Методы комплексной оценки финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Финансовое состояние предприятия – это комплексное понятие, характеризующееся системой показателей, отражающих наличие, распределение и использование финансовых ресурсов, которое является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия, определяемое всей совокупностью производственно – хозяйственных факторов.
Цель финансового анализа – оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.

Содержание работы

Введение
1 Основные методы комплексного анализа финансового состояния предприятия
1.1 Понятие, сущность и задачи комплексного анализа финансового состояния предприятия
1.2 Информационная обеспеченность финансового состояния предприятия
1.3 Методы анализа финансового состояния предприятия
2 Развитие методов комплексного анализа финансового состояния предприятия
2.1 Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия
2.2 Интегральная оценка финансового состояния предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. 

Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. 

Для решения конкретных задач финансового анализа применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов деятельности предприятия. В финансовой практике в зависимости от используемых методов различают следующие системы финансового анализа, проводимого на предприятии: трендовый, структурный, сравнительный и анализ коэффициентов. Все виды анализа представлены графически, на рисунке 1.2:

Рис. 1.2. Системы финансового анализа, базирующиеся на различных

методах его проведения

Трендовый (горизонтальный) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения (или тренд). Наибольшее распространение получили следующие формы трендового (горизонтального) анализа:

сравнение финансовых показателей отчетного периода споказателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующей декады, месяца, квартала);

сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Эта форма анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности; сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов.

Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия. Результаты такого анализа обычно оформляются графически в виде линейных графиков или столбиковой диаграммы изменения показателя в динамике.

2. Структурный (вертикальный) финансовый  анализ базируется на структурном  разложении отдельных показателей. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей. Наибольшее распространение получили следующие формы структурного (вертикального) анализа: анализ активов, капитала, денежных потоков.

Структурный анализ активов. В процессе этого анализаопределяются соотношение (удельные веса) оборотных и внеоборотных активов, состав используемых оборотных активов, состав используемых внеоборотных активов, состав активов предприятия по степени их ликвидности, состав инвестиционного портфеля и другие;

Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес собственного и заемного капиталов, состав используемого собственного капитала, состав используемого заемного капитала по видам, состав используемого заемного капитала по срочности обязательств (возврату) и другие;

Структурный анализ денежных потоков. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по оперативной (производственной) деятельности, по финансовой и по инвестиционной деятельности. Каждый из этих видов денежных потоков в свою очередь может быть глубоко структурирован по отдельным составляющим его элементам.

Результаты структурного (вертикального) анализа также могут быть оформлены графически в виде столбиковой или секторной диаграммы структуры показателя.

3. Сравнительный финансовый анализ  базируется на сопоставлении  значений отдельных групп аналогичных  финансовых показателей между  собой В процессе осуществления  этого анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Наибольшее распространение получили следующие формы сравнительного анализа: анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей, анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов, анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия, анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей:

сравнительный анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляют степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых в целях дальнейшего повышения ее эффективности; сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции;

сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия. Такой анализ проводится в разрезе сформированных на предприятии центров экономической ответственности с целью сравнительной оценки эффективности их финансовой деятельности;

сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся соответствующие коррективы в последующую финансовую деятельность.

4. Анализ финансовых коэффициентов  базируется на расчете соотношения  различных абсолютных показателей  между собой. В процессе осуществления  этого анализа определяются различные  относительные показатели, характеризующие различные аспекты финансовой деятельности. Наибольшее распространение получили следующие аспекты такого анализа: финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости активов и рентабельности:

 

Рис. 1.3. Элементы анализа финансовых коэффициентов

Результаты анализа позволяют выявить резервы предприятия. В экономике различают два понятия резервов. Во-первых, резервные запасы, например, сырья, материалов, наличие которых необходимо для непрерывного планомерного развития предприятия. Во-вторых, резервы, как еще неиспользованные возможности роста производства, улучшения его качественных показателей.

Резервы предприятия — это неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат — это один из путей использования резервов. Другой путь связан с возможностями ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства. Таким образом, резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.

Классификацию резервов предприятия можно изобразить схематично, как показано на схеме 1.4:

Рис. 1.4.  Классификация резервов предприятия

С позиций предприятия и в зависимости от источников образования различают внешние и внутренние резервы. Под внешними резервами понимают общие народнохозяйственные, а также отраслевые и региональные резервы.

Примером использования резервов в народном хозяйстве является концентрация капиталовложений в те отрасли, которые дают наибольший экономический эффект (например, химическое производство) или которые обеспечивают ускорение темпов научно-технического прогресса (станкостроение, приборостроение и др.). Использование внешних резервов сказывается на уровне экономических показателей предприятия, но главным источником экономии на предприятиях, как правило, являются внутренние резервы. 

