Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены теоретические основы зоны свободной торговли и таможенного союза. В качестве примера приведены Североамериканскую зону свободной торговли, Евросоюз и таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстана.

Содержание работы

Введение
1. Международная экономическая интеграция.
1.1. Зоны свободной торговли как экономический блок.
1.2. Таможенный союз как экономический блок.
1.3. Россия в системе международной интеграции.

2. Примеры интеграционных группировок
2.1. Североамериканская зона свободной торговли
2.2. Евросоюз
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 80.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

     Введение

  1. Международная экономическая интеграция.

1.1. Зоны свободной торговли как экономический блок.

1.2. Таможенный союз как экономический блок.

1.3. Россия в системе международной интеграции.

 

     2. Примеры интеграционных группировок

2.1. Североамериканская зона свободной торговли

 2.2. Евросоюз

      Заключение

     Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Опыт развития мирового хозяйства  демонстрирует его растущую целостность, которая основывается на международной  специализации и кооперации производства, а также на упрочнение экономических  связей между государствами и  хозяйствующими субъектами. Интеграция становится объективной закономерностью  развития международных экономических  отношений. Формирование интеграционных объединений происходит в разных условиях и на разных уровнях, но подчинено  общим принципам и целям, что  обуславливает для интеграционных объединений прохождение схожих этапов развития и наличие типичных форм деятельности.   Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур. Является высшей ступенью международного разделения труда.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в  движении товаров, затем услуг, капиталов  и постепенно при соответствующих  условиях и заинтересованности стран-партнеров  ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое  качество международных экономических отношений.

Формы (стадии) экономической  интеграции:

 

  1. Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.
  2. Зона свободной торговли – отмена торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).
  3. Таможенный союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
  4. Общий рынок - свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.
  5. Экономический союз – межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и валютно-финансовая политика (например, ЕС).
  6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.).

В своей работе я рассмотрю  теоретические основы зоны свободной  торговли и таможенного союза. В  качестве примера приведу  Североамериканскую зону свободной торговли, Евросоюз и таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная экономическая интеграция

    1. Зоны свободной торговли как экономический блок.

 

Как и в международной  политике, в мировой экономике  между странами могут складываться союзнические отношения, означающие нечто  большее, чем просто торговое партнерство. Их характер и глубина различаются, но общим является стремление интенсифицировать  к взаимной выгоде экономическое  сотрудничество и совместно противостоять  конкуренции и торговой экспансии  извне. Более того, образование торговых и интеграционных группировок часто  является предтечей политических союзов. Политика государств в отношении  торгово-экономических блоков, сотрудничества с ними или участия в них  не менее ответственна, чем многие другие ее направления.

