономико-математические и другие.

К специальным методам, играющим особо  важную роль во всех формах государственного регулирования относятся: балансовый, программно-целевой, нормативный и др.

Согласно другой классификации  методы государственного регулирования  подразделяются на административные и экономические. Экономические в свою очередь можно разделить на прямые и косвенные.

Административные:

      • Государственная регистрация субъектов рынка
      • Государственное лицензирование
      • Стандартизация и сертификация
      • Приватизация
      • Национализация
      • Банкротство
      • Мониторинг
      • Государственный контроль
      • Хозяйственное право
      • Антимонопольная политика.

Прямые  экономические:

      • Управление государственным сектором
      • Государственное инвестирование

9

      • Бюджетные субсидии
      • Государственные расходы
      • Государственные заказы

Косвенные экономические:

      • Налоговая политика
      • Денежно-кредитная политика
      • Экспортная политика
      • Импортная политика
      • Амортизационная политика.

Иногда выделяют методы идеологического  регулирования, которые включают показательные  уголовные процессы, заказы на идеологическую печатную и видеопродукцию, поощрение  государственными наградами тех  или иных поступков хозяйствующих  субъектов и т.д.

Также существует классификация, согласно которой выделяют статические и  динамические методы государственного регулирования экономики. Статические  методы представляют собой организационное  и экономическое воздействие  на саму возможность заниматься экономической  деятельностью. К таким методам, в частности, относятся государственная  регистрация, лицензирование, техническое, санитарно-эпидемиологическое и противопожарное  регулирование. Статические методы обязательных правоотношений не образуют.

Динамические же методы предполагают непосредственное воздействие на имущественный  интерес участников экономических  отношений, например государственная  закупка товаров и услуг, дотации  и субсидии, налоговые льготы, экспортные субсидии.

Что касается методов, подобных антимонопольному регулированию, то они образуют совокупность статических  и динамических методов.[

2.2.Основные  методы государственного регулирования  экономики. 

  

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы, к которым предъявляет различные требования. 
  

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное  директивное планирование, натуральное  распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает  с себя всякую

ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство

10

 внимательно следит за ценами  и, опираясь главным образом  на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании. 
 
   Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо. 
 
   В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

2.2.1 Административные методы

  Административные методы выполняют разрешительные, принудительные надзорные функции.

  Государственная регистрация. Предприятия, другие юридические лица, индивидуальные предприниматели подлежат государственной регистрации в порядке установленном законодательством.

   Лицензирование. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензия является официальным документом, который разрешает указанный в нем вид деятельности в течении установленного срока. На основании лицензии действуют предприятия всех организационно-правовых форм, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

  Стандартизация. С ее помощью устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты потребителя и государства в отношении безопасности продукции, работ, услуг, их качества, надежности измерений, экономии ресурсов.К нормативным документам по стандартизации относятся государственные стандарты; международные (региональные) стандарты,

11

правила и нормы; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических обществ  и других общественных организаций. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, основываются на достижениях науки и технологии, международных стандартах, прогрессивных  стандартах других государств, учитывают  условия и режим труда. Нормативные  документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной  деятельности на всех стадиях разработки, производства и использования продукции.

  Сертификация. Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации в целях подтверждения соответствия установленным требованиям. В случаях предусмотренных законодательством осуществляется обязательная сертификация. Ее правила устанавливаются с учетом сложившейся международной практики. Уполномоченными государственными органами управления осуществляются государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами) правил при обязательной сертификации.

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики