Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:34, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности международной рыночной конкуренции, особенностей ее проявления и влияния на мировые и национальные рынки. Поставленная цель обусловила необходимость решения таких заданий:
исследовать современные трактовки экономической категории «международная конкуренция»;
охарактеризовать виды международной конкуренции;
осветить основные постулаты теории конкурентных преимуществ;
рассмотреть влияние глобализации на международную конкуренцию в развивающихся странах, в развитых странах, а также влияние кризисов на международную конкуренцию;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...............3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………..……………….......5
1.1. Сущность и история развития международной конкуренции……..…5
1.2. Виды международной конкуренции………………………………..…11
1.3. Теория конкурентных преимуществ…………………………………..15
РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………......20
2.1. Международная конкуренция в развивающихся странах……………...20
2.2. Международная конкуренция в развитых странах..…………………....23
2.3. Влияние кризисов на международную конкуренцию………………….26
РАЗДЕЛ 3. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ…….……………….......….……..29 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ
КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….
РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………….....
2.1. Международная конкуренция
в развивающихся странах……………..
2.2. Международная конкуренция в развитых странах..…………………....23
2.3. Влияние кризисов
на международную конкуренцию……
РАЗДЕЛ 3. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ
УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ…….……………….......….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, который стремительно и неустанно идет путем глобализации, а сегодня переживает первый в экономической истории человечества глобальный финансово-экономический кризис, способность быстро адаптироваться к международной конкуренции становится важным условием успешного развития. Сегодня от конкуренции нельзя защититься, в ней можно лишь победить или проиграть.
Интернационализация экономики, которая усилилась во второй половине прошлого века, повлекла бурное развитие конкуренции на мировых рынках. Усилению международной конкуренции способствовало также замедление темпов развития национальных рынков. Актуальным вопросом стало выявление направлений, факторов и стратегий конкурентного поведения, которые обеспечивали бы долговременную победу не только на национальном уровне, но и на международных рынках.
Значительный вклад в исследование проблем международной конкуренции внесли такие зарубежные ученые, как М.Портер, Н.Ячеистова, А. Кузнецов, К.Конрад, И.Спиридонов, Ч.Гилл, Дж. Майер, отечественные – О.Кузьмин, Н.Горбаль, А.Румянецев, И.Пиддубный, И.Должанский, и другие. Сравнительные преимущества и их роль в международном экономическом обмене исследовались также в трудах ученых – основателей теории международной торговли - от классических (А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля и Хекшера-олина) к современным (И. Кругмана, Д. Хаберлера но др.). Были рассмотрены юридические и экономические основы современных международных конкурентных отношений, правовые аспекты государственной регуляции конкурентных отношений, тенденции развития международно-правовых механизмов , взаимосвязи конкуренции и международной торговли, вопросы управления международной конкурентоспособностью предприятий. Степень разработанности перечисленных научных исследований разная.
Предмет исследования - международная конкуренция в условиях глобализации.
Объектом исследования - международная конкуренция как процесс в международных экономических отношениях.
Целью работы является исследование сущности международной рыночной конкуренции, особенностей ее проявления и влияния на мировые и национальные рынки. Поставленная цель обусловила необходимость решения таких заданий:
Работа состоит из введения, 3х разделов, вывода и списка использованных источников.
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Конкуренция выступает ключевым понятием, которым выражают сущность рыночной системы отношений в экономике. Ключевая роль конкуренции для нормального функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. известным английским экономистом Адамом Смитом, который вывел принцип конкуренции, назвав его принципом «невидимой руки». Это означает, что каждый производитель товаров и услуг всегда стремится к личной выгоде и получении прибыли.
Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определения, сформулированные некоторыми авторами [17,c.32-32].
К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю
считают, что конкуренция – это
наличие на рынке большого числа
независимых покупателей и
Фридрих А. фон Хаек отмечает, что конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания.
В своей книге «Международная конкуренция» М.Портер отмечает, что конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
Моральным стимулом конкуренции является стремление товаропроизводителя превзойти других.
Материальным стимулом - необходимость удержать свои позиции
на рынке и «привязать» к себе реальных
и потенциальных покупателей. Международная
конкуренция – явление международной
экономической жизни.
До середины XX в. международная конкуренция
базировалась только на основе факторов
производства. Отрасли промышленности
в то время были трудоемкие, продукция
выпускалась крупносерийная, стандартная,
рассчитанная на массового, безадресного
покупателя. В этих условиях главную роль
в конкуренции играли природные ресурсы,
экстенсивный тип производства, факторный
принцип.
Сегодня картина радикально изменилась:
производимые товары дифференцированы,
запросы покупателя необычайно разнообразны,
хозяйства масштабны, высокотехнологичны,
повсеместно господствует электроника,
информационные системы, гибкие производственные
структуры. Поэтому главным условием успеха
в конкуренции стали доступ к новейшим
технологиям, наличие высококвалифицированных
кадров современной рыночной инфраструктуры,
прекрасно работающий маркетинг, неценовая
конкуренция (т.е. качество продукции,
дизайн, сервис, реклама и др.).
