Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:14, реферат
Сегодня не только товары продаются на мировом рынке,но и услуги.Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
1) услуги,оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование,транспортные перевозки и т. д.;
2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями:сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство,управленческая деятельность;
3) путешествия людей, которые включают как туристические,так и деловые поездки;
4) расходы в банковской сфере, лизинг,платежи по доходам на капитал;
5) заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим.
Введение
1.Международная торговля услугами– важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики
2.Формирование региональных рынков услуг
3.Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами
Заключение
Список использованной литературы
На мировом рынке услуг в настоящее время доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится более 50% экспорта и импорта услуг.Доля первой пятерки составляет около 40% экспорта.При этом на четыре страны:США, Великобританию,ФРГ, Францию приходится более 35% всего мирового экспорта услуг8.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами,в то время как некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например,Республика Корея специализируется на инженерно- консультационных и строительных услугах, Мексика на туристических,Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма,транспортных услуг (организуют морские перевозки),их широкому экспорту мешает слабая материальная база также, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ9.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт.Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания,ФРГ и Норвегия.Судоходство составляет50% экспорта услуг этой страны.На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания,Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывает Франция, Италия,Канада, Швейцария,где туризм приносит 40-50%экспортной выручки.
Для Турции,Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
2. Формирование региональных рынков услуг
На практике,политика
регулирования международного рынка
услуг оказывается тесно
Наиболее распространенной
и наиболее очевидной формой такой
связи является сочетание лицензионной
и/или антимонопольной политики
на внутреннем рынке с протекционистской
политикой на внешнем рынке.Действительно,
Разумеется,такая защита не может быть эффективна,если зарубежные конкуренты имеют свободный доступ на внутренний рынок. Также разумеется,если антимонопольные или лицензионные регулятивы принимались под давлением отраслевого лобби, то у этого лобби хватит политического влияния также и на то, чтобы продавить протекционистские меры.
Распространенным примером такой
политики является сочетание лицензий
права занятия медицинской
В ряде случаев,особенно когда соответствующий
сегмент внутреннего рынка
В некоторых случаях внутреннее
регулирование прямо
Однако существуют и другие факторы,действующие в том же направлении,а именно, трудовое законодательство развитых стран(в первую очередь законы о минимальной оплате труда,особенно актуальные в низкооплачиваемых сегментах рынка труда), налоговая политика и правила торговли и аренды недвижимости,в первую очередь правила зонирования,которые ограничивают предложение офисных помещений и - в соответствии с законами рынка - приводят к росту цен на такие помещения11.
Приемы регулирования
1. Обязательную сертификацию и лицензирование.
2. Принятие специальных законов
и даже кодексов,регулирующих
отдельные отрасли (особенно
3. Создание специальных
4. Различные меры, обеспечивающие и узаконивающие деятельность отраслевых профсоюзов.
5. Прямое регулирование условий труда и заработной платы.
6. Установление юридических и
фактических монополий,
7. Антимонопольное и
8. Прямое регулирование
9. Прямое регулирование цен.
10. Субсидирование,как прямое, так
и косвенное.С небольшой
11. Разнообразные регулятивы,
12. Национализацию и
другие формы огосударствления;
13. Планово-убыточные
национализированные или
14. Бесплатные услуги,
оказываемые планово-
Теоретическое обоснование этих мер отличается большим разнообразием.Во многих случаях речь идет об откровенном подкупе избирателей- например, когда субсидируемое здравоохранение называют "социальным завоеванием"- либо о столь же откровенном удовлетворении требований отраслевых лоббистов.
Нередко в защиту жестких приемов регулирования выдвигаются и более убедительные соображения- как "чисто прагматические",например вопросы качества услуг или безопасности,так и теоретические- например, теории"естественной монополии" (для установления монополий, чаще всего транспортных и телекоммуникационных), "равных стартовых условий" (для субсидирования образования), "общественного блага" (для субсидирования транспорта или эпидемиологической медицины).
Нередко сильная зарегулированность отдельных отраслей вообще не имеет никакого убедительного объяснения и оказывается простым исторически сложившимся результатом явления, известного как "эффект храповика" (ratchet-wheel effect, в русскоязычной литературе это явление иногда также называют "порочным кругом"), когда негативные последствия ранее введенных регулятивов пытаются преодолеть новым регулированием,а не отменой этих самых ранее введенных регулятивов12.
Так, неразумная лицензионная политика приводит к картелизации рынка, повышению цен и сокращению предложения;это пытаются преодолеть субсидированием;затем возникают вопросы о коррупции при распределении субсидий и/или их нецелевом использовании(или просто скрытом перераспределении)и отрасль национализируют.Как уже отмечалось,иногда субсидирование начинается уже после национализации.
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами
Позиции России в международной
торговле услугами в целом в настоящее
время, в силу ряда объективных причин
и ее исторического прошлого,
Поставка Россией услуг за границу может рассматриваться как перспективная область ее внешнеэкономических связей и как источник увеличения валютных доходов.Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания,направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста. Услуги иностранных поставщиков России могли бы стать одним из главных факторов ускорения развития отечественных производительных сил при условии,что структура поставляемых услуг будет в большей степени сориентирована на подъем экономики,как и в других странах Запада,а на российском внутреннем рынке будет поддерживаться устойчивый баланс интересов между отечественными и иностранными поставщиками услуг, максимально удовлетворяющий потребителей и обеспечивающий полноценную конкурентную среду. Такой баланс обычно достигается сочетанием частичной либерализации торговли с временным применением протекционистских мер13.
Общую линию российской политики в регулировании международной невидимой торговли следует,на наш взгляд,строить исходя из того, что темпы и степень перехода отечественного хозяйства на постиндустриальную ступень развития во многом зависят от расширения масштабов потребления субъектами экономики конкурентоспособных по качеству и цене услуг– как отечественных,так и импортных.В этой связи в большинстве случаев экономически неоправданны попытки безоговорочной протекционистской защиты позиций недостаточно конкуренто-способных отечественных продуцентов сервиса на внутреннем рынке страны.Исключения могут быть связаны, на наш взгляд, с жестким регулированием и целенаправленным ограничением невидимого импорта в конкретных сегментах (реже– секторах)третичной сферы и ограничены условиями,когда: такой импорт наносит ущерб жизни,здоровью,нравственности населения,нарушает законные права третьих лиц либо создает очевидные угрозы безопасности страны, в том числе экономической;отечественные продуценты соответствующих услуг имеют реальные возможности в сжатые, например не превышающие3-5 лет, сроки выйти на качественные и ценовые параметры предложения своего сервиса,не уступающие тем, что достигнуты иностранными конкурентами.
Конкретное определение тех сегментов российской сферы услуг,в которых на протяжении указанных переходных периодов имеет смысл ограничивать невидимый импорт, естественно,требует всесторонней,предельно тщательной проработки.Она должна охватить сопоставление параметров конкурентоспособности отечественных и импортных услуг, а также разбор сказывающихся на них факторов,включая влияние особенностей российского налогового режима, цены кредита на российском рынке, возможности выигрыша за счет более низких ставок оплаты труда и т. п., и наконец,реалистичную оценку возможностей укрепления конкурентоспособности отечественных услуг, необходимых для этого условий и сроков14.
Отобранным на этой основе
перспективным«селективным»,«
Экономические реформы
в Российской Федерации привели
не только к активизации развития
традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские,консалтинговые,
Важное значение имеет
дальнейшее совершенствование