Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов управления и анализ применения методов управления на промышленном предприятии.
Задачи курсовой работы:
· изучить сущность методов управления;
· рассмотреть процесс применения методов управления Теоретической базой.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное бюджетное
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ НИЯУ МИФИ)
Социально-экономический факультет
Специальность 080500 «Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: «Управление человеческими ресурсами»
тема: «Методы управления персоналом»
Выполнил: студент группы МЕН-Б11 |
____________ |
Г.А. Белугин |
Руководитель проекта: к.псх.н., доцент, доцент |
____________ |
Е. Г. Бельская |
2012
Введение
Управление представляет собой осознанную и целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, живой и неживой природы, техники.
Элементы, на которые направлена эта деятельность, называется субъектом управления, которым может быть отдельный человек или группа людей. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления.
Целенаправленная деятельность руководящего состава – это и есть формирование системы управления персоналом, планирование кадровой работы, проведение маркетинга персонала, определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.
Она предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации, также решают вопросы оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом. Эта тема актуальна всегда, так как па предприятиях, в организации работают люди, без них трудовой процесс невозможно представить. И как любой процесс он должен быть организован. Этим и занимается система управления персоналом.
Управленческая деятельность
– это специфическая
Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.
Управления персоналом –
это системное, планомерно организованное
воздействие с помощью
Целью данной курсовой работы является изучение методов управления и анализ применения методов управления на промышленном предприятии.
Задачи курсовой работы:
· изучить сущность методов управления;
· рассмотреть процесс применения методов управления Теоретической базой.
Глава №1
1. Теоретические основы
1.1 Система методов управления персоналом
Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.
Таким образом, главное, что
составляет сущность управления персоналом,
– это системное, планомерно организованное
воздействие с помощью
Для эффективного функционирования
предприятия во многом зависит от
выбора вариантов построения самой
системы управления персоналом предприятия,
познания механизма его
Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе – прием, способ или образ действия.
Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.
Рычаг (стимул) управляющего
воздействия – это средство, применение
которого позволяет выполнить
В менеджменте существует
очень большое разнообразие методов
управления и их классификаций. Наиболее
широкое распространение
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).
Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).
Выделяют следующие методы управления:
· Организационно-
· экономические, обусловленные экономическими стимулами;
· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Систему методов управления можно представить в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1. Система методов управления
Наименование группы методов управления |
Специфика группы |
Наименование подгруппы |
Наименование методов |
Экономический метод |
Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей ими заданий и на вознаграждение за их выполнение |
1.1. Экономические методы, применяемые на макроуровне |
Инструменты государственного регулирования: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика; финансово-кредитная политика. |
1.2. Экономические методы, применяемые на уровне предприятия |
Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование. Коммерческий расчет: хозяйственный расчет; самоокупаемость; самофинансирование. | ||
1.3. Экономические методы, применяемые на уровне отдельного работника |
Методы поощрения: заработная плата, премирование и т.д. Методы наказания: штрафы, начеты и др. | ||
Организационно- |
Базируются на властных и правовых мотивациях и обеспечивают повышение эффективности работы фирмы за счет лучшей организации деятельности работников и подразделений |
2.1. Методы организационного |
Регламентирование: правовые методы; законодательные акты, устав, положение о подразделении и т.п. Организационное нормирование: стандарты, типовые схемы управления и др. Организационное стимулирование: перемещение в должности, предоставление |
дополнительных прав и функций и т.п. Инструктирование: инструктаж, методические указания, инструкции. | |||
2.2. Методы распорядительного |
Приказы; резолюции; указания; разъяснения. | ||
Социально-психологические |
Совокупность приемов, используемых в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения |
3.1. Методы, широко применяемые в кадровом менеджменте |
Тестирование; анкетирование; интервьюирование, беседа, опрос. |
3.2. Методы исследования |
Открытое наблюдение; включенное наблюдение; эксперимент. | ||
3.3. Методы активного обучения |
Деловые игры; управленческие ситуации. |
1.2 Характеристика методов
Глава №2
Экономические методы
Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
В деятельности практикующего
высокопрофессионального
Данные методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект. Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.
В случае использования экономических методов управления коллектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические интересы.
Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и неограниченная потребность.
В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование.
Рассмотрим их более подробно.
Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или количество работающих на предприятии) и включает в себя:
· фиксацию текущего состояния данного объекта планирования;
· фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиции менеджера;
· перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования.
Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий.
Главное в планирование как в экономическом методе руководства – выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.
Анализ. Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В экономическом анализе сердцевиной экономической работы выступают такие категории, как возможный объем ресурсов, который может быть вовлечен в организуемый производственный процесс; фиксация внеорганизационной цели организации, или текущей потребности организации, и нахождение конкретного способа использования имеющихся ресурсов ради максимально эффективного достижения внеорганизационной цели, т.е. ради удовлетворения в максимально высокой степени фиксируемой в текущий момент потребности организации. При экономическом анализе рассматриваются факторы, как внутренней среды предприятия, так и внешней. Глубокий анализ не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных.
Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинации:
· увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод). Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой прибыли;
· совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется). К таким действиям можно отнести путь сокращения (минимизацию) издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого – нормативной прибыли;
одновременное использование этих двух методов путем одновременного увеличения цены товара и сокращения издержек производства.
Финансирование. Данный метод
также весьма эффективен. При его
использовании происходит финансирование
отдельных подразделений