Методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение методов управления и анализ применения методов управления на промышленном предприятии.
Задачи курсовой работы:
· изучить сущность методов управления;
· рассмотреть процесс применения методов управления Теоретической базой.

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

Глава №4

Социально-психологические  методы

Управление экономикой –  это прежде всего управление людьми, т.е. это процесс регулирования сложной сети межличностных отношений. Любая организация выступает не только как производственно-экономическая единица, но и как среда, в которой происходит формирование работников. Поэтому особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления, которые позволяют влиять на духовные интересы людей, регулируют межличностные отношения, а также непосредственно влияют на формирование и развитие трудового коллектива.

Социально-психологические  методы включают разнообразный арсенал  способов и приемов, разрабатываемых  социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией  труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения.

Социально-психологические  методы управления используются для  решения следующих задач: оптимального подбора и расстановки кадров; наиболее рационального формирования персонала; регулирования межличностных отношений в коллективе; повышение эффективности воспитательной работы в коллективе; укрепление дисциплины; рационализации трудовых процессов.

Для практического решения  этих задач на предприятии создаются  социально-психологические службы. Деятельность социально-психологических  служб на предприятии протекает  по трем основным направлениям:

·          исследование коллективов и отдельных групп – постановка проблемы, проведение наблюдений, опросы и анализ полученных данных;

·          социальное проектирование – разработка рекомендации в части социального развития коллективов и др.;

·          консультативная деятельность – оказание помощи руководителям производства, обучение персонала.

Социально-психологические  методы управления предусматривают  проведение необходимых исследований, которые в зависимости от способа  исследования и объема могут быть подразделены на изучение работника  при помощи анкет, интервью, деловых  игр по системе «человек о человеке», «коллектив о человеке», «человек о  коллективе»; изучение, осуществляемое во время исполнения работником служебных  обязанностей (наблюдение, эксперимент); изучение конечного результата деятельности работника.

В ходе социальных и психологических  исследований применяются как обычное (открытое) наблюдение, так и включенное наблюдение.

В практике социальной психологии широко применяется эксперимент  для проверки гипотез и методик. Эксперименты проходят как в лабораторных, так и в естественных условиях, т.е. в трудовых коллективах.

Наиболее широко применяемые  в социально-психологических исследованиях  методы – опрос, интервью, беседа. Они  дают глубокую и развернутую картину  субъективного мира опрашиваемых. Весьма распространены для сбора массовой социально-психологической информации методы анкетирования и тестирования.

В тесте анкеты не содержится готовые ответы на задаваемые вопросы, что позволяет анкетируемым давать произвольные ответы, а организаторам  анкетирования получать широкий  нерегламентированный спектр ответов, т.е. материалов для исследования.

Тест в отличие от анкеты содержит, как правило, готовые ответы на каждый поставленный вопрос. При  этом ответы четко сформулированы, и тестируемый имеет, как правило, возможность выбрать только один из вариантов ответа на каждый вопрос, что облегчает дальнейшую работу с тестом, так как позволяет  оценить каждый ответ в баллах и предложить каждому тестируемому одну из возможных характеристик  в зависимости от суммы баллов.

Анкетирование и тестирование работников предприятия торговли позволяют  выявить их индивидуальные особенности, склонности, черты характера, что  дает возможность использовать каждого  работника на той работе, где он может принести максимальную пользу предприятию и получить удовлетворение от своей работы. Так, некоммуникабельного  работника вряд ли целесообразно  использовать в качестве коммивояжера или направлять его в торговый зал для индивидуального обслуживания покупателей. Меланхолик вряд ли сможет эффективно участвовать в распродажах на выездной торговле, а флегматик – быть хорошим кассиром.

Для того чтобы воздействие  на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные  и психологические особенности  отдельных исполнителей, социально-психологические  характеристики отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические  методы, которые представляют собой  совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения  и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальное процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннею потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Основное воздействие  на коллектив – убеждение. Убеждение, руководитель должен максимально полно  учитывать природу человеческого  поведения и человеческих отношений  в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего  мира личности помогает ему подобрать  наиболее эффективные формы сплочения  и активизации коллектива.

Необходимость использования  в практике управления организацией социально-психологических методов  руководства очевидна, так как  они позволяют своевременно учитывать  мотивы деятельности и потребности  работников, видеть перспективы изменения  конкретной ситуации, принимать оптимальные  управленческие решения.

Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно  он применяет различные формы  социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровый Социально-психологический  климат в организации.

Далее рассмотрим процесс  применения методов управления в  ОАО «Сибсельмаш».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литераторы

1.    Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник. – М.: Академия, 2006.

2.    Калачева Л.Л., Калачев И.В., Ровнейко Б.Н. Управление человеческими ресурсами современной организации – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2005.

3.    Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1996. – 584 с.

4.    Лукашевич В.В. Основы менеджмента: учебник. – М.: Экономика, 1998.

5.    Лукашевич В.В. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Гелан, 2001.

6.    Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.

7.    Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. – М.: ИНФРА-М, 1995.

8.    Папкин А.И. Основы практического менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

9.    Розанова В.А. Психология управления: учебное пособие. – М.: Интел-Синтез, 1999.

10. Сымыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Р-н-Д., 1997. стр. 122–125.

11. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: учебник. – М.: Высшая школа, 2000.

                                                                                                                                                                                         1


Информация о работе Методы управления персоналом