Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Сегодня не только товары продаются на мировом рынке,но и услуги.Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
1) услуги,оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование,транспортные перевозки и т. д.;
2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями:сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство,управленческая деятельность;
3) путешествия людей, которые включают как туристические,так и деловые поездки;
4) расходы в банковской сфере, лизинг,платежи по доходам на капитал;
5) заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим.

Содержание работы

Введение
1.Международная торговля услугами– важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики
2.Формирование региональных рынков услуг
3.Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

рынок услуг.к.р..doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Международная торговля услугами

Оглавление

 

Введение 

1.Международная торговля  услугами– важнейший фактор интенсификации  и глобализации экономики 

2.Формирование региональных  рынков услуг 

3.Тенденции и перспективы  участия России в международной  торговле услугами

Заключение 

Список использованной литературы

 

Введение

 

Сегодня не только товары продаются на мировом рынке,но и  услуги.Причем они занимают немалую  часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:

1) услуги,оказываемые  в связи с международной торговлей. Они включают страхование,транспортные перевозки и т. д.;

2) услуги, которые непосредственно  связаны с обменом технологиями:сотрудничество  в технической сфере, капитальное  строительство,управленческая деятельность;

3) путешествия людей, которые включают как туристические,так и деловые поездки;

4) расходы в банковской  сфере, лизинг,платежи по доходам  на капитал;

5) заработная плата  и социальные расходы по отношению  к иностранным рабочим.

Сейчас появляются все  более новые виды международных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается.Всего выделяют шесть групп услуг:

1) строительство и  коммунальные услуги;

2) торговля(как оптовая,так  и розничная),гостиничный бизнес, рестораны,туристические базы;

3) транспортные услуги (по отношению к товарам или людям), хранение,услуги связи,посредничество в финансовой сфере;

4) оборона государства  и социальные услуги;

5) образование,здравоохранение  и работы, носящие общественный  характер;

6) другие коммунальные,социальные  и личные услуги.В последнее  время все более уверенно на мировом рынке развиваются информационные и консалтинговые услуги.

В связи с тем что  услуги –это особый объект торговли,они  не фиксируются таможенными службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осуществляются,как  правило,через коммерческие учреждения.Существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:

1) трансграничная торговля;

2) потребление человеком(фирмой) услуги за рубежом;

3) учреждение коммерческого  присутствия на территории той страны, где оказывается услуга;

4) перемещение производителя  услуги – физического лица  – в другую страну с целью  оказания услуги.

Если говорить о странах, которые являются экспортерами услуг, то следует отметить, что все они  – экономически развитые.

Цель исследования– рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.

Задачи исследования:

Изучить международную  торговлю услугами как важнейший  фактор интенсификации и глобализации экономики.

Проанализировать формирование региональных рынков услуг.

Определить тенденции  и перспективы участия России в международной торговле услугами.

Объект исследования– основополагающие характеристики международной торговли. Предмет исследования- определение масштабов и значения международной торговли услугами.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как:Гагаринов В.И.,Седов К.С., Романеева Е.В., Титова А.А.и других.

 

1. Международная торговля услугами– важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики

 

В современной статистике сектор услуг противопоставляется  двум другим секторам -промышленности и сельскому хозяйству;иногда используется и более мелкое деление, например промышленность делят на собственно промышленность(т.е. перерабатывающие предприятия)и деятельность по добыче природных ресурсов - тем не менее сектор услуг и при таком более мелком делении признается достойным отдельного статуса1.

Прежде чем мы сможем понять,что же такого отдельного в этом статусе,необходимо для начала определить,что же такое услуги и чем они отличаются от других направлений экономической деятельности.

Одно из распространенных определений восходит к Адаму  Смиту,и состоит в том, что услуги представляют собой "неосязаемые"товары, потребляемые и исчезающие непосредственно в момент производства.Эта "неосязаемость"привела Адама Смита к выводу,что услуги не имеют долгосрочной экономической ценности и не заслуживают серьезного экономического рассмотрения2.

В соответствии с этой доктриной,непосредственно заимствованной марксизмом у классиков политэкономии,в  советской статистике услуги считались  вспомогательным сектором экономики.В  статистике услуг учитывались только услуги населению, а услуги, оказываемые промышленным предприятиям и имеющие непосредственное и несомненное отношение к производству"долгосрочных экономических ценностей"- такие, как транспорт -либо считались частью производственного процесса, либо самостоятельными отраслями.

Данное определение неудовлетворительно;оно могло бы казаться убедительным во времена Адама Смита,но вряд ли приемлемо в наше время.Так, результат услуги по разработке программного обеспечения под заказ вовсе не исчезает в момент поставки заказчику(разумеется,если услуга была оказана с должным качеством)и, разумеется,имеет долгосрочную экономическую ценность. Также было бы очень сложно, не погрешив против здравого смысла и школьного курса физики,определить"неосязаемый товар" так,чтобы услуги электросвязи оказывались"неосязаемыми",а силовая электроэнергия- "осязаемым"товаром3.