Конкурирующие фирмы сегодня активно
проводят глобальную стратегию во всех
сферах деятельности - продают свои товары
и услуги по всему миру, размещают свое
производство во всех странах, ищут новые
материалы, новаторские идеи, современные
ноу-хау, и т.д. Полная зависимость товаропроизводителя
только от наличия природных факторов
производства становится все слабее: миграция
капитала, рабочей силы приобрела в наше
время гигантские масштабы, а развитие
ЭВМ, международного транспорта, мировых
информационных систем во много раз удешевило
обмен информацией, астрономически сократило
время ее получения и обработки.
Следовательно, природные факторы, на
которых в прошлом вырастало преимущество
в конкуренции не только отдельного товаропроизводителя,
но и страны в целом, сегодня отходят на
задний план. Строить свою стратегию в
конкуренции только на природных ископаемых
- вчерашний день. Кто бы мог раньше подумать,
что Израиль, страна полупустынь, станет
в наши дни лидером производства сельскохозяйственной
продукции? Или Япония, у которой вообще
нет никаких природных ископаемых, выйдет
в мировые лидеры по самым современным
видам промышленной продукции?
Международная конкуренция исторически и логично возникла в результате развития и интенсификации международного экономического обмена и формирования мирового рынка. Экономическая сущность международной конкуренции должна определяться в ее плоскости как явление и как процесс международных экономических отношений.[12,c.38]
Как явление международных
экономических отношений
Причиной того, что конкуренция предприятий приобретает все больше международный характер, называют глобализацию экономических связей, которая происходит в результате стремительного развития международной торговли, иностранного инвестирования, крупных транснациональных компаний, слияние деятельности транснациональных корпораций [20,с.120].
Весомое место в теории международной конкуренции занимает концепция ключевой компетентности. Ключевая компетенция предприятия – способность предприятия выполнять определенные виды деятельности, которые составляют цепь его ценностей и использование которых создает эффект синергии в деятельности предприятия [12,с.30]. В зависимости от уровня международной конкуренции ключевой компетенцией предприятия может выступать накопление и интегрирование существующих потоков знаний персоналом; генерирование новых знаний, навыков и умений, способных расширять коммерческие возможности предприятия и его потребительские ценности; разработка новых направлений бизнеса.
В процессе международных конкурентных отношений фирма может занять определенную позицию в зависимости от уровня развития своих ключевых компетенций.
ІІІ Ключева компетенция
ІІ Ключевые технологии
І Готовые товары/услуги |
|
Конкуренция в координатах „знания – новый вид бизнеса” | |
|
Конкуренция в координатах „качество – скорость разработки новых изделий” | ||
|
– рыночная часть” |
Рис. 1.1 Уровни и координаты международной конкуренции [12, с.31].
Международная конкуренция на первом уровне осуществляется за ключевые товары и услуги в координатах „цена – рыночная частица”.
Международная конкуренция на втором уровне осуществляется за ключевые технологии в координатах „качество – скорость разработки новых изделий”.
Конкуренция на третьем уровне основывается на интегрировании ключевых технологий с другими активами предприятия (менеджментом, коллективной учебой), использование которых создает ключевую компетенцию. Здесь главным источником конкурентных преимуществ выступают знание и „познавательная мобильность” персонала предприятия.
Цели участия в международных конкурентных отношениях могут быть разными [4,с.285-286]:
1.2. Виды международной конкуренции
А. Кузнецов в [7,с.6-7] выделяет два вида международной конкуренции - многонациональную и глобальную конкуренцию. Многонациональная конкуренция – вид международной конкуренции, при которой межфирменное соперничество в каждой стране или группе стран протекает независимо, то есть в таком контексте международный рынок выступает набором относительно самостоятельных национальных рынков, в национальных отраслях которых конкуренция осуществляется по-своему. В процессе многонациональной конкуренции фирмы соревнуются за господство на отдельных рынках. Такая форма международной конкуренции характерна для рынков продуктов питания (кофе, хлебные изделия, замороженные продукты, консервы, пиво), простых металлоизделий и тому подобное.
Глобальная конкуренция присуща международным рынкам гражданских самолетов, телевизоров, автомобилей, часов, копировальных аппаратов, телекоммуникационного оборудования, шин.
Ученые акцентируют внимание на двойной природе международной конкуренции – как явления и как процесса международных экономических отношений [12,с.38] .
Как явление международных экономических отношений международная конкуренция — это форма соперничества субъектов мирового рынка, который возникает в процессе их трансграничного взаимодействия и направленная на достижение целей их международной экономической деятельности.