По степени взаимодействия стран различаются несколько  типов торгово-экономических блоков.               Зона свободной торговли (Free trade area) (ЗСТ) . По существу именно зоны свободной торговли (ЗСТ) явились основой для формирования всех типов свободных экономических зон. Ведь ЗСТ появились еще во второй половине ХIX века. Правда тогда эти зоны использовались для реэкспорта товаров, а с середины ХХ века все больше и больше превращались в инструмент импорта. Но официально признанное понятие отражено в документах Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, май 1973 г.): "Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю".   Следует отметить, что среди российских и зарубежных специалистов нет единства в отношении определения зоны свободной торговли и таможенного союза. Но наиболее распространенное толкование зон - это их трактовка как «тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором». Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. Каждый из участников сохраняет собственный режим регулирования торговли с третьими странами. Таможенный досмотр па границах между странами внутри зоны не отменяется, так как каждая страна вправе запретить ввоз или взыскать пошлины с товаров, которые закуплены вне зоны другими ее участниками, имеющими более льготный режим импорта.          Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о зоне свободной торговли.       Зона свободной торговли представляет собой ограниченную территорию, которая рассматривается вне таможенной территории государства; она может быть и в морском порту, и на аэродроме, с учетом выгодного расположения и высокотехнологического оборудования.         Товары, которые ввозятся в зону свободной торговли из-за рубежа, не “декларируются”, но таможенные власти имеют право осуществлять контроль внутри зоны: требовать предоставление официальной документации, проводить проверку на местах хранящихся товаров и т.д. Цель одна: не допустить провоза контрабанды, другую нелегальную деятельность.     Существуют определенные ограничения по видам товаров, в возимых в свободную экономическую зону. Речь идет о товарах принимающей стороны, обращение которых за пределами ЗСТ запрещено. Это относится к огнестрельному оружию и боеприпасам, наркотикам и т.д. Но в зону может быть запрещен ввоз и товаров, которые представляют опасность для других грузов. Например, легковоспламеняющиеся вещества.     Ввозимые в ЗСТ местные товары, а также иностранные товары, оплаченные пошлинной, как правело, принято считать экспортом с таможенной территории принимающей страны. После ввоза в зону на эти товары распространяются все принятые в зоне экспортные стимуляторы (налоговые скидки, налоговые премии, возврат сделанных ранее платежей и т.д.).     Товары, находящиеся на территории зоны свободной торговли, могут храниться неограниченное время (в соответствии с внесенной платой за хранение.) Сумма платы зависит от времени хранения, типа хранилища; сюда же включаются и страховые взносы. Используется и контрактная система. В зонах ведутся складирование, сортировка, упаковка, выборочной контроль качества, маркировка. Эти и другие услуги в пределах зон свободной торговли оказываются разными соучастниками: это могут быть организации ЗСТ, а также местные фирмы, действующие внутри зоны независимо от администрации. Создается сеть складов для кратковременного или случайного пользования. Если ЗСТ не располагает достаточными складскими помещениями, нередко стимулируется строительство складов на арендованных у руководства зоны площадях теми, кто регулярно пользуется услугами ЗСТ.    Многие страны организуют в зонах свободной торговли выставочные павильоны для демонстрации товаров и их продажи. Торговля, как правило, носит оптовый характер и осуществляется через аукционы или иными способами. Чаще всего розничная торговля запрещена или строго контролируется. Иное дело, когда речь идет о реализации товаров для экипажей мореходных и авиационных судов, перевозящих грузы и пассажиров СЭЗ.  К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран-участниц зоны свободной торговли, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) – по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности приобретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.

 

Во всех случаях создание зоны свободной торговли влечет за собой:

  • расширение внутризональной торговли;
  • конкуренцию, в результате чего преодолевается низкий уровень экономического развития того или иного региона,
  • повышается роль того или иного региона в общем внешнеторговом обороте,
  • уменьшается социально-экономическая зависимость;
  • развитие инфраструктуры, что повышает экспортно-импортный потенциал отдельно взятой страны;
  • преодоление трудностей на рынке сбыта готовой продукции и оказания услуг
  • прилив прямых иностранных инвестиций
  • поддержку молодых отраслей национальной промышленности, т.к. для них возникает более широкий региональный рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Таможенный союз как экономический блок

 

Следующей ступенью международной  экономической интеграции является таможенный союз – соглашение двух или более государств об упразднении  таможенных пошлин, форма коллективного  протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза  и создание единого внешнего таможенного  тарифа. Таможенный союз отличается от зоны свободной торговли тем, что его участники не только отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле, но и унифицируют режим торговли с третьими странами, т.е. проводят здесь общую таможенную политику. Соответственно отпадает необходимость в таможенной службе на границах между странами союза.    Первой формой развития межгосударственной экономической интеграции явились таможенные союзы, созданные в 30-е годы после депрессии. Вступавшие в них государства договаривались о сокращении либо полной отмене пошлин во взаимной торговле. Исторически зона свободной торговли появилась значительно позже, чем первоначальные таможенные союзы. Однако следует заметить, что первые таможенные союзы имели ярко выраженный протекционистский характер и использовались главным образом для защиты национальных экономик стран-участниц. Предполагалось, что такая защита будет способствовать ускорению экономического роста. Однако такого роста не произошло, а экономика тех стран, которые стали частью протекционистских торговых блоков, стала приходить в упадок.   Таким образом, таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли, интеграционную структуру, поскольку зона свободной торговли предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и, в конечном итоге, призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к третьим странам.  Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Якоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

  • статические, являющиеся непосредственным результатом создания таможенного союза;
  • динамические – экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют «эффект  создания торговли» и «эффект  отклонения торговли».     «Эффект создания торговли» возникает в связи с устранением импортных пошлин в рамках таможенного союза и переориентации местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник. В результате масштабы торговли возрастают, а благосостояние всех стран, в том числе и не участвующих в процессе интеграции, увеличивается.        «Эффект отклонения торговли» по сути является противоположным «эффекту создания торговли» и заключается в переориентации местных потребителей с закупки товара у более эффективного вне интеграционного источника поставки на менее эффективный внутри интеграционный.  Существующие расчеты показывают, что «эффект отклонения торговли» перекрывается эффектом создания торговли, что в целом приводит к росту благосостояния. Так, по оценке Б. Балассы, образование ЕС имело весьма существенный эффект создания торговли. Если до создания ЕС каждый процент роста ВНП приводил к увеличению торговли между странами на 2,4%, т.е. на 0,3 процентных пункта больше. «Эффект отклонения торговли» практически отсутствовал.           В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию таможенного союза  и вывозе их с этой территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в Российской Федерации.         При ввозе предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой. Иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров таможенного союза», за исключением товаров, указанных в протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза, получают право свободно обращаться на всей территории.      При ввозе товаров на территорию таможенного союза, таможенные органы устанавливают их статус для таможенных целей. В качестве документов, подтверждающих страну происхождения ввозимых товаров, могут быть представлены:

  • декларация о происхождении товара или сертификат происхождения товаров формы СТ-1;
  • оригинал или заверенная таможенным органом копия экземпляра таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории государства-члена таможенного союза, а также документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений.

Товары, в отношении которых  не представлены документы, свидетельствующие  о том, что страной их происхождения  является государство-член таможенного союза, либо, что они выпущены для свободного обращения на территории таможенного союза подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита или иную таможенную процедуру в ближайшем таможенном органе.    При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории таможенного союза. совершаются таможенные операции, связанные с убытием. Также только товары, имеющие для таможенных целей статус иностранных, помещаются на временное хранение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Россия в международной интеграции

 

Интеграция России в мировую  экономику - одна из главных целей  новой России, декларированных при  принятии акта о суверенитете в 1990 году. Многие в то время искренне верили, что, покончив с КПСС и централизованным планированием, расставшись с союзными республиками, россияне через три-четыре года будут жить так же, как западные европейцы.

Однако итоги экономического развития 90-х показали утопичность  этих ожиданий. Стартовые условия  интеграции России в мировое хозяйство  объективно ухудшились по сравнению  с СССР. Географически она оказалась  удалена от своего основного партнера - Западной Европы. Были утрачены главные  торговые порты на Балтике и Черном море. А на суше Россия граничит теперь в "дальнем зарубежье" только с  Финляндией, Норвегией, Польшей (через  Калининградскую область), Монголией, Китаем и Северной Кореей. Новая  таможенная граница должным образом  не обустроена до сих пор. Транзитные пути основных экспортных ресурсов теперь находятся в "ближнем зарубежье". Развитая внешнеторговая инфраструктура осталась лишь на малонаселенном Дальнем  Востоке. К тому же России досталась  основная часть союзного ВПК, в принципе не приспособленного к работе в рыночных условиях.

Резкое открытие экономики  и поспешный уход государства  из внешнеэкономической сферы, где  оно прежде было непосредственным и  монопольным участником, породили немало острых проблем. Либерализация сопровождалась ухудшением структуры внешней торговли, обострением проблемы внешнего долга  и криминализацией всей этой сферы, что создало вокруг российского  бизнеса атмосферу недоверия  и подозрительности.

Информация о работе Международная экономическая интеграция