Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов управления и анализ применения методов управления на промышленном предприятии.
Задачи курсовой работы:
· изучить сущность методов управления;
· рассмотреть процесс применения методов управления Теоретической базой.
Глава №4
Социально-психологические методы
Управление экономикой – это прежде всего управление людьми, т.е. это процесс регулирования сложной сети межличностных отношений. Любая организация выступает не только как производственно-экономическая единица, но и как среда, в которой происходит формирование работников. Поэтому особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления, которые позволяют влиять на духовные интересы людей, регулируют межличностные отношения, а также непосредственно влияют на формирование и развитие трудового коллектива.
Социально-психологические методы включают разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения.
Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач: оптимального подбора и расстановки кадров; наиболее рационального формирования персонала; регулирования межличностных отношений в коллективе; повышение эффективности воспитательной работы в коллективе; укрепление дисциплины; рационализации трудовых процессов.
Для практического решения
этих задач на предприятии создаются
социально-психологические
· исследование коллективов и отдельных групп – постановка проблемы, проведение наблюдений, опросы и анализ полученных данных;
· социальное проектирование – разработка рекомендации в части социального развития коллективов и др.;
· консультативная деятельность – оказание помощи руководителям производства, обучение персонала.
Социально-психологические методы управления предусматривают проведение необходимых исследований, которые в зависимости от способа исследования и объема могут быть подразделены на изучение работника при помощи анкет, интервью, деловых игр по системе «человек о человеке», «коллектив о человеке», «человек о коллективе»; изучение, осуществляемое во время исполнения работником служебных обязанностей (наблюдение, эксперимент); изучение конечного результата деятельности работника.
В ходе социальных и психологических исследований применяются как обычное (открытое) наблюдение, так и включенное наблюдение.
В практике социальной психологии широко применяется эксперимент для проверки гипотез и методик. Эксперименты проходят как в лабораторных, так и в естественных условиях, т.е. в трудовых коллективах.
Наиболее широко применяемые
в социально-психологических
В тесте анкеты не содержится готовые ответы на задаваемые вопросы, что позволяет анкетируемым давать произвольные ответы, а организаторам анкетирования получать широкий нерегламентированный спектр ответов, т.е. материалов для исследования.
Тест в отличие от анкеты содержит, как правило, готовые ответы на каждый поставленный вопрос. При этом ответы четко сформулированы, и тестируемый имеет, как правило, возможность выбрать только один из вариантов ответа на каждый вопрос, что облегчает дальнейшую работу с тестом, так как позволяет оценить каждый ответ в баллах и предложить каждому тестируемому одну из возможных характеристик в зависимости от суммы баллов.
Анкетирование и тестирование работников предприятия торговли позволяют выявить их индивидуальные особенности, склонности, черты характера, что дает возможность использовать каждого работника на той работе, где он может принести максимальную пользу предприятию и получить удовлетворение от своей работы. Так, некоммуникабельного работника вряд ли целесообразно использовать в качестве коммивояжера или направлять его в торговый зал для индивидуального обслуживания покупателей. Меланхолик вряд ли сможет эффективно участвовать в распродажах на выездной торговле, а флегматик – быть хорошим кассиром.
Для того чтобы воздействие
на коллектив было наиболее результативным,
необходимо не только знать моральные
и психологические особенности
отдельных исполнителей, социально-психологические
характеристики отдельных исполнителей,
социально-психологические
Основное воздействие
на коллектив – убеждение. Убеждение,
руководитель должен максимально полно
учитывать природу
Необходимость использования
в практике управления организацией
социально-психологических
Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно он применяет различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровый Социально-психологический климат в организации.
Далее рассмотрим процесс применения методов управления в ОАО «Сибсельмаш».
Список литераторы
1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник. – М.: Академия, 2006.
2. Калачева Л.Л., Калачев И.В., Ровнейко Б.Н. Управление человеческими ресурсами современной организации – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2005.
3. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1996. – 584 с.
4. Лукашевич В.В. Основы менеджмента: учебник. – М.: Экономика, 1998.
5. Лукашевич В.В. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Гелан, 2001.
6. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.
7. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. – М.: ИНФРА-М, 1995.
8. Папкин А.И. Основы практического менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
9. Розанова В.А. Психология управления: учебное пособие. – М.: Интел-Синтез, 1999.
10. Сымыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Р-н-Д., 1997. стр. 122–125.
11. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: учебник. – М.: Высшая школа, 2000.