Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:57, курсовая работа
Актуальность темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Введение 3
1. Теоретические основы интеграционных процессов 4
1.1 Сущность, понятие и виды 4
1.2 Общие признаки интеграционных процессов, преимущества, и отрицательные последствия, формы международной экономической интеграции 10
1.3 МЭИ как основа глобализации 15
2. Мировой опыт международной экономической интеграции 18
2.1 МЭИ на примере Европейского Союза 18
2.2 Основные интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе 23
3. Экономическая интеграция в рамках СНГ 29
Заключение 33
Список литературы 34
Механизм функционирования ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают [6]:
-Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта и обладает важнейшими нормотворческими функциями.
-Еврокомиссия - исполнительный орган. «Правительство» ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время Еврокомиссия издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями.
-Европейский парламент. Избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах-членах ЕС
-Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов ЕС.
-Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, на который приходится большая часть бюджета ЕС.
-Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.
-Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов.
-Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран-членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов ЕС.
Что касается общей валютной системы, то в ЕС она действует не в полной мере. Один из основателей единой европейской валютной системы, Роберт Манделл, описал так называемую «оптимальную валютную зону», в которой государства с различным уровнем развития национальных экономик могут иметь одну общую валюту. Критерии оптимальной валютной зоны следующие [15]:
Возможности системы распределения
рисков в Еврозоне (и в Европейском
валютном союзе в целом) ограничены.
Так, например, в США, в условиях фиксированная
внутригосударственных
Современные европейские проблемы – долговые кризисы Греции и Республики Кипр, невыполнение Маастрихтских критериев конвергенции странами Еврозоны показывают, что Европа ещё предстоит пройти сложный пути на пути к полной интеграции.
Особенность интеграционной ситуации
в АТР состоит в том, что
здесь отсутствует
Что же касается Северной Америки, то в данном случае ритм экономической интеграции целиком и полностью задается США. Основное взаимодействие внутри этой части региона происходит посредством Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). Соглашение между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. Если проанализировать суть этого соглашения, а также последствия его принятия, становится очевидно, что его целью было достигнуть создания единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. И можно сказать, что данная цель была достигнута, хотя наибольшую выгоду от этого, так или иначе, получили США.
Но если в Северной Америке экономическая ситуация относительно ясная – США является одним из мировых лидеров в области экономики, то в азиатском регионе их влияние несколько ослабевает, и поэтому ситуация требует более тщательного рассмотрения.
Азиатский регион испытывает влияние множества интеграционных объединений, в частности [1]:
-Межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) ;
-Тихоокеанский Экономический Совет (ТЭС) ;
-Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС);
-Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД);
-Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
-Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС);
-Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС);
-Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС);
Каждая из этих организаций имеет
определенное влияние в Азиатско-
Региональные интеграционные проекты:
-Субрегион Большой Меконг (СБМ);
-Южно-Азиатское Субрегиональное Экономическое Сотрудничество (ЮАСЭС);
-Треугольник роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд»;
-Область Роста Восточной части АСЕАН «Бруней – Индонезия – Малайзия – Филиппины»;
-Центрально-Азиатское Региональное Экономическое Сотрудничество (ЦАРЭК).
Важным объединением является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникшая на базе «Шанхайской пятерки» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан). В 2000 году к «Шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан. Население стран-членов ШОС составляет 1,5 млрд. человек, а территория занимает 3/5 Евразийского континента.
Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС. Шанхайская организация сотрудничества имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине, Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте. Исполнительный секретарь и Директор исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года.
ШОС - не военный блок и не замкнутый альянс, а открытая организация, ориентированная на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения её состава. Основные задачи ШОС – это поддержание мира и стабильности в регионе, развитие торгово-экономического сотрудничества. Уже сейчас значительный интерес к деятельности Шанхайской организации сотрудничества проявляют Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия, США, Япония, АСЕАН, ЕС и другие государства и организации.
Ассоциация Стран Юго-
Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения..
В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).
В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.
Сегодня АСЕАН с её 570-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,1 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 1,4 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляет собой центр интеграционных процессов в АТР и складывающейся там новой расстановки сил.
Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН добиваются его признания ядерными державами и в настоящее время ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору.
Высший уровень интеграционных процессов в азиатском регионе проявляется в деятельности АТЭС. Первоначально в АТЭС вошли 12 стран – 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, США, Япония, Канада) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997 г в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. На долю АТЭС приходится свыше 60 процентов мирового ВНП и около половины мирового экспорта, здесь сосредоточено около 2/5 населения мира. В регионе АТЭС находятся три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Китай, Россия), а также Япония [1]
В отличие от ЕС и НАФТА
эта интеграционная группировка
представляет собой менее чёткое
и более многослойное образование.
Формально АТЭС имеет консультативный
статус, но фактически в рамках его
рабочих органов ведется
АТЭС функционирует как коллективный, многосторонний, экономический и торговый форум. Экономики АТЭС принимают как индивидуальные, так и коллективные действия, направленные на то, чтобы сделать свои рынки доступными и открытыми, а также поддержку экономического роста.
Жизненную необходимость экономической интеграции для стран республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ощущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств – СНГ.
Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостной инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение имеют созданные по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ [8].
Основополагающими правовыми документами СНГ являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран – Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия (которая вышла из Содружества в 2009 году) . 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содержащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, координация кредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств – членов, создание общего информационного пространства, осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Информация о работе Международная экономическая интеграция как процесс развития МЭО