Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является международная  торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов  всего объема международных экономических  отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Данная тема работы очень  актуальна. Мировая торговля занимает ведущее место в системе международных экономических отношений. И, исходя из того, как развивается мировая торговля, можно судить о состоянии экономике в целом.

В современных условиях все большее значение приобретает правовое регулирование использования результатов интеллектуальной деятельности – произведений науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов. Результаты интеллектуальной деятельности являются объектами, так называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность является условным собирательным понятием, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая и Россию, для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная собственность быстро набирает вес, как фактор роста интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциала страны.

Однако в России в  настоящее время общие правила, применимые при регулировании отношений  в области интеллектуальной собственности, только создаются, а действующее законодательство является излишне усложненным. И все это на фоне того, что с каждым месяцем в гражданско-правовой оборот нашей страны включатся все больше и больше объектов интеллектуальной собственности.

Результаты интеллектуальной деятельности («интеллектуальная собственность») включают в себя три вида объектов, имеющих различный правовой режим:

1) результаты творческой  деятельности, охраняемые патентным  правом, – «промышленная собственность» (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

2) средства индивидуализации  юридического лица, продукции, выполняемых  работ или услуг (фирменное  наименование, товарный знак, знак  обслуживания, наименование места  происхождения товара);

3) результаты творческой  деятельности, охраняемые авторским правом (произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и т.п.).

Все указанные объекты  обладают общими признаками:

– являются результатом творческой (мыслительной, интеллектуальной) деятельности;

– являются совокупностью имущественных и неимущественных прав;

– используются в течение длительного периода времени;

– могут служить источником получения дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

    1. Понятие и объекты интеллектуальной деятельности

Интеллектуальная деятельность– умственная (мыслительная, духовная, творческая) деятельность человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). Интеллектуальная деятельность отражает использование человеком способностей рационального познания. Понятие «интеллектуальная деятельность» не совпадает с понятием «творческая деятельность». Творческая деятельность предполагает только новизну результатов такой деятельности, тогда как интеллектуальная деятельность не любая, а именно рациональная деятельность человека, отражающая деятельность, осуществляемую при помощи рациональных, логических умозаключений. Интеллектуальная деятельность значительно влияет на развитие науки, техники, литературы и искусства и художественного конструирования (дизайна).

В настоящее время  термин «интеллектуальная собственность» широко используется на страницах теоретических исследований, популярных изданий, в национальных законодательствах, а также в международных конвенциях и соглашениях. Статьей 11 Конституции Республики Беларусь гарантируется охрана законом интеллектуальной собственности.

Согласно классификации  Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая создана  в 1970 году и входит в систему ООН, интеллектуальная собственность охватывает две основные области:

  • промышленную собственность, касающуюся, прежде всего, защиты прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели и т.д.;
  • авторские и смежные права на литературные, музыкальные, художественные, фотографические, кинематографические и аудиовизуальные произведения.

В соответствии со статьей 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь к объектам интеллектуальной собственности относятся:

 

1. Результаты интеллектуальной деятельности:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания;
  • изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • нераскрытая информация, в том числе секреты производства («ноу–хау»);

2. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг:

  • фирменные наименования;
  • товарные знаки (знаки обслуживания);
  • наименования мест происхождения товаров;

3. Другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными законодательными актами.

К объектам права промышленной собственности относятся (статья 998 ГК Республики Беларусь):

  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем (ТИМ), представляющие собой зафиксированные на материальном носителе пространственно–геометрическое расположение совокупности элементов интегральной схемы и связей между ними;
  • нераскрытая информация, в том числе секреты производства («ноу–хау»);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки (знаки обслуживания);
  • наименования мест происхождения товаров;
  • другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством.

Содержание, особенности и характерные черты международного технологического обмена

Дальнейшее расширение и углубление международного разделения труда неизбежно ведут к развитию научно–технического сотрудничества, т.к. в условиях научно–технической революции отдельные фирмы все больше специализируются в определенных отраслях науки и техники. В связи с этим объективно необходимым является развитие международного обмена результатами научно–технических разработок.

