Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены теоретические основы зоны свободной торговли и таможенного союза. В качестве примера приведены Североамериканскую зону свободной торговли, Евросоюз и таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстана.

Содержание работы

Введение
1. Международная экономическая интеграция.
1.1. Зоны свободной торговли как экономический блок.
1.2. Таможенный союз как экономический блок.
1.3. Россия в системе международной интеграции.

2. Примеры интеграционных группировок
2.1. Североамериканская зона свободной торговли
2.2. Евросоюз
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 80.93 Кб (Скачать файл)
  • в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;
  • перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Роль Мексики в НАФТА.

Для Мексики членство в  НАФТА означает гарантированный  доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение  с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело  также положительное решение  вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

Участие в НАФТА повернуло  Мексику к такой программе  торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем  делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Роль Канады в НАФТА.

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем  Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться  с Мексикой при отстаивании своих  интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает  за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами  на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом.

Таким образом, Канада превратилась из довольно пассивного наблюдателя  в полноправного и активного  участника многосторонних процессов  и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в  традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

 

 

 

 

2.2. Евросоюз

 

Европейский Союз – наиболее развитая интеграционная группировка в мире. Его История началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс"). Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.            Датой образования Европейского союза считается 1957 год, когда вышеуказанные страны подписали в Риме документ, получивший название "Римский договор". Фактически это два договора: один об учреждении Европейского экономического Сообщества (ЕЭС), другой - об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган - Комиссия ЕЭС-Евратом. В 1967 году произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. До 1993 г. эта интеграционная группировка носила название "Европейские Сообщества" (ЕЭС).          За время существования состав этой группировки постоянно расширялся.

  • В 1973 году к первым шести странам присоединились Великобритания, Ирландия и Дания.
  • В 1981 году в ЕЭС вступила Греция.
  • В 1986 году - вступление Испании и Португалии.
  • В 1995 году - вступление Австрии, Швеции, Финляндии.

В настоящее время в Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

 

Количество стран, участвующих  в союзе, выросло с начальных шести  - до сегодняшних 27 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский  союз страна-кандидат должна соответствовать  Копенгагенским критериям, принятым в  июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались:

  • демократические принципы,
  • принципы свободы и уважения прав человека
  • принцип правового государства
  • общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза
  • Присутствовала конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава  в 1985-м. В настоящий момент Лиссабонский договор предусматривает условия  и процедуру выхода какого-либо государства  из союза.

В настоящий момент 5 стран  имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Турция, Хорватия и Черногория, при  этом Македония и Черногория ещё  не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания, Босния и Герцеговина и Сербия, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в  союзной экономике и следуют  некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

История

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.    Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC  - European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической  интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое  сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.

Процесс развития и превращения  этих европейских сообществ в  современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный  уровень и, во-вторых, увеличения числа  участников интеграции. В соответствии с замыслами организаторов ЕЭС развитие интеграционных процессов должно было привести к образованию таможенного союза и единого (общего) рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а в перспективе - к образованию политического объединения. В соответствии с этим планом, развитие ЕС прошло ряд этапов, для которых был характерен переход от низших (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим формам взаимодействия (экономический и валютный союз).

К концу 60-х годов был  создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества.             В начале 60х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров. Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов. С марта 1979 года начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы. В 1987 году вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран. В целом эти задачи были выполнены, и в феврале 1992 года в г. Маастрихте был подписан договор о Европейском Союзе. Поэтому с 1993 года ЕЭС именуется Европейским Союзом или ЕС. Этот договор предусматривает постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический.

Определены общие цели Европейского Союза:

 

  • валютная интеграция, т.е. постепенный переход к полному валютному союзу, создание в 1997 году единого Европейского банка, введение единой валюты "евро", ликвидация национальных валют;
  • проведение единой внешней политики;
  • решение общими силами внутренних проблем ЕС - нелегальная иммиграция, терроризм, преступность, наркотики;
  • развитие демократических институтов, укрепление наднациональных структур (Европарламент, Европейский суд и т.д.).

Основными органами управления ЕС являются Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский  суд. Совет Министров ЕС - руководящий  орган ЕС, обладающий правом принимать решения по основным вопросам деятельности ЕС и правом заключать международные соглашения от имени ЕС. Это законодательный орган. Он может принимать постановления 4 основных видов, различающиеся по обязательной силе и способам применения.

1. Регламенты - подлежат непосредственному  применению во всех странах. 

2. Директивы - претворяются  в жизнь через принятие национальных законодательных актов.

3. Решения - касаются лишь  некоторых предприятий и организаций. 

4. Рекомендации - не имеют  обязательной силы. В Совет Министров ЕС входят министры иностранных дел всех стран-участниц, в его работе принимают участие также другие члены правительств.

Комиссия ЕС (КЕС) - административный орган, обладающий широкими полномочиями. Основные функции КЕС следующие.

  • Выдвижение законодательных инициатив.
  • Контроль за исполнением постановлений Совета Министров ЕС.
  • Использование необходимых санкций ( в том числе и обращение в Европейский суд) при нарушении странами тех или иных актов ЕС.
  • Контроль за соблюдением таможенного режима, развитием аграрного рынка, налоговой политики.
  • Обеспечение эффективной политики в области конкуренции и проведение единой политики в сельском хозяйстве, на транспорте и т.п.

Экономика

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объеме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн. Долларов по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объему ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия. Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингу Fortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС. Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — -0,2 %.Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. долларов.             Евро официальная валюта в 17 странах «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии). Также валюта используется ещё в 9 государствах, 7 из которых — европейские. Таким образом, евро — это единая валюта для более чем 320 миллионов европейцев был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты в 1999 году, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении 1:1. В декабре 2006 года в наличном обращении было 610 млрд. евро, что делало эту валюту обладателем самой высокой суммарной стоимости наличных, циркулирующих во всем мире, опережая по этому показателю доллар США.

Информация о работе Международная экономическая интеграция