Международная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности международной рыночной конкуренции, особенностей ее проявления и влияния на мировые и национальные рынки. Поставленная цель обусловила необходимость решения таких заданий:
 исследовать современные трактовки экономической категории «международная конкуренция»;
 охарактеризовать виды международной конкуренции;
 осветить основные постулаты теории конкурентных преимуществ;
 рассмотреть влияние глобализации на международную конкуренцию в развивающихся странах, в развитых странах, а также влияние кризисов на международную конкуренцию;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...............3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………..……………….......5
1.1. Сущность и история развития международной конкуренции……..…5
1.2. Виды международной конкуренции………………………………..…11
1.3. Теория конкурентных преимуществ…………………………………..15
РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………......20
2.1. Международная конкуренция в развивающихся странах……………...20
2.2. Международная конкуренция в развитых странах..…………………....23
2.3. Влияние кризисов на международную конкуренцию………………….26
РАЗДЕЛ 3. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ…….……………….......….……..29 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37

Файлы: 1 файл

межд кон.doc

— 6.23 Мб (Скачать файл)

Например, в Индии государство стимулирует инвестиции в прогрессивные отрасли производства товаров.  В последнее время, выразительный акцент делается на развитие сектора биотехнологии и фармацевтики, которые потенциально могут стать наиболее быстрорастущими секторами экономики страны.

Таким образом, экономики  развивающихся стран дают пример, как можно использовать не только ресурсный потенциал страны, но и пример ускоренного наращивания конкурентоспособности в высокотехнологических сферах товаров и услуг, что базируется на целенаправленной политике правительства, и что является ценным благодаря упору на эффективное развитие внутреннего потенциала страны.

 

       2.2. Международная конкуренция в развитых странах

 

Международная конкуренция в современных высокоразвитых стран основана главным образом на технологических преимуществах, в то время как остальных стран – на ресурсных. Это значит, что существуют различные виды конкурентных преимуществ в зависимости от уровня развития национального государства.

Развитые  страны занимают господствующее положение  в мировой экономике и имеют много общего в своем историческом и социально-экономическом развитии. К этой группе относятся государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая была создана в 1961 г. вместо Организации европейского экономического сотрудничества с целью выработки согласованной политики, направленной на достижение устойчивого экономического роста при сохранении финансовой стабильности, расширения мировой торговли на многосторонней не дискриминационной основе.

 

Основные признаки развитых стран:

1.  Схожие модели, типы и факторы роста национальных экономик.

2. Многоотраслевая экономика с преобладанием сферы высоких услуг (преимущественно финансовых и инновационных). Сфера услуг обеспечивает производство более 70% ВВП.

3.  Высокий (но дифференцированный) уровень ВВП на душу населения. В большинстве стран данной группы этот показатель колеблется от 20 до 70 тыс. долл. на душу населения в год и примерно в 5 раз превышает среднемировой уровень.

4. Социальная структура общества. Для промышленно развитых стран характерен меньший разрыв в уровне доходов между беднейшими и богатейшими и наличие мощного среднего класса, имеющего высокие жизненные стандарты.

5. Ведущие места в мире по накоплению и сбережению капитала (соответственно по инвестиционному потенциалу).

6. Высококонкурентные социально-экономические системы: ведущие места в мире по ряду социально-экономических, технико-технологических и инновационных параметров и высокий уровень глобальной конкурентоспособности.

7. Лидирующие позиции в мире по инновационному и научно-техническому развитию.

8. Лидирующее положение в мировой экономике и международных экономических отношениях, активизация процессов международной экономической интеграции.

9. Внешнеэкономическая экспансия (ТНК, вывоз капитала, внешнеторговая экспансия). Основу внешней торговли развитых стран составляет товарный обмен, где ведущие позиции занимают изделия с высокой степенью обработки [16,c.129].

Ключевыми факторами современной, преимущественно технологической, конкурентоспособности являются следующие:

1. Уровень образования и в целом научно-технический потенциал страны. Дело в том,  что существует критическая связь между конкурентоспособностью и высоким уровнем образования, особенностью в сфере точных и естественных наук и способностью быстро переходить к новым технологиям. Поэтому для повышения национальной конкурентоспособности необходимы инвестиции в новую технологию, человеческий капитал.

2. Инвестиционный и деловой климат, благоприятный как для резидентов, так и для нерезидентов с точки зрения возникновения и распространения достижения НТП.

3. Открытая система международной торговли и перемещение факторов производства при условии защиты национальных экономических интересов. Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. Речь идет о степени адаптации экономики к эволюции мирового спроса, о точном выборе национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, об умении избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоения новых рынков [15,c.58].

Например, анализируя модель обеспечения конкурентоспособности  США, необходимо особенно обратить внимание на ту роль, которую играют в этой стране механизмы обеспечения эффективной конкуренции через действенное антимонопольное регулирование.

 

 2.3. Влияние кризисов на международную конкуренцию

 

Период кризиса, когда основные конкуренты ослаблены, зачастую может стать благоприятным временем для форсированной реализации новых стратегий развития, завоевание большей доли рынка либо новых рыночных ниш, но воспользоваться этим шансом может далеко не всякая компания и не каждая страна. Обычно же в условиях кризиса на первый план выходит задача обеспечения операционной эффективности. Горизонты менеджмента значительно сужаются, резко сокращаются инвестиции в обновлении производственных мощностей. Компании стремятся оптимизировать затраты с помощью специальных программ по сокращению издержек, достижение безизбыточности или поддержания прибыльности бизнеса.[10,c.61] 

Во время  последнего кризиса компаниям стран  Восточной Азии удалось сохранить  достаточно высокий уровень доходности. На фоне стран Восточной Европы и многих развитых стран Запада, где многие правительства вынуждены были идти на масштабные сокращения персонала, замораживать проекты, закрывать представительства в других странах и уходить с перспективных рынков.

Экономические кризисы — явления не исключительного характера, а скорее результат присущих современной системе недостатков, усиленных иррациональными действиями многочисленных участников рынка. Однако история учит: перманентных кризисов не бывает, в рыночной экономике заложены также и возможности выхода из кризиса. Начавшийся во второй половине 2007 г. в США финансово-экономический кризис, многими экономистами и политиками сравнивается с Великой депрессией 1929—1933 гг. В развитых странах промышленное производство падало темпами свыше 10%, а в некоторых (Япония, Швеция) составляло и 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Важнейшим каналом распространения кризиса стало падение мировой торговли, причем, больше всего падение внешней торговли зафиксировано именно в развитых странах [3,c.6].

Таблица 2.1.

Кризис международной  торговли [3,c.6].

 

   

Экспорт

Импорт

Падение объемов  торговли в 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008

г., %

Германия

Апрель

-28,7

-22,9

Китай

Май

-22,6

-24,8

США

Апрель

-27,3

-35,0

Япония

Апрель

-39,1

-37,8

Россия

Апрель

-47,9

-45,4




 

По данным ВТО, по итогам 2009 г. падение объемов  мировой торговли достигло 12%, став самым значительным за более, чем 70 лет. В частности, экспорт Евросоюза упал на 16%, а импорт —на 23%. Крупнейшая среди стран Евросоюза экономика — немецкая — пережила самый серьезный с 1950 г. спад экспорта — на 18, 4%. Германия уступила мировое лидерство по экспорту Китаю, который, в свою очередь испытал снижение этого показателя на 17%.

В результате кризиса значительно пострадали позиции развитых стран на мировых рынках. По оценкам ЮНКТАД, ПИИ, полученные развитыми странами  (более тесно  связанными с  США),  в 2008 г. упали на 33%, тогда как в развивающихся странах, менее активно сотрудничающих с США, инвестиции выросли на 3,6%. В 2009—2010 гг. глобальный экономический кризис продолжился. Поэтому в развитых странах отмечались и сокращения объемов ПИИ. Объемы ПИИ в целом в мире по итогам года 2009 г. сократились на 39%, составив около 1 трлн. долл. (МВФ прогнозировал 1,2 трлн. долл.).  Приток ПИИ в развитые страны в 2009 г. упал на 41% — до 565 млрд. долл., в то время как ПИИ, полученные развивающимися странами, снизились на 35% — до 406 млрд. долл.[3,c.7-8].

Глубинной причиной современного глобального кризиса стали дисбалансы в мировой экономике, связанные с избыточным потреблением в США, крупнейшей экономике мира, тесно связанной со многими государствами и оказывающей огромное влияние на мировую финансовую систему как страна-эмитент мировой резервной валюты. Поэтому многие эксперты высказывают точку зрения о том, что развитые страны постепенно будут сдавать свои лидирующие позиции в мире другим государствам, наиболее быстро развивавшимся в 2000—2008 гг.

Кризисы последних лет, стимулируют поиск новых моделей  развития, как на микро, так и на макроуровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА    МИРОВЫХ РЫНКАХ

 

Для формирования внутреннего  рынка инноваций и технологий Украины и повышения конкурентоспособности предприятий государства, на высокотехнологичном внешнем рынке необходимо точно определить приоритеты Украины в дальнейшем развитии экономики.

Конкурентоспособность украинских предприятий на динамично  развивающемся мировом рынке на данный момент является ключевой проблемой вхождения предприятия в мировое экономическое сообщество. Стремление Украины присоединиться к ведущим региональным формированиям пока остается только стремлением, так как на мировом рынке продукция большинства украинских производителей может быть реализована только в рамках демпинговых или нелегальных соглашений. На мировом рынке конкурентоспособными признано менее 1 % украинских товаров и услуг.

В то же время, экономика  Украины на 70 % зависит от экспорта. Однако товарная номенклатура товаров, реализуемых на внешнем рынке, по-прежнему состоит из товаров сырьевой группы и полуфабрикатов: металлопродукции, минеральных продуктов и продукции химической отрасли, которые в общем составляют 65 % украинского экспорта. В условиях того, что Украина почти полностью зависит от внешних энергетических ресурсов, а энергоемкость вышеприведенной продукции в стране самая высокая по Европе, невозможно говорить о конкурентоспособности или прибыльности украинского производства и экспортных операций.[1,c.35]

Кроме того, устаревшая производственная база большинства предприятий

Украины не позволяет  им производить продукцию, качеством  и уровнем издержек отвечающую мировым стандартам. Для вложения капитала в экономику Украины иностранным инвесторам необходим стимул, а на данный момент основным фактором инвестирования в предприятия любой отрасли в мире является их научно-технический потенциал. Поэтому, для успешного выполнения поставленной задачи, правительству Украины необходимо в первую очередь самому инвестировать средства в развитие НТП государства.

         Без структурной перестройки экономики исследования даже прикладного характера останутся не более чем проектами.

Уровень конкуренции  на мировом рынке для продукции  украинских предприятий по оценкам  опрошенных экспертов составляет в целом 4,3 бала за семибальной шкалой, т.е. выше среднего [19,c.211].

 

Рис.3.1. Уровень конкуренции на мировом рынке для продукции предприятий экспортеров [19,c.211].

 

Как видно из рисунка 3.1., достаточно низкой и вместе с тем вполне объективной является оценка экспертами, уровня конкуренции на мировом рынке со стороны украинских производителей (3,1 бала за семибальной шкалой). Укажем, что самый низкий показатель оценили именно те эксперты, которые презентуют предприятие, что вырабатывают электронную продукцию, оборудование для радио, телевидения связи. А так же предприятия текстильной,   целюлозно-бумажной промышленности. Самую большую конкуренцию на мировом рынке создают не страны СНГ, а производители других стран.

Анализируя общий уровень  конкуренции (работ, услуг) предприятий отдельных отраслей укажем, что в условиях самой большой конкуренции приходится работать отечественным производителям кожи и кожаной обуви, а так же медицинского оборудования и инструментов (см. Рис. 3.2.).[19,c.212] Вместе с тем, самый низкий уровень конкуренции отмечается на рынках где функционируют предприятия производства транспортного оборудования 3,3 бала.

 

Рис.3.2. Уровень конкуренции для продукции отдельных отраслей [19,c.212].

 

Безусловно, при выходе на зарубежные рынки украинская продукция сталкивается с жестокой конкуренцией, однако уровень такой конкуренции в тех или других странах оценивается по-разному (рис.3.3.)[19,c.213], зависит от вида продукции, что экспортируется с Украины.  Так, самый большой уровень конкуренции для продукции с Украины наблюдается в Японии и странах северной Европы (особенно Норвегии и Швеции).

 

Рис.3.3. Уровень конкуренции для украинской продукции на зарубежных рынках [19,c.213].

Информация о работе Международная конкуренция