Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:47, курсовая работа
В работе рассмотрены теоретические основы зоны свободной торговли и таможенного союза. В качестве примера приведены Североамериканскую зону свободной торговли, Евросоюз и таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстана.
Введение
1. Международная экономическая интеграция.
1.1. Зоны свободной торговли как экономический блок.
1.2. Таможенный союз как экономический блок.
1.3. Россия в системе международной интеграции.
2. Примеры интеграционных группировок
2.1. Североамериканская зона свободной торговли
2.2. Евросоюз
Заключение
Список используемой литературы
На наших глазах формируется новая экономическая реальность - начал действовать Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, вскоре их объединит Единое экономическое пространство. Раскрываются порядок формирования, содержание и основные функции системы управления Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии, формирования таможенно-тарифной политики стран-участниц выделяются основные этапы создания договорно-правовой базы Таможенного союза, конкретизируются цели его создания, а также проблемы формирования единого таможенного законодательства.
Рис. 1. Система органов управления Таможенным Союзом.
1.Ключевая идея создания Таможенного союза – это единый таможенный тариф (ЕТТ) и отсутствие таможенных барьеров внутри единой таможенной территории Таможенного союза. Создан институт реализации единой таможенной и торговой политики. Предполагается, что таможенные пошлины на товары из третьих стран будут синхронизированы, а сам таможенный контроль будет осуществляться по внешней границе. Что касается товаров, произведенных в России, Белоруссии и Казахстане, то они вообще не будет облагаться таможенными пошлинами. Согласно решению Межгоссовета ЕврАзЭС, Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный – до 1 января 2010 г., первый – до 1 июля 2010 г. и второй – до1 июля 2011 г. С 1 января 2010 г. заработал Таможенный союз ≪Большой тройки≫ в рамках Евразийского экономического со- общества (ЕврАзЭС) – России, Беларуси и Казахстана, а к 1 июля 2011 г. будут завершены все процедуры по созданию у трех стран единой общей таможенной границы. Таким образом, уже совсем скоро на постсоветском пространстве Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России ста- нет действительно единой таможенной территорией, внутри которой (от белорусско-польской границы до казахстански- тайской) все товары смогут передвигаться свободно и беспошлинно. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участниками, а также общий таможенный тариф, который начал действовать с 1 января 2010 г. С 1 июля 2011 г. планируется вынести таможенный и другие виды контроля с внутренних границ Таможенного союза трех стран на внешние. Таможенная граница будет проходить по внешним границам трех государств. Граждане смогут беспрепятственно въезжать и выезжать на территорию двух стран без осуществления таможенного досмотра и паспортного контроля на внутренних границах. Будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между нашими государствами, то есть не нужно будет заполнять декларации, вообще не нужно будет платить никаких таможенных сборов, преодолевать какие-либо еще таможенные барьеры в отношении внутренних товаров.
Расчеты, проведенные учеными РАН по совмещенной модели межотраслевых
балансов государств – участников Таможенного союза, наглядно демонстрируют,что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста. По оценкам РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г. составит примерно 400 млрд долл. США. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь – 16,1%, Казахстан – 14,7%.
2.Выступление на переговорах о членстве в ВТО единым фронтом. Это позволило бы нашим странам добиваться определенных уступок, выдвигать скоординированные встречные требования, оперативно и согласованно разрешать возникающие в ходе переговоров вопросы. Объединенные в единый Таможенный союз экономики таких стран, как Белоруссия, Россия и Казахстан, могли бы вести переговоры о вступлении в ВТО на значительно более выгодных условиях, чем сегодня. Прежде всего это касается определения предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном стечении бизнеса не будет повышаться (связывание импортного таможенного тарифа) и постепенное снижение уровня таможенного тарифа. При этом следует учитывать, что ставки ввозных пошлин, связанные в национальном перечне тарифных уступок какой-либо страны, согласно режиму наибольшего благоприятствования, распространяются на всех членов ВТО.
3. Обеспечение более надежной защиты от внешней конкуренции и создание надежных барьеров для контрабанды и реэкспорта. Экономический кризис и здесь внес свои негативные коррективы. По данным Департамента экономической безопасности в 2008 г. выявлено свыше 63 тысяч преступлений в сфере потребительского рынка. Это на 14% больше по сравнению с 2007 г. Только за зиму 2009 г. количество преступлений, связанных с контрабандной и контрафактной продукцией, выросло на 82%. Для всего рынка российской легкой промышленности в лучшем случае
20% – это доля легальных отечественных производителей. Введение общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, создание единой таможенной границы по внешним границам трех государств позволит членам Таможенного союза утроить усилия по формированию эффективно работающей системы государственного контроля за прохождением грузов через таможенную границу (в том числе стратегического сырья и продукции двойного применения) и за полнотой уплаты таможенных платежей.
Не последнее место
в интеграционной системе России
занимает Европейский союз. Во многом
наша территориальная близость, а
также внешнеэкономическая и
политическая направленность на Европу
сопутствует импульсам к
2. Примеры интеграционных группировок
Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приоритетными отношения с западноевропейскими "друзьями и соперниками" и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана. В развитие этих идей и был разработан и заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA)— соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.
В сентябре 1988 году после
нелегких трехлетних переговоров было
подписано американско-
В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Цели НАФТА
В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
Основной целью НАФТА
явилось снятие барьеров на торговлю
товарами между странами-участницами.
Половина барьерных ограничений
была снята сразу же, остальные
снимались постепенно в течение
14 лет. Такое соглашение стало расширенным
вариантом торгового соглашения
1989 г. между Канадой и США.
Структура НАФТА
НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.
Комиссия в ее работе оказывает содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS).Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.
НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА. В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если приемлемое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов.
Экономическая характеристика НАФТА
О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.
По численности населения,
по объему совокупного валового продукта
и ряду базовых экономических
показателей североамериканская интеграционная
группировка сопоставима с
Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.
Другая особенность
Также стоит отметить, что внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом. Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды: