Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:34, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности международной рыночной конкуренции, особенностей ее проявления и влияния на мировые и национальные рынки. Поставленная цель обусловила необходимость решения таких заданий:
исследовать современные трактовки экономической категории «международная конкуренция»;
охарактеризовать виды международной конкуренции;
осветить основные постулаты теории конкурентных преимуществ;
рассмотреть влияние глобализации на международную конкуренцию в развивающихся странах, в развитых странах, а также влияние кризисов на международную конкуренцию;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...............3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………..……………….......5
1.1. Сущность и история развития международной конкуренции……..…5
1.2. Виды международной конкуренции………………………………..…11
1.3. Теория конкурентных преимуществ…………………………………..15
РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………......20
2.1. Международная конкуренция в развивающихся странах……………...20
2.2. Международная конкуренция в развитых странах..…………………....23
2.3. Влияние кризисов на международную конкуренцию………………….26
РАЗДЕЛ 3. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ…….……………….......….……..29 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37
Как процесс, международная конкуренция является проявлением трансграничного вида взаимодействия субъектов мирового рынка, который характеризуется определенной структурой и техникой, последствиями и результатами, а также определенными условиями и правилами его ведения, поскольку международная среда является полем пересечения не только интересов товаропроизводителей, но и интересов национального уровня (экономической безопасности, прозрачной конкурентной среды и тому подобное). Именно поэтому поведение конкурентов на международном рынке будет формироваться под воздействием многих факторов, а не выходя лишь из меркантильных ожиданий субъектов ведения хозяйства.
В исследовании [7,с.7-8] акцентируется внимание на исследованиях барьеров международной конкуренции. Международная конкуренция более совершенна, чем национальная конкуренция, но она не является совершенной через наличие барьеров вхождения на рынки для иностранных конкурентов. Именно барьеры направлены на послабление уровня соперничества.
Для международной конкуренции самыми весомыми барьерами являются тарифные и нетарифные ограничения международной торговли, патентно-лицензионная защита, государственное субсидирование отдельных товаропроизводителей, демпинг, заговоры производителей, которые вызывают монополизацию рынков и создание дискриминационных условий деятельности для конкурентов и тому подобное.
Международная конкуренция характерна не только для рынка товаров, но и для рынка услуг. В работах [14,с.21-22; 15,с.163] приведены такие три формы международной конкуренции в сфере услуг:
1. Мобильные покупатели направляются в страну, где услуги производятся. Это характерно для таких видов услуг, как туризм, образование, медицинская помощь, транспорт, сохранение и складирование товаров.
2. Фирмы одной страны предоставляют услуги в других странах, используя для этого свой внутренний персонал и технические средства. Как пример можно навести консультирование по вопросам предпринимательства, инжиниринг.
3. Фирмы одной страны предоставляют услуги в других странах через посредничество сервисных фирм, которые находятся за рубежом и обслуживаются персоналом, направленным из страны базирования компании или наемных местных жителей. Такая форма международной конкуренции присуща бухгалтерско-аудиторскому и банковскому делу, маркетингу.
Участию в международной конкуренции для каждой отдельной фирмы предшествует выбор способа вхождения на рынок определенной страны в зависимости от того, экспортирует фирма продукцию, изготовленную на своем рынке, создает ли производственный подраздел на заграничном рынке. Способами участия фирм в международной конкуренции являются такие [4, с.286-287]:
1. Прямой и непрямой экспорт. Возникает в случае избытка продукции и осуществляется периодически, без долгосрочных обязательств. Непрямой экспорт более дешевый и менее рискован, поскольку фирма поручает международные операции другим организациям. Практикуют такие варианты непрямого экспорта:
Прямой экспорт
2. Участие на основе контрактов (франшизы, лицензии). Преимуществом такой формы участия в международной конкуренции являются долгосрочные договорные отношения, возможность осуществлять производственно-торговую деятельность под известной торговой маркой, получать маркетинговую поддержку, платя, зато рентный платеж.
3. Создание иностранной торговой фирмы или совместного предприятия. Фирма переходит к прямому инвестированию и контролирует партнера.
4. Прямое инвестирование в контролируемый филиал. На этой стадии фирма может полностью владеть 100 % капиталу иностранного филиала.
5. Автономный филиал (дочерняя компания). Иностранный филиал переходит на автономное развитие, опираясь на национальный капитал, национальные кадры, собственные НДДКР.
6. Участие в форме транснациональной корпорации, которая рассматривает международный рынок как гомогенный, избирательно адаптируясь к условиям местных рынков.
1.3. Теория конкурентных преимуществ
В 1991 году американский экономист Майкл Портер опубликовал труд «Конкурентные преимущества стран», который переведен как «Международная конкуренция». Центральной идеей теории международной конкуренции, предложенной М.Портером, есть тесная взаимосвязь между конкурентным преимуществом и условиями расположения страны. Факторами формирования конкурентных преимуществ на международном рынке за М.Портером выступают такие:
1. Возможность быстрого накопления специализированных ресурсов и навыков в стране расположения.
2. Более точная и
доступная информация о
3. Конкурентоспособность предприятий-поставщиков на международном рынке.
4. Благоприятная национальная система поддержки и развития конкурентных преимуществ.
Факторы формирования конкурентного преимущества на международном рынке взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие М.Портер воплотил в так называемой «модели национального ромба».
Параметры факторов производства |
|
Параметры спроса | |
Рис. 1.2. Детерминанты преимуществ страны в конкурентной борьбе: ромб М. Портера [13,с.9].
Основной единицей конкуренции по М. Портеру является отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента.
Первый момент – это структура отрасли, в которой действует фирма, т.е. особенности конкуренции. На конкуренцию в отрасли оказывают воздействие пять факторов (или сил по М. Портеру):
А. Появление новых конкурентов.
Б. Появление товаров или услуг-заменителей.
В. Способность поставщиков торговаться.
Г. Способность покупателей торговаться.
Д. Соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.
Эти пять факторов определяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, устанавливаемые фирмами, их расходы, капиталовложения и др.[9,c344-347]
С появлением новых конкурентов снижается общий потенциал прибыльности в отрасли, так как они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается и цена, которую фирма может запросить за свой товар.
Поставщики и покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может привести к снижению прибыли фирмы.
Платой за конкурентоспособность при соперничестве с другими фирмами являются либо дополнительные расходы, либо снижение цены, а в результате - сокращение прибыли.
Позиция фирмы в отрасли определяется конкурентным преимуществом. Фирма опережает своих соперников, если имеет стабильное конкурентное преимущество:
1. Более низкие издержки, свидетельствующие о способности фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Продавая товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль.
2. Дифференциация товаров, т.е. способность фирмы удовлетворять потребности покупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими свойствами, либо с широкими возможностями послепродажного обслуживания.
Другим важным фактором, влияющим на позицию фирмы в отрасли, является сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли. Фирма должна решить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родственных отраслях конкурировать.
Портер представил основные типовые стратегии, применяемые при определении позиции фирмы в отрасли [13,c.58.]. Концепция типових стратегий заключается в том, что каждая стратегия базируется на конкурентном преимуществе и фирма должна выбрать свою стратегию в зависимости от имеющегося преимущества.
Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются определенные ценности для покупателей. Конечная ценность зависит от того, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходимую деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преимущества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов, но производить его с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации).
РАЗДЕЛ 2
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Международная конкуренция в развивающихся странах.
Для развивающихся стран характерной чертой является широкая гамма средств регулирования конкурентоспособности национальной экономики, которая охватывает инструменты макроэкономической, таможенно-тарифной, промышленной, региональной экономической политики, с особым акцентом на достижении преимуществ в создании современных факторов производства, в первую очередь в отрасли человеческого капитала, и на прогрессивные структурные преобразования в экономике. К таким странам относятся Китай, Бразилия, Индия. Но, в основном, конкурентоспособность развивающихся стран основана на ресурсных преимуществах.
Развивающиеся страны (РС) — около 140 государств Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. В основном они появились как подсистема мирового хозяйства на рубеже 1950—1960-х гг., вследствие распада мировой колониальной системы
Общие черты и особенности развивающихся стран:
1. Зависимое положение в мировой торговле, в процессах международной миграции капитала, трудовых ресурсов и НТП.
2. Переходный характер внутренних социально-экономических структур, производственных отношений в целом.
3. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной инфраструктуры.
4. Аграрное перенаселение в условиях отсталости систем землепользования
и землевладения, применения отсталых средств труда и деградации земель.
5. Низкая нанимающая способность предприятий и сохранение традиционных производств.
К концу XX в. в развивающемся мире произошли важные сдвиги: аграрные, по преимуществу структуры с почти абсолютным преобладанием деревенского населения, превратились в аграрно-индустриальные, даже индустриально-аграрные со значительной долей городских жителей. Существенного прогресса достигли производственная и социальная инфраструктуры, ускорилось развитие сферы услуг, в том числе, современных, а системы образования и здравоохранения повысили качество трудовых ресурсов. Среднестатистический ежегодный рост ВНП в 3% позволил улучшить материальное положение многих жителей Азии, Африки и Латинской Америки.[10,c.76-77]
Характерной является стратегия прогрессирующего восхождения стран по лестнице международной конкурентоспособности – от опоры на фактурное преимущество в отрасли сырья и дешевых трудовых ресурсов, к опоре на мощный инвестиционный потенциал и высокий уровень развития качества трудовых ресурсов. При этом некоторые государства привлекали инвестиции, научные исследования и разработки (Китай, Тайвань), закупали лицензии, что позволяло осваивать выпуск более современной продукции. (Малайзия, Китай). В странах восточной Азии политика наращивания конкурентоспособности соединялась вопросами образования, профессиональной подготовки кадров с относительно дешевовыми трудовыми ресурсами.
Важную роль в наращивании конкурентоспособности играет в регионе восточной Азии и в других странах привлечении иностранного капитала, хотя здесь этот капитал невозможно применить на фоне угнетения инвестиционной деятельности отечественных инвесторов. Но некоторые страны демонстрируют одновременно и либеральный подход к регулированию иностранных инвестиций, и создание разных стимулов к их привлечению. Большую роль в политике играют: наращивания конкурентоспособности развивающихся стран, создание свободных экономических зон, зон экспортной переработки, научно-промышленных парков.