Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены теоретические основы зоны свободной торговли и таможенного союза. В качестве примера приведены Североамериканскую зону свободной торговли, Евросоюз и таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстана.

Содержание работы

Введение
1. Международная экономическая интеграция.
1.1. Зоны свободной торговли как экономический блок.
1.2. Таможенный союз как экономический блок.
1.3. Россия в системе международной интеграции.

2. Примеры интеграционных группировок
2.1. Североамериканская зона свободной торговли
2.2. Евросоюз
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 80.93 Кб (Скачать файл)

На наших глазах формируется  новая экономическая реальность - начал действовать Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, вскоре их объединит Единое экономическое пространство. Раскрываются порядок формирования, содержание и основные функции системы управления Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии, формирования таможенно-тарифной политики стран-участниц выделяются основные этапы создания договорно-правовой базы Таможенного союза, конкретизируются цели его создания, а также проблемы формирования единого таможенного законодательства.

 


 



 

 

 





 



 

 


 

 

 

Рис. 1. Система  органов управления Таможенным Союзом.

 

 

1.Ключевая идея создания Таможенного союза – это единый таможенный тариф (ЕТТ) и отсутствие таможенных барьеров внутри единой таможенной территории Таможенного союза. Создан институт реализации единой таможенной и торговой политики. Предполагается, что таможенные пошлины на товары из третьих стран будут синхронизированы, а сам таможенный контроль будет осуществляться по внешней границе. Что касается товаров, произведенных в России, Белоруссии и Казахстане, то они вообще не будет облагаться таможенными пошлинами. Согласно решению Межгоссовета ЕврАзЭС, Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный – до 1 января 2010 г., первый – до 1 июля 2010 г. и второй – до1 июля 2011 г. С 1 января 2010 г. заработал Таможенный союз ≪Большой тройки≫ в рамках Евразийского экономического со- общества (ЕврАзЭС) – России, Беларуси и Казахстана, а к 1 июля 2011 г. будут завершены все процедуры по созданию у трех стран единой общей таможенной границы. Таким образом, уже совсем скоро на постсоветском пространстве Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России ста- нет действительно единой таможенной территорией, внутри которой (от белорусско-польской границы до казахстански- тайской) все товары смогут передвигаться свободно и беспошлинно. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участниками, а также общий таможенный тариф, который начал действовать с 1 января 2010 г.       С 1 июля 2011 г. планируется вынести таможенный и другие виды контроля с внутренних границ Таможенного союза трех стран на внешние. Таможенная граница будет проходить по внешним границам трех государств. Граждане смогут беспрепятственно въезжать и выезжать на территорию двух стран без осуществления таможенного досмотра и паспортного контроля на внутренних границах. Будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между нашими государствами, то есть не нужно будет заполнять декларации, вообще не нужно будет платить никаких таможенных сборов, преодолевать какие-либо еще таможенные барьеры в отношении внутренних товаров.

Расчеты, проведенные учеными  РАН по совмещенной модели межотраслевых

балансов государств –  участников Таможенного союза, наглядно демонстрируют,что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста. По оценкам РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г. составит примерно 400 млрд долл. США. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь – 16,1%, Казахстан – 14,7%.

  2.Выступление на переговорах о членстве в ВТО единым фронтом. Это позволило бы нашим странам добиваться определенных уступок, выдвигать скоординированные встречные требования, оперативно и согласованно разрешать возникающие в ходе переговоров вопросы. Объединенные в единый Таможенный союз экономики таких стран, как Белоруссия, Россия и Казахстан, могли бы вести переговоры о вступлении в ВТО на значительно более выгодных условиях, чем сегодня. Прежде всего это касается определения предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном стечении бизнеса не будет повышаться (связывание импортного таможенного тарифа) и постепенное снижение уровня таможенного тарифа. При этом следует учитывать, что ставки ввозных пошлин, связанные в национальном перечне тарифных уступок какой-либо страны, согласно режиму наибольшего благоприятствования, распространяются на всех членов ВТО.

3. Обеспечение более надежной защиты от внешней конкуренции и создание надежных барьеров для контрабанды и реэкспорта. Экономический кризис и здесь внес свои негативные коррективы. По данным Департамента экономической безопасности в 2008 г. выявлено свыше 63 тысяч преступлений в сфере потребительского рынка. Это на 14% больше по сравнению с 2007 г. Только за зиму 2009 г. количество преступлений, связанных с контрабандной и контрафактной продукцией, выросло на 82%. Для всего рынка российской легкой промышленности в лучшем случае

20% – это доля легальных  отечественных производителей. Введение общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, создание единой таможенной границы по внешним границам трех государств позволит членам Таможенного союза утроить усилия по формированию эффективно работающей системы государственного контроля за прохождением грузов через таможенную границу (в том числе стратегического сырья и продукции двойного применения) и за полнотой уплаты таможенных платежей.

Не последнее место  в интеграционной системе России занимает Европейский союз. Во многом наша территориальная близость, а  также внешнеэкономическая и  политическая направленность на Европу сопутствует импульсам к сближению  с нашей стороны. Интерес же Евросоюза  к России продиктован с одной  стороны обеспечением безопасности в Европе, с другой, освоение такого емкого рынка как Российский, может  стимулировать ускорение темпов развития экономики стран Евросоюза.     Пока нет определенной ясности в системе взаимоотношений между Евросоюзом и Россией. Все будет зависеть от дальнейших процессов происходящих в Европейском союзе и России. На современно этапе уже создано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», которое представляет собой программу долгосрочного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности. Это соглашение предусматривает приобщение России к общим правилам международной торговли, что открывает определенные перспективы; помощь со стороны ЕС в проведении социальных и экономических программ; создание единого правового пространства и совместных органов для решения возникающих проблем; устранения дискриминационного подхода к России в связи с признанием ее страной с переходной экономикой; не мгновенное открытие Российского рынка для всего спектра товаров, что могло бы поставить в затруднительное положение российских производителей. Хотя уже создаются предпосылки к объединению на макроуровне, что, несомненно, важно, но этого отнюдь недостаточно. Необходимо предпринять шаги по интеграции на микроуровне, что является основой процесса интеграции. Так же сейчас важной задачей Российской экономики является привлечение инвестиций, которых сейчас явно недостаточно.  Решение этой задачи позволит вывести экономику России на новый уровень и обеспечить ускорение интеграционных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Примеры интеграционных группировок

    1. Североамериканская зона свободной торговли

Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую и внешнюю  политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями  приоритетными отношения с западноевропейскими "друзьями и соперниками" и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана. В развитие этих идей и был разработан и заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли.    Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA)— соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).

Первым шагом стал «план  Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

В сентябре 1988 году после  нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.

В силу происходивших в 1980-х  годах интеграционных процессов  в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало  понятно, что ответом на объединение  Европы должно стать объединение  Америки, и, как его части —  Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали  значение и потенциал НАФТА с  различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной  торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США  и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

Цели НАФТА

В настоящее время НАФТА  представляет собой крупнейшую в  мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и  совокупным валовым продуктом в  размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной  торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и  впервые объединяет промышленно  развитые государства и развивающуюся  страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

  • географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
  • тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;
  • растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;
  • усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Основной целью НАФТА  явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений  была снята сразу же, остальные  снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным  вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.          В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:

  • снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;
  • создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
  • установление базы для будущей трехсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

Структура НАФТА

НАФТА обладает четкой организационной  структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной  торговле, в которую входят представители  на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает  за осуществлением и дальнейшей разработкой  Соглашения и помогает разрешать  споры, возникающие при интерпретации  Соглашения. Она также наблюдает  за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

Комиссия в ее работе оказывает содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS).Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с  целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.           В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если приемлемое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов.

Экономическая характеристика НАФТА

О масштабах экономической  взаимосвязи США, Канады и Мексики  на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим  данным. В США реализовывается  около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП  Канады). Доля США в иностранных  прямых инвестициях в Канаде –  свыше 75% и Канады в США – 9%. В  США направляется около 70% мексиканского  экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского  импорта. Доля США в общем притоке  прямых иностранных инвестиций в  Мексику превышает 60%. ВВП США  в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических  показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским  союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%. Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.

Главное отличие – асимметричность  экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных  структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам  канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается  в том, что ее участники находятся  в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие  удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

Также стоит отметить, что  внутри НАФТА, в отличие от ЕС и  АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом. Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

Информация о работе Международная экономическая интеграция