Осуществление крупных затрат на НИОКР  под силу лишь крупнейшим компаниям. Так, затраты на НИОКР в общей  сумме продаж у ТНК США составляют от 3 до 5% оборота. В промышленно развитых странах (IBM –6%, Боинг – 5%, Ксерокс – 4%, Дженерал Моторс – 3%). В промышленно развитых странах мира автомобильные концерны инвестируют в НИОКР также 3–5% своего оборота (Volkswagen – 5%, BMW – 4,8%, Ford – 4,7%, Toyota – 4,2%).

Высокие темпы научно–технического  обмена во второй половине XX века привели к тому, что в течение последних десятилетий для международной торговли характерно вовлечение в оборот особого товара – научно–технических достижений – т.е. происходит активный международный обмен технологиями.

Суммарная стоимость создаваемых в мире технологий в настоящее время достигает 60% величины всего общественного валового продукта, что обусловливает большие объемы продаж. Приобретая технологии, фирмы за относительно короткий срок достигают мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности производимой продукции, получают новые рынки сбыта и увеличивают объемы экспорта.

Можно выделить три группы способов передачи технологий:

  1. внутрифирменный обмен между материнскими компаниями транснациональных корпораций и их заграничными дочерними фирмами (на него приходится 2/3 мировой торговли технологиями);
  2. межфирменный обмен между независимыми фирмами;
  3. межфирменные поставки машин, оборудования и другой промышленной продукции, которые сопровождаются передачей технологий.

1.2 Формы международного  обмена научно-техническими знаниями

Понятие международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразумевается проникновение любых научно–технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком – передача научно–технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству технологических процессов.

В широком смысле технологический  обмен осуществляется в основном в некоммерческих формах:

  • научно–технические публикации;
  • проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;
  • обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;
  • миграция специалистов;
  • обучение студентов и аспирантов;
  • деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и т.д.

Во втором случае технологический обмен осуществляется, как правило, в коммерческих формах таких, как:

  • передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования на различные виды промышленной собственности (продажа лицензий);
  • продажа патентов на объекты промышленной собственности;
  • продажа лицензий на не защищенные патентом «ноу–хау»;
  • поставка машин и оборудования;
  • предоставление инженерно–консультационных услуг;
  • коммерческие сделки об оказании услуг по управлению и сбыту (управленческий консалтинг);
  • научно–техническое и производственное кооперирование и т.д.

Можно выделить следующие  виды передаваемых технологий:

1. Знания и опыт, воплощенные в форму объектов промышленной собственности, охраняемых законом (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.д.).

Критериями охраноспособности (патентоспособности) изобретения обычно являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.

В современных условиях практически все изобретения  патентуются, поэтому все новые  товары, выпускаемые на рынок, запатентованы.      Патент на изобретение – это свидетельство, выдаваемое компетентным органом изобретателю или его правопреемнику и удостоверяющее наличие у владельца монопольного права на использование этого изобретения. Патент дает владельцу титул собственности на изобретение, который обычно подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Срок обладания патентом определяется законодательством каждой страны и составляет в среднем 15–20 лет (в России и Республике Беларусь – 20 лет), однако реальный срок действия патента, как правило, 6–9 лет.

Согласно патентному законодательству патент действует  только на территории той страны, где  он выдан. Поэтому для обеспечения  патентной защиты изобретения в  других странах необходимо запатентовать  там данное изобретение. Если импортные товары не обладают патентной чистотой, то их ввоз обычно запрещается (средство протекционизма).

Полезные модели иногда называют «малыми изобретениями», защищаются не во всех странах и критериев патентоспособности у них два – новизна и промышленная применимость. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Свидетельство на полезную модель выдается на 5 лет с возможным продлением на 3 года.

К промышленным образцамобычно относятся художественные или художественно–конструкторские решения изделия, определяющие его внешний вид (эстетическое оформление промышленных изделий). Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. Свидетельство на промышленный образец выдается на 10 лет с возможным продлением на 5 лет.

Товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования. Под ними обычно понимаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних лиц (юридических и физических) от однородных товаров и услуг других лиц. Товарные знаки служат, прежде всего. Рекламным и престижным целям. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы в государственных органах регистрации словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения (звуковые, световые, цветовые и т.д.) или их комбинации.

Информация о работе Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности