Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 04:33, реферат

Описание работы

В реферате подробно освещаются методы и цели регулирования экономикой, описывается инструментарий, которыми пользуются экономисты и политики. Подробно рассмотрены объекты государственного регулирования и затронута тема о необходимости совершенствования государственного регулирования

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………1

Сущность государственного регулирования, его функции, цели , инструменты и объекты……………………………………………………3
2. Методы государственного регулирования.
2.1. Классификация методов государственного регулирования экономики……………………………………………………………………...9
2.2.Основные методы государственного регулирования экономики…...10
2.2.1 Административные методы……………………………………….11
2.2.2.Экономические методы……………………………………………13
2.2.3. Экономические и административные методы, области применения………………………………………………………………………15
2.3. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики...17
3. Необходимость экономики в совершенствовании государственного.. 19 регулирования.
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 63.63 Кб (Скачать файл)

  Для производства отдельных видов продукции предварительно требуется получить гигиеническое заключение. Оно является разрешением на производство (ввоз) продукции, соответствующей установленным требованиям, и служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий. Гигиеническое заключение обязательно для продукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортирования, применения и утилизации.

   Экологическая экспертиза служит средством контроля над состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства с целью предотвращения деградации окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.

   Приватизация.Приватизация как средство государственного регулирования экономики осуществляется как в целях обретения эффективных собственников, активизации фондового рынка, решения бюджетных проблем. В настоящее время приватизация проводится в основном в отраслях ТЭК, АПК, транспорта в форме распродажи государственных пакетов акций. Предприятия как единые имущественные комплексы приватизируются в единичных случаях, так как были приватизированы ранее.

   Национализация. Национализация является процедурой обратной

12

приватизации, т.е. обращением имущества  частных лиц в государственную  собственность. В мировой практике национализация служит средством утверждения  справедливости при распределении  национального дохода, а также  препятствует ликвидации нужных обществу, но неэффективных с точки зрения частных владельцев производств. В  России национализация законодательно не урегулирована. Однако должна быть востребована.

   Банкротство. Этот метод используется как способ юридически корректного возрождения или ликвидации предприятия и удовлетворения требований кредиторов, возврата долгов финансово несостоятельными предприятиями и гражданами. В этой процедуре собственно банкротство составляет только конкурсное производство, остальные процедуры – подготовка к нему.

  Антимонопольная политика. В деловом мире сильна тяга к объединению, поглощению более слабого конкурента, подчинению рынка своекорыстным интересам отдельных групп и лиц. Ей противостоит государственная антимонопольная политика, призванная защищать интересы общества и малого бизнеса от методов несовершенной конкуренции. В этих целях ведутся реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных, сырьевых, финансовых рынках, а также применяются и другие меры.

   Таким образом, приватизация и банкротство регулируют порядок смены форм собственности, владельцев предприятия; антимонопольная политика сочетает функции надзора, разрешения и принуждения.

2.2.2.Экономические методы

Экономические методы государственного регулирования прямого действия обусловлены принятием государства на себя ответственности за обеспечение потребностей в «общественных благах».

Их особую природу не отрицает никто, в том числе и монетаристы. Не смотря на распространение либеральных представлений о государственном регулировании, в мире прочно обозначилась тенденция роста государственных расходов, что свидетельствует об усилении прямого участия государства в экономике.

Финансово-бюджетная политика. Государство создает финансовую систему, в которую входят федеральные, региональные и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Бюджеты и фонды обеспечиваются источниками доходов и правом определения направлений их расходования.

Государственные инвестиции. Для выполнения функций управления, сбалансированного развития экономики необходимо оптимальное сочетание

13

государственных и частных инвестиций. Идеальным считается следующее  соотношение: на 1 рубль государственных  вложений должно приходиться 3 рубля  частных. Регулирующая роль государственных  инвестиций проявляется в том, что  они в полной мере отвечают общенациональным интересам, реализуют через федеральную  инвестиционную программу и федеральные  и региональные целевые программы. Федеральная инвестиционная программа  включает перечень наиболее эффективных  проектов, финансируемых с привлечением средств бюджета, и имеет адресный характер. Государство или указывает  с помощью предпочтений и льгот, куда надо вкладывать средства частным  инвесторам, или вкладывает собственные  средства, если частный капитал ведет  себя не активно.

Государственный заказ. Госзаказ является общепринятой эффективной формой регулирования экономики. Он способен вызывать мультипликаторный спрос; с его помощью государство не только удовлетворяет общественные потребности, но и воздействует на масштабы и структуру производства, рынки сбыта, способствует укреплению плановых начал в экономике.

На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных  и региональных государственных  нужд. К федеральным государственным  нуждам относятся потребности Российской Федерации в продукции для  жизнеобеспечения страны, обеспечения  безопасности, реализации федеральных  и межгосударственных целевых программ. Потребности в продукции, необходимой  для решения задач регионов, реализации региональных целевых программ, определяются и обеспечиваются органами государственной  власти субъектов РФ.

Налоговая политика. Среди методов государственного регулирования экономики косвенного действия наиболее важное место занимают налоги. Налоговая система выполняет фискальные, регулирующие (распределительные, стимулирующие) и стабилизирующие функции. Налоги на 80% обеспечивают доходную часть государственного бюджета. Фискальная их функция реализуется посредством изменения ставок налоговых платежей и расширения налогооблагаемой базы на основе роста доходов предприятий. Фискальная политика становится особенно мощным оружием в периоды кризисов или депрессий. Правильно построенные налоговые стабилизаторы могут действовать в автоматическом режиме.

Амортизационная политика. Она непосредственно связана с налоговой политикой и призвана регулировать накопление основного капитала. Управление нормами амортизации широко используется в качестве средства воздействия на хозяйственный цикл, темпы экономического роста. Изменяя законодательно нормы амортизационных отчислений, государство создает более благоприятный режим налогового обложения прибыли, что увеличивает сумму средств, направляемых на финансирование воспроизводства основных

14

фондов.

Денежно-кредитная политика. Эта политика базируется на монетарном регулировании экономики, т.е. регулировании с помощью изменения объема денежной массы в обращении. В зависимости от складывающейся ситуации в экономике денежная политика ужесточается или ослабляется, объем денежной массы в обращении сжимается или расширяется. Сжатие денежной массы используется для принуждения к снижению цен и уровня инфляции, поскольку на рынке не может быть длительное время дефицита денег.

Экспортная и импортная  политика. Внешнеэкономическая политика страны определяется общенациональными стратегическими задачами и является производной от них. Используя рычаги экспортной и импортной политики, государство обеспечивает реализацию субъектами хозяйствования права на внешнеэкономическую деятельность, защищает их позиции на мировом рынке, нейтрализует приемы недобросовестной конкуренции иностранных фирм на внутреннем рынке.

Государство в интересах эффективного регулирования экономики должно использовать разнообразные методы с учетом складывающихся конкретных обстоятельств, уметь своевременно отказываться от инструментов, не оправдывающих  надежд, и искать новые решения, в  том числе и кажущиеся на первый взгляд малообоснованными. Должны присутствовать и воля и смелость, оригинальность и неожиданность.

Государственное регулирование экономики  распространяется на сферу материального  производства и обращение капитала на фондовом, кредитном и валютном рынках. В свою очередь, финансовые рынки оказывают самостоятельное  влияние на темпы и пропорции  развития производства.

2.2.3. Экономические и административные методы, области применения.

             Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования  едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Поскольку рынок представляет собой  во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда, однако, не следует, что развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только

15

допустимо, но и абсолютно необходимо.

Жестокое разграничение экономических и административных методов несостоятельно. С одной стороны элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой, которая переключает его после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.

Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс.

Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

В последние годы, когда в России ускорился распад тоталитарного  строя, произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Далеко не во всем этот процесс  был оправдан. Система создавалась  десятилетиями, и едва ли разумно  разом отказываться от всего, что  наработано. Просматривается, по крайней  мере, шесть областей, где административные приемы достаточно эффективны, а порой  даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами  государственного регулирования рыночного  хозяйства.

Необходим прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью  регуляторов косвенного воздействия  и здесь допустимо даже государственное  регулирование цен.

Вторая область преимущественно  административного регулирования  – побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические  регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие  стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую  безопасность.

Кроме экологических есть немало и  других стандартов. Разработка

16

таковых, контроль над их соблюдением всеми, кто участвует в функционировании экономической системы, образуют еще  одну, третью область административного  регулирования. Четвертая область  – определение и поддержание  минимально допустимых параметров жизни  населения. Имеется в виду пособия  по безработице, выплаты многодетным  семьям, гарантированный минимум  заработной платы и т.п. Административные приемы оказываются полезными и  тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных  связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или  государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где  применение административных регуляторов  экономически оправдано. Шестая и последняя  область – реализация целевых  программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении  предприятий государственного сектора.

Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, как видно  весьма обширно. Они давно стали  неотъемлемой частью хозяйственного механизма  и ничуть не мешают повышению эффективности  производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует  о том, что администрирование  опасно не само по себе. Оно наносит  ущерб лишь тогда, когда не имеет  экономического обоснования.

 

2.3. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики.

 

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем.

Составляемые  государством социальные программы призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание.

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики