Международная экономическая интеграция как процесс развития МЭО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы интеграционных процессов 4
1.1 Сущность, понятие и виды 4
1.2 Общие признаки интеграционных процессов, преимущества, и отрицательные последствия, формы международной экономической интеграции 10
1.3 МЭИ как основа глобализации 15
2. Мировой опыт международной экономической интеграции 18
2.1 МЭИ на примере Европейского Союза 18
2.2 Основные интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе 23
3. Экономическая интеграция в рамках СНГ 29
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая, МЭО.docx

— 108.40 Кб (Скачать файл)

-эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации;

-риск бурного потока трудовых мигрантов в более развитые страны, что может привести к социальной напряжённости;

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом  хозяйстве свидетельствует о  необходимости прохождения шести этапов в становлении и развитии экономической интеграции [5]:

  1. Преференциальная зона;
  2. зона свободной торговли;
  3. таможенный союз;
  4. общий рынок;
  5. экономический союз
  6. экономический и валютный союз.

На первых двух стадиях страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действия в экономических связях с третьими странами (например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений).

Вследствие этого между  странами сохраняются таможенные границы  и посты, контролирующие происхождение  товаров, пересекающих их государственные  границы, и, соответственно, препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с 1960 г.

Следующий этап — это образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала.

На этом уровне интеграции государства не только устраняют  взаимные торговые барьеры, но и учреждают  единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции  передаются соответствующим службам  на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами государств, в него входящих.

Примером такого образования  является Европейское экономическое  сообщество, переросшее в Европейский союз. Некоторые сложности перехода на более высокую ступень интеграции в ходе урегулирования таможенного законодательства всех заинтересованных сторон, а также реформирования системы торговых барьеров. Основные же проблемы образования таможенного союза – это не только преодоление некоторого политического недоверия, но и одно из желательных условий подобного преобразования – относительное равенство в экономическом развитии стран-участниц. При значительном превосходстве одного из партнеров экономика более слабой страны оказывается подавлена иностранными компаниями- производителями, свободно переправляющими свои товары на ее внутренний рынок.

Начальная фаза реальной экономической интеграции – возникновение общего рынка и экономического союза. На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, общий рынок. В данном случае особенно остро встает вопрос об уровне взаимодействия стран-членов экономического союза. Эффективность подобного союза будет зависеть от того, насколько цели стран, его составляющих, могут совпадать или дополнять друг друга.

Заключительная фаза - полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран-участниц и всего союза в целом.

Этапов интеграции может  быть и больше, что связано со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, проходит первый и второй этап интеграционного развития [9].

Международная экономическая  интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель [2]:

-Микроуровень.

Уровень отдельных компаний, которые вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы;

-Межгосударственный уровень.

На межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов;

-Наднациональный уровень.

Страны-участницы добровольно передают союзу ряд политико-экономических функций, отказываясь от суверенитета в этих областях.

Таким образом, мы можем сделать  вывод о том, что международная  экономическая интеграция представляет собой целый комплекс сложных, многоуровневых явлений и процессов, целью которых  является не столько получение определенной выгоды от экономического сотрудничества, сколько общее развитие регионов, стабилизация экономических, социальных и политических целей. Конечно, следует  помнить об обратной стороне МЭИ, которую нам показал мировой  финансовый кризис 2008-2012 гг – о возрастающей уязвимости в случае глобальных экономических потрясений, с которыми невозможно справиться силами одного региона, а порой и объединенными усилиями всего мирового сообщества. Но, тем не менее, МЭИ представляется естественным процессом, неотъемлемым от современной мировой экономики, и решением в данном случае служит углубление интеграционных процессов, а не изоляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 МЭИ как основа глобализации

Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей, технологий, информации характеризует современную мировую экономику и глобализацию. Если интеграцию можно представить как сближение хозяйств                                                енных механизмов стран, то глобализацию – как глубокие интенсивные изменения системы МЭО, особенно с появлением новых транспортных и телекоммуникационных технологий. В целом же глобализация может быть представлена как итог процесса интернационализации мирового хозяйства, а интеграция – промежуточный путь между интернационализацией и глобализацией (рис. 1).[10]

Рисунок 1. Этапы процесса интернационализации мирового хозяйства

 

Согласно преобладающей  точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое, политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно  только как таковое. Взаимосвязь, взаимозависимость  отдельных акций и процессов  усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта, всех последствий, как в близких, так и в более отдаленных сферах. Это означает, что коммерческая транзакция в области мирохозяйственных связей неизбежно затрагивает внутреннюю экономику, производство, социальные отношения, демографию, экологию, политику и т.п. При этом степень такого охвата различна, как не одинаков и обратный эффект. Из такого подхода вытекает, что простая и даже комплексная, но лишь экономическая оценка данной трансакции недостаточна. Необходим учет ее последствий хотя бы в названных сферах.

Тогда решение о транзакции потребует корректировки, и возможно, окажется нецелесообразным. Несколько иная, ограничительная трактовка глобализации, которая кажется пока более или менее приемлемой, рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты только в пределах определенной сферы, в данном случае экономики, хотя обязательна во всех ее секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР, внедрение, производство, обращение, потребление). Понятно, что процесс глобализации даже в таком понимании, а тем более в широком, вносит новые серьезные моменты в МЭИ, в оценку ее роли и места в современном мире. Глобализация и в узком смысле понятия — это не однозначный процесс. В мирохозяйственных связях, МЭО, он проявляется в постепенном втягивании в эту сферу отдельных их видов: внешней торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов производства, производственного, научного, технико-технологического, инжинирингового и информационного сотрудничества.

МЭИ означает продвижение  всех этих блоков, их более тесное переплетение в международных масштабах. В  то же время МЭИ приобретает основополагающее значение по отношению к другим сферам. Создаются дополнительные предпосылки  прозрачности государственных границ, особенно в части формально-бюрократических  и фискальных процедур. Настоятельной  потребностью становится формирование единого экономического, правового, информационного пространства для  свободной и эффективной предпринимательской  деятельности всех субъектов хозяйствования. Тем самым имеются все основания  утверждать, что МЭИ вполне вписывается  в процесс глобализации, составляя  его важное ядро. Однако МЭИ, означающее взаимное приспособление национальных экономик, встраивание их в единый воспроизводственный процесс, не может не затрагивать и не видоизменять другие сферы международных отношений: развивается практика межгосударственных (двух- и многосторонних) соглашений, создаются надгосударственные структуры и органы согласованной международной системы регулирования, применяются специальные механизмы, инструменты.

Изменяется также понимание  места и роли МЭИ при расширительной трактовке процесса глобализации, предполагающей учет и оценку взаимовлияний и  обратных эффектов всех сфер общественной, международной жизни. В этом случае МЭИ становится действенным методом  данного процесса, способствующим решению  вечной, всемирно-исторической задачи – возможно полного удовлетворения духовных и материальных потребностей мирового сообщества. [12]

Таким образом, мы можем сделать  вывод об огромной значимости процессов  международной экономической интеграции для развития современной мировой  экономики. МЭИ выводит экономику  на совершенно новый уровень; плавно, в несколько этапов, встраивает экономику  отдельного региона и государства  в одну, общемировую систему, являясь  основным элементом, базовой структурой процесса глобализации.

 

 

 

 

 

 

2. Мировой опыт международной экономической интеграции

2.1 МЭИ на примере Европейского Союза

Самым ярким примером международной  экономической интеграции следует  привести Европейский Союз.

Исходной точкой создания Европейского Союза (ЕС) следует считать  парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все  производство угля и стали Франции  и ФРГ под общее межнациональное  руководство. ФРГ поддержала предложение  Франции и в 1951г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и  стали (ЕОУС), в состав которого вошли  шесть государств: ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем [4].

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной  торговли; таможенный союз; экономический  и, частично валютный и политический союз. Экстенсивная интеграция в рамках ЕС означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Интернсивная - это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации.

Возникновение ЕС имело целью  создание общего рынка и на этой основе повышение экономической  стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий [16]:

-отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

-введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

-свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

-проведение общей аграрной и транспортной политики;

-создание валютного союза;

-координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

-унификация налоговых законодательств;

-выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

В 1957 году Римский Договор  установил Европейское экономическое  сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии [17]. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Это этап создания зоны свободной торговли (1958-1966 гг.). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором.

В 1967 году произошло слияние  исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая  структура, признаваемая сегодня, с  такими основными институтами, как  Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968-1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС.

Далее создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели [14]:

-устранены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;

-устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;

-введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

-открыты рынки государственных закупок для фирм других стран-членов ЕС.

Информация о работе Международная экономическая интеграция как процесс развития МЭО