 

 

 

 

 

 

2 Развитие методов комплексного  анализа финансового состояния  предприятия

 

2.1 Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия

 

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель, по которому можно дать общую комплексную оценку результатов хозяйствования, выразить деловую репутацию фирмы, получить информацию об «имидже» организации. В анализе финансово-хозяйственной деятельности рейтингование позволяет расположить подобранные определенным образом предприятия в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности.

В качестве абсолютных показателей обычно берутся:

Объем продаж (выручка)

Величина активов (итог баланса)

Чистая прибыль

Уровень затрат

На основе абсолютных показателей строится большинство рейтингов публикуемых западными информационными агенствами, а так же наиболее известные из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый журналом «Эксперт» рейтинг «200 крупнейших предприятий России». К достоинствам этих рейтингов следует отнести простоту расчета, а так же относительную объективность (для анализа представляется бухгалтерская отчетность). Однако эти рейтинги не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности.

Гораздо больше аналитической информации дают рейтинги, построенные на относительных и удельных показателях. Именно их рекомендуют использовать при проведении рейтинговой оценки различных хозяйствующих субъектов. В качестве показателей могут выступать показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и другие, кажущиеся аналитику наиболее важными для оценки деятельности предприятия. Если аналитик имеет доступ к управленческой информации хозяйствующего субъекта, то могут использоваться также и коэффициенты, которые нельзя рассчитать по официальной бухгалтерской отчетности.

Ниже предлагается методика  комплексной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, основанная на теории и методике финансового анализа предприятия в условиях рыночных отношений.

Рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности  фирмы. При её построении используются данные о производственном потенциале фирмы, рентабельности её продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном выборе показателей. Поэтому выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться на основе теории финансов предприятия, исходить из потребностей субъектов управления в аналитической оценке.

Система показателей базируется на данных публичной отчётности предприятий, это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии фирмы всеми участниками экономического процесса. Она также позволяет оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки.

Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в 4 группы:

1        Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности;

2        Показатели оценки эффективности управления;

3        Показатели оценки деловой активности;

4        Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.

В первую группу включены обобщающие и важные показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности фирмы:

-         балансовая прибыль на 1 рубль активов;

-          чистая прибыль на 1 рубль активов;

-          чистая прибыль на 1 рубль собственного капитала;

-          балансовая прибыль к средней величине основных средств в товарно-материальных ценностях.

Во вторую группу включены 4 наиболее обобщающие показатели оценки эффективности управления фирмой:

- чистая прибыль на 1 рубль объёма  реализации;

- прибыль от реализации продукции  на 1 рубль объёма реализации;

  - прибыль от финансово-хозяйственной деятельности на 1 рубль объёма реализации;

- балансовая прибыль на 1 рубль  объёма реализации.

В третью группу включены показатели деловой активности фирмы, отдача всех активов (всего капитала) фирмы:

- выручка от реализации на 1 рубль активов;

- выручка от реализации продукции  на 1 рубль основных средств;

- выручка от реализации продукции  на 1 рубль оборотных средств;

- выручка от реализации на 1 рубль  запасов;

- выручка от реализации продукции  на 1 рубль дебиторской задолженности;

- расход за период денежных  средств на 1 рубль наиболее ликвидных  активов;

- выручка от реализации на 1 рубль  собственного капитала.

В четвёртую группу включены показатели ликвидности и финансовой устойчивости фирмы:

- оборотные средства на 1 рубль срочных обязательств;

- денежные средства, расчёты и  прочие активы на 1 рубль срочных  обязательств;

- основные средства и прочие  внеоборотные активы к собственным  средствам;

- собственные средства на 1 рубль  итога баланса-нетто;

- собственные оборотные средства на 1 рубль запасов.

В целях достижения более точной рейтинговой оценки необходимо соблюдать следующие правила:

1. Финансовые коэффициенты должны  быть максимально информативными  и давать целостную картину  устойчивости финансового состояния фирмы.

2. Финансовые коэффициенты, в основном, должны иметь одинаковую направленность (рост коэффициента означает улучшение  финансового состояния).

3. Все финансовые коэффициенты  должны иметь нормативный уровень  или диапазон изменений.

4. Финансовые коэффициенты должны рассчитываться только по данным публичной бухгалтерской отчётности фирм.

Методика рейтинговой оценки имеет ряд преимуществ:

Информация о работе Методы комплексной оценки финансового состояния предприятия