Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:47, курсовая работа
В работе рассмотрены теоретические основы зоны свободной торговли и таможенного союза. В качестве примера приведены Североамериканскую зону свободной торговли, Евросоюз и таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстана.
Введение
1. Международная экономическая интеграция.
1.1. Зоны свободной торговли как экономический блок.
1.2. Таможенный союз как экономический блок.
1.3. Россия в системе международной интеграции.
2. Примеры интеграционных группировок
2.1. Североамериканская зона свободной торговли
2.2. Евросоюз
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1.1. Зоны свободной торговли как экономический блок.
1.2. Таможенный союз как экономический блок.
1.3. Россия в системе международной интеграции.
2. Примеры интеграционных группировок
2.1. Североамериканская зона свободной торговли
2.2. Евросоюз
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Опыт развития мирового хозяйства
демонстрирует его растущую целостность,
которая основывается на международной
специализации и кооперации производства,
а также на упрочнение экономических
связей между государствами и
хозяйствующими субъектами. Интеграция
становится объективной закономерностью
развития международных экономических
отношений. Формирование интеграционных
объединений происходит в разных
условиях и на разных уровнях, но подчинено
общим принципам и целям, что
обуславливает для
Процесс интеграции обычно
начинается с либерализации взаимной
торговли, устранения ограничений в
движении товаров, затем услуг, капиталов
и постепенно при соответствующих
условиях и заинтересованности стран-партнеров
ведет к единому
Формы (стадии) экономической интеграции:
В своей работе я рассмотрю теоретические основы зоны свободной торговли и таможенного союза. В качестве примера приведу Североамериканскую зону свободной торговли, Евросоюз и таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстана.
Международная экономическая интеграция
Как и в международной политике, в мировой экономике между странами могут складываться союзнические отношения, означающие нечто большее, чем просто торговое партнерство. Их характер и глубина различаются, но общим является стремление интенсифицировать к взаимной выгоде экономическое сотрудничество и совместно противостоять конкуренции и торговой экспансии извне. Более того, образование торговых и интеграционных группировок часто является предтечей политических союзов. Политика государств в отношении торгово-экономических блоков, сотрудничества с ними или участия в них не менее ответственна, чем многие другие ее направления.
По степени взаимодействия
стран различаются несколько
типов торгово-экономических
Во всех случаях создание зоны свободной торговли влечет за собой:
1.2.Таможенный союз как экономический блок
Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз – соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин, форма коллективного протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создание единого внешнего таможенного тарифа. Таможенный союз отличается от зоны свободной торговли тем, что его участники не только отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле, но и унифицируют режим торговли с третьими странами, т.е. проводят здесь общую таможенную политику. Соответственно отпадает необходимость в таможенной службе на границах между странами союза. Первой формой развития межгосударственной экономической интеграции явились таможенные союзы, созданные в 30-е годы после депрессии. Вступавшие в них государства договаривались о сокращении либо полной отмене пошлин во взаимной торговле. Исторически зона свободной торговли появилась значительно позже, чем первоначальные таможенные союзы. Однако следует заметить, что первые таможенные союзы имели ярко выраженный протекционистский характер и использовались главным образом для защиты национальных экономик стран-участниц. Предполагалось, что такая защита будет способствовать ускорению экономического роста. Однако такого роста не произошло, а экономика тех стран, которые стали частью протекционистских торговых блоков, стала приходить в упадок. Таким образом, таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли, интеграционную структуру, поскольку зона свободной торговли предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и, в конечном итоге, призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к третьим странам. Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Якоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:
Среди статических эффектов наибольшее значение имеют «эффект создания торговли» и «эффект отклонения торговли». «Эффект создания торговли» возникает в связи с устранением импортных пошлин в рамках таможенного союза и переориентации местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник. В результате масштабы торговли возрастают, а благосостояние всех стран, в том числе и не участвующих в процессе интеграции, увеличивается. «Эффект отклонения торговли» по сути является противоположным «эффекту создания торговли» и заключается в переориентации местных потребителей с закупки товара у более эффективного вне интеграционного источника поставки на менее эффективный внутри интеграционный. Существующие расчеты показывают, что «эффект отклонения торговли» перекрывается эффектом создания торговли, что в целом приводит к росту благосостояния. Так, по оценке Б. Балассы, образование ЕС имело весьма существенный эффект создания торговли. Если до создания ЕС каждый процент роста ВНП приводил к увеличению торговли между странами на 2,4%, т.е. на 0,3 процентных пункта больше. «Эффект отклонения торговли» практически отсутствовал. В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию таможенного союза и вывозе их с этой территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в Российской Федерации. При ввозе предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой. Иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров таможенного союза», за исключением товаров, указанных в протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза, получают право свободно обращаться на всей территории. При ввозе товаров на территорию таможенного союза, таможенные органы устанавливают их статус для таможенных целей. В качестве документов, подтверждающих страну происхождения ввозимых товаров, могут быть представлены:
Товары, в отношении которых не представлены документы, свидетельствующие о том, что страной их происхождения является государство-член таможенного союза, либо, что они выпущены для свободного обращения на территории таможенного союза подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита или иную таможенную процедуру в ближайшем таможенном органе. При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории таможенного союза. совершаются таможенные операции, связанные с убытием. Также только товары, имеющие для таможенных целей статус иностранных, помещаются на временное хранение.
Интеграция России в мировую экономику - одна из главных целей новой России, декларированных при принятии акта о суверенитете в 1990 году. Многие в то время искренне верили, что, покончив с КПСС и централизованным планированием, расставшись с союзными республиками, россияне через три-четыре года будут жить так же, как западные европейцы.
Однако итоги экономического развития 90-х показали утопичность этих ожиданий. Стартовые условия интеграции России в мировое хозяйство объективно ухудшились по сравнению с СССР. Географически она оказалась удалена от своего основного партнера - Западной Европы. Были утрачены главные торговые порты на Балтике и Черном море. А на суше Россия граничит теперь в "дальнем зарубежье" только с Финляндией, Норвегией, Польшей (через Калининградскую область), Монголией, Китаем и Северной Кореей. Новая таможенная граница должным образом не обустроена до сих пор. Транзитные пути основных экспортных ресурсов теперь находятся в "ближнем зарубежье". Развитая внешнеторговая инфраструктура осталась лишь на малонаселенном Дальнем Востоке. К тому же России досталась основная часть союзного ВПК, в принципе не приспособленного к работе в рыночных условиях.
Резкое открытие экономики и поспешный уход государства из внешнеэкономической сферы, где оно прежде было непосредственным и монопольным участником, породили немало острых проблем. Либерализация сопровождалась ухудшением структуры внешней торговли, обострением проблемы внешнего долга и криминализацией всей этой сферы, что создало вокруг российского бизнеса атмосферу недоверия и подозрительности.