Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:57, курсовая работа
Актуальность темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Введение 3
1. Теоретические основы интеграционных процессов 4
1.1 Сущность, понятие и виды 4
1.2 Общие признаки интеграционных процессов, преимущества, и отрицательные последствия, формы международной экономической интеграции 10
1.3 МЭИ как основа глобализации 15
2. Мировой опыт международной экономической интеграции 18
2.1 МЭИ на примере Европейского Союза 18
2.2 Основные интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе 23
3. Экономическая интеграция в рамках СНГ 29
Заключение 33
Список литературы 34
Правовой базой для
развития экономических интеграционных
связей в рамках СНГ стал Договор
о создании экономического союза, подписанный
24 сентября 1993 г. Договор символизировал
осознание необходимости
Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств- участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти и экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ – два.
К началу ХХI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического пространства.
Особым этапом в интеграционных процессах на территории бывшего СССР является создание Таможенного союза 3-ёх государств: России, Белоруссии и Казахстана.
Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана официально начал свою работу с 1 января 2010 года.
Создание Таможенного
союза имеет следующие
-способствует сохранению большого числа рабочих мест на не самых конкурентоспособных на мировом уровне предприятиях (например «Автоваз»);
-способствует образованию внутри его замкнутых технологических звеньев производства и сбыта продукции и услуг, как это, например, происходит внутри Европейского Союза. Объединение капиталов и возможностей разных предприятий, делает их более устойчивыми и конкурентоспособными, как на региональном, так и на мировом рынках;
-применение коллективного протекционизма в виде Таможенного союза вынуждает зарубежные компании передислоцировать свои заводы внутри таможенного объединения, для того чтобы избежать слишком высокие тарифные ставки при импорте своей продукции.
Следует отметить, что для целесообразности введения протекционистских мер должна присутствовать необходимость экономической модернизации страны. Протекционизм оправдан также в тех случаях, когда он направлен на преодоление сырьевой зависимости экономики, которая препятствует выполнению модернизации страны.
Таможенный союз стал экономической реальностью, имея на вооружении фактически лишь один инструмент – согласованные таможенные пошлины. Однако до настоящего времени не решен вопрос о пропорциях распределения ввозных пошлин между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Предложения Астаны и Минска рассчитаны на обширные отчисления в республиканские бюджеты – по причине транзитного статуса данных государств. В итоге, чтобы как-то решить эту проблему, 27 января 2010 г. российская сторона выдвинула идею создания наднационального Казначейства Таможенного Союза (КазТС), что отражает обеспокоенность России относительно жизнеспособности обсуждаемых механизмов раздела поступлений в бюджет от таможенных платежей.
Основные сложности, препятствующие полноценному функционирования Таможенного союза [11]:
Интеграция – это, прежде всего, межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, а также формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. Этот процесс, освобождающий движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы от национальных перегородок, ведущий к созданию единого внутреннего рынка, что обеспечивает рост производительности труда и повышение уровня жизни в странах данного интеграционного объединения.
Интеграционный процесс
по своей природе объективен. Его
главной целью является установление
при активном содействии о стороны
государств-участников устойчивых всесторонних
торгово-экономических связей между
национальными хозяйствами двух
или более стран с аналогичным
социально-экономическим
Информация о работе Международная экономическая интеграция как процесс развития МЭО