Значительно более удовлетворительное определение может быть получено, если мы уточним, что такое противоположность  услуге - торговля товарами. А именно, при товарном обмене стороны обмениваются некоторыми"осязаемыми"объектами,товарами. В наше время одним из этих товаров обычно являются деньги.При этом - как,например, при продаже недвижимости или при безналичном денежном расчете- обмена самими этими объектами может не происходить.То, что передается на самом деле- это право собственности на объекты.Говоря короче,товар - это то,что является собственностью.Соответственно,услуга - это то, что собственностью не является и/или являться не может.

Предоставление услуги, таким образом - это контракт, в  котором одна из сторон (реже- обе) предоставляет другой нечто,что не является предметом собственности,но по той или иной причине ценно для этой другой стороны.Нередко при предоставлении услуги все-таки происходит обмен предметами собственности- так, программное обеспечение может поставляться на CD-ROM. Точное определение,таким образом,требует оговорки,что услуга -это контракт,в котором цена передаваемых объектов собственности(если такие объекты вообще существуют)мала по сравнению с полной суммой контракта.

Такое определение гораздо лучше,чем предыдущее,согласуется со здравым смыслом и с тем, что обычно подразумевают под "услугой",хотя и это определение оставляет спорные и "серые"зоны. Так, если мы признаем понятие интеллектуальной собственности,то некоторые,а то и все информационные услуги в действительности оказываются товарообменом.На практике,информационные услуги, например юридические или НИОКР, все-таки относят именно к услугам (хотя,разумеется,сам по себе этот факт вряд ли может служить аргументом против понятия интеллектуальной собственности).

Серой зоной по прежнему оказывается электроэнергетика;действительно,электроэнергия обычно не считается собственностью(одной  из причин этого может быть тот  факт,что один киловатт-час электроэнергии физически ничем не отличается от другого киловатт-часа);с другой стороны,электроэнергия в определенном смысле таки похожа на другие объекты собственности,а именно - в силу закона сохранения энергии, если у кого-то прибавился киловатт-час,то где-то (не обязательно,но возможно,что у кого-то)один киловатт-час энергии (не обязательно электрической)должен был убавиться4.

Еще одной серой зоной  оказывается разграничение между  производством услуг и арендой  собственности,например между транспортной услугой и арендой транспортного  средства. Поскольку многие современные услуги относительно капиталоемки,доля арендных или амортизационных платежей в себестоимости таких услуг может быть значительной,и вообще вопрос о таком разграничении часто оказывается довольно сложным.На практике основным разграничительным принципом оказывается следующее: если контракт предусматривает одну только передачу собственности во временное пользование,то это аренда.Если контракт предусматривает участие владельца арендуемой собственности или нанятых им работников в эксплуатации арендуемого объекта, то это услуга5.

В соответствии с этим принципом,если я беру напрокат машину и вожу ее сам- это аренда.Если я  нанимаю машину с водителем,то это  транспортная услуга. Если я снимаю квартиру и сам делаю в ней  уборку и даже мелкий ремонт - это аренда, если же я проживаю в гостинице,где уборкой занимается наемный персонал- это услуга.

Таким образом,производство услуг подразумевает непосредственное участие в процессе производства самого поставщика услуги или нанятых  им работников.В частности именно поэтому можно утверждать,что услуги -при прочих равных условиях- должны быть более трудоемки,чем "материальные"производства.

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей  товарами имеет следующие особенности:

регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);

услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;

производство и реализация услуг имеют большую государственную  защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;

международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;

не все виды услуг  в отличие от товаров могут  являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в  личное потребление, не могут быть вовлечены  в международный хозяйственный  оборот6.

Ключевым,в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится.Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами  одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной  страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его получатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом Тракторе самой услуги (строительство).

Одновременная мобильность  продавца и покупателя или мобильный  характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно  используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Причины такого роста  весьма разнообразны.Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень  мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя.Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги,которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм7.

Существуют определенные трудности при статистическом учете  объемов предоставляемых услуг. Трудность подсчета связана с  тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами.Причем, стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара.Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно,поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным(например, лечение больного при помощи лекарств).

Из статистического  отчета «выпадают»доходы по банковским и страховым операциям, если они  реинвестированы в той же стране,в которой были получены.

В связи с этим, по мнению ряда ученых,официальная статистика платежного баланса, в которой указывается  ежегодный оборот по статье«услуги» не может дать точного представления  о масштабах международной торговли услугами,величина которых,по мнению ряда экспертов,оказывается заниженной на 40-50%.

Географическое распределение  торговли услугами,предоставляемых  отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств.

Информация о работе Международная торговля услугами