Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 22:18, курсовая работа
Финансовое состояние предприятия – это комплексное понятие, характеризующееся системой показателей, отражающих наличие, распределение и использование финансовых ресурсов, которое является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия, определяемое всей совокупностью производственно – хозяйственных факторов.
Цель финансового анализа – оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.
Введение
1 Основные методы комплексного анализа финансового состояния предприятия
1.1 Понятие, сущность и задачи комплексного анализа финансового состояния предприятия
1.2 Информационная обеспеченность финансового состояния предприятия
1.3 Методы анализа финансового состояния предприятия
2 Развитие методов комплексного анализа финансового состояния предприятия
2.1 Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия
2.2 Интегральная оценка финансового состояния предприятия
Заключение
Список литературы
Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Для решения конкретных задач финансового анализа применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов деятельности предприятия. В финансовой практике в зависимости от используемых методов различают следующие системы финансового анализа, проводимого на предприятии: трендовый, структурный, сравнительный и анализ коэффициентов. Все виды анализа представлены графически, на рисунке 1.2:
Рис. 1.2. Системы финансового анализа, базирующиеся на различных
методах его проведения
Трендовый (горизонтальный) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения (или тренд). Наибольшее распространение получили следующие формы трендового (горизонтального) анализа:
сравнение финансовых показателей отчетного периода споказателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующей декады, месяца, квартала);
сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Эта форма анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности; сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов.
Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия. Результаты такого анализа обычно оформляются графически в виде линейных графиков или столбиковой диаграммы изменения показателя в динамике.
2.
Структурный (вертикальный) финансовый
анализ базируется на
Структурный анализ активов. В процессе этого анализаопределяются соотношение (удельные веса) оборотных и внеоборотных активов, состав используемых оборотных активов, состав используемых внеоборотных активов, состав активов предприятия по степени их ликвидности, состав инвестиционного портфеля и другие;
Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес собственного и заемного капиталов, состав используемого собственного капитала, состав используемого заемного капитала по видам, состав используемого заемного капитала по срочности обязательств (возврату) и другие;
Структурный анализ денежных потоков. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по оперативной (производственной) деятельности, по финансовой и по инвестиционной деятельности. Каждый из этих видов денежных потоков в свою очередь может быть глубоко структурирован по отдельным составляющим его элементам.
Результаты структурного (вертикального) анализа также могут быть оформлены графически в виде столбиковой или секторной диаграммы структуры показателя.
3.
Сравнительный финансовый
сравнительный анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляют степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых в целях дальнейшего повышения ее эффективности; сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции;
сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия. Такой анализ проводится в разрезе сформированных на предприятии центров экономической ответственности с целью сравнительной оценки эффективности их финансовой деятельности;
сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся соответствующие коррективы в последующую финансовую деятельность.
4.
Анализ финансовых
Рис. 1.3. Элементы анализа финансовых коэффициентов
Результаты анализа позволяют выявить резервы предприятия. В экономике различают два понятия резервов. Во-первых, резервные запасы, например, сырья, материалов, наличие которых необходимо для непрерывного планомерного развития предприятия. Во-вторых, резервы, как еще неиспользованные возможности роста производства, улучшения его качественных показателей.
Резервы предприятия — это неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат — это один из путей использования резервов. Другой путь связан с возможностями ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства. Таким образом, резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.
Классификацию резервов предприятия можно изобразить схематично, как показано на схеме 1.4:
Рис. 1.4. Классификация резервов предприятия
С позиций предприятия и в зависимости от источников образования различают внешние и внутренние резервы. Под внешними резервами понимают общие народнохозяйственные, а также отраслевые и региональные резервы.
Примером использования резервов в народном хозяйстве является концентрация капиталовложений в те отрасли, которые дают наибольший экономический эффект (например, химическое производство) или которые обеспечивают ускорение темпов научно-технического прогресса (станкостроение, приборостроение и др.). Использование внешних резервов сказывается на уровне экономических показателей предприятия, но главным источником экономии на предприятиях, как правило, являются внутренние резервы.
2 Развитие методов комплексного анализа финансового состояния предприятия
2.1 Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель, по которому можно дать общую комплексную оценку результатов хозяйствования, выразить деловую репутацию фирмы, получить информацию об «имидже» организации. В анализе финансово-хозяйственной деятельности рейтингование позволяет расположить подобранные определенным образом предприятия в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности.
В качестве абсолютных показателей обычно берутся:
Объем продаж (выручка)
Величина активов (итог баланса)
Чистая прибыль
Уровень затрат
На основе абсолютных показателей строится большинство рейтингов публикуемых западными информационными агенствами, а так же наиболее известные из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый журналом «Эксперт» рейтинг «200 крупнейших предприятий России». К достоинствам этих рейтингов следует отнести простоту расчета, а так же относительную объективность (для анализа представляется бухгалтерская отчетность). Однако эти рейтинги не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности.
Гораздо больше аналитической информации дают рейтинги, построенные на относительных и удельных показателях. Именно их рекомендуют использовать при проведении рейтинговой оценки различных хозяйствующих субъектов. В качестве показателей могут выступать показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и другие, кажущиеся аналитику наиболее важными для оценки деятельности предприятия. Если аналитик имеет доступ к управленческой информации хозяйствующего субъекта, то могут использоваться также и коэффициенты, которые нельзя рассчитать по официальной бухгалтерской отчетности.
Ниже предлагается методика комплексной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, основанная на теории и методике финансового анализа предприятия в условиях рыночных отношений.
Рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности фирмы. При её построении используются данные о производственном потенциале фирмы, рентабельности её продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном выборе показателей. Поэтому выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться на основе теории финансов предприятия, исходить из потребностей субъектов управления в аналитической оценке.
Система показателей базируется на данных публичной отчётности предприятий, это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии фирмы всеми участниками экономического процесса. Она также позволяет оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки.
Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в 4 группы:
1 Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности;
2 Показатели оценки эффективности управления;
3 Показатели оценки деловой активности;
4 Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.
В первую группу включены обобщающие и важные показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности фирмы:
- балансовая прибыль на 1 рубль активов;
- чистая прибыль на 1 рубль активов;
- чистая прибыль на 1 рубль собственного капитала;
- балансовая прибыль к средней величине основных средств в товарно-материальных ценностях.
Во вторую группу включены 4 наиболее обобщающие показатели оценки эффективности управления фирмой:
- чистая прибыль на 1 рубль объёма реализации;
- прибыль от реализации
- прибыль от финансово-хозяйственной деятельности на 1 рубль объёма реализации;
- балансовая прибыль на 1 рубль объёма реализации.
В третью группу включены показатели деловой активности фирмы, отдача всех активов (всего капитала) фирмы:
- выручка от реализации на 1 рубль активов;
- выручка от реализации
- выручка от реализации
- выручка от реализации на 1 рубль запасов;
- выручка от реализации
- расход за период денежных средств на 1 рубль наиболее ликвидных активов;
- выручка от реализации на 1 рубль собственного капитала.
В четвёртую группу включены показатели ликвидности и финансовой устойчивости фирмы:
- оборотные средства на 1 рубль срочных обязательств;
- денежные средства, расчёты и прочие активы на 1 рубль срочных обязательств;
- основные средства и прочие
внеоборотные активы к
- собственные средства на 1 рубль итога баланса-нетто;
- собственные оборотные средства на 1 рубль запасов.
В целях достижения более точной рейтинговой оценки необходимо соблюдать следующие правила:
1.
Финансовые коэффициенты
2.
Финансовые коэффициенты, в основном,
должны иметь одинаковую
3.
Все финансовые коэффициенты
должны иметь нормативный
4. Финансовые коэффициенты должны рассчитываться только по данным публичной бухгалтерской отчётности фирм.
Методика рейтинговой оценки имеет ряд преимуществ:
Информация о работе Методы комплексной оценки финансового состояния предприятия