Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:54, лекция
Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте.
Лекция 7. Международная торговля услугами
1. Сущность и классификация услуг
Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.
Особенностями
услуги являются: неосязаемость, неотделимость
от источника, т.е. торговля услугами связана
с их производством, она, как правило,
не имеет овеществленной формы, непостоянство
качества, несохраняемость и
Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителями и потребителями услуг.
Природа услуги состоит в следующем:
1) услуга
как результат труда всегда
представляет собой
2) без осуществления
контакта между производителем
и потребителем, даже если он
осуществляется через
3) оказание услуг содержит набор
потребительских характеристик,
Характеристика услуг может быть представлена:
1) высокой степенью
2) повышенной чувствительностью к экономической конъюнктуре и коротким периодом реагирования на ее изменения, существенностью фактора сезонности: значительностью влияния рекламы, моды, информированности;
3) выраженной
4) существенностью неценовых
5) большой степенью
6) присутствием на рынке услуг
социально значимых благ (жилье,
образование, медицина и др.), производство
и реализация которых требуют
регулирующей роли государства
и финансирования
7) большей территориальной привязанностью и локализованностью обслуживания для мирового рынка услуг по сравнению с рынком товаров.
Во всех развитых странах сектор
услуг является одним из наиболее
перспективных как сфера, приносящая
немалую прибыль в казну госуда
Изменение роли услуг в системе материального воспроизводства получило название “софтизация” (“софтономизация”). Это понятие отражает новые явления в экономике, связанные с более широким включением услуг в “жесткую” материально-вещественную структуру производства.
Интеграция услуг в систему материального производства проявляется в следующем:
1) увеличение в системе
2) рост взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мировой экономической системы и изменение на этой основе ролевых функции и ответственности обслуживающих производств;
3) преобразование отраслевой
4) организационное построение
5) диффузия нематериального
Существуют определенные проблемы при классификации мирового рынка услуг. Это объясняется наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией. Как отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) определенная доля услуг, поступающих в международное обращение отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров.
В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация услуг:
1) потребительские (рестораны,
2) социальные (образование, медицинское обслуживание и др.);
3) производственные (жилищно-коммунальные,
консультативные, финансово-
4) распределительные (торговые, транспортные, посреднические).
По классификации ООН
1) деловые услуги (46 видов);
2) услуги связи (25 видов);
3) инжиниринговые и строительные услуги (5 видов);
4) дистрибьюторские услуги (5 видов);
5) общеобразовательные услуги (5 видов);
6) услуги по защите окружающей среды (4 вида);
7) финансовые услуги (в том числе страховые) 1(7 видов);
8) охрана здоровья и социальные услуги (4 вида);
9) туризм и путешествия (4 вида);
10) услуги досуга, культуры и спорта (5 видов);
11) транспортные услуги (33 вида);
12) прочие услуги (например, бытовые) (более 7 видов).
Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:
1) фрахт;
2) остальные транспортные услуги;
3) туризм;
4) прочие услуги.
На основе подхода МВФ все услуги можно разделить также на торгуемые и неторгуемые. К первой группе относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот.
В настоящее время количество услуг во внешней торговле превышает 600. В свою очередь, неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги.
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие услуги предоставляются на платной основе. К подобным услугам относятся финансовые, транспортные, туристические и др. В свою очередь, некоммерческие услуги предоставляют на бесплатной основе. В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести прежде всего услугу на благотворительной основе.
Это, в частности, услуга волонтеров в медицинских и образовательных учреждениях, а также предоставление услуг на благотворительной основе организациям культуры и искусства. Так, Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса) дает финансовые средства общеобразовательным и специализированным школам, вузам, научно-исследовательским институтам и библиотекам для подключения к Интернету (компьютерные и информационные услуги) и поддержки одаренной молодежи и ученых (элементы образовательных и финансовых услуг).
На основе подхода профессора МГИМО О. И. Дегтяревой можно выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.
К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относят:
1) внешнеторговые сделки по
2) международные арендные сделки; сделки по экспорту и импорту туристических услуг;
3) внешнеторговые сделки по
В свою очередь, группа внешнеторговых сделок по обслуживанию товарооборота включает операции по международным перевозкам грузов, международные транспортно-экспедиторские операции, по хранению грузов, по страхованию грузов, по международным расчетам и др.
В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги в связи с этим делятся на:
1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).
Подобное деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах. Между тем сотрудник МВФ, доктор экономических наук, профессор А. П. Киреев небезосновательно считает, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:
1) услуги, связанные с инвестициями, — банковские, гостиничные туристические и профессиональные услуги;
2) услуги, связанные с торговлей, — транспорт, страхование;
3) услуга, связанные одновременно
с инвестициями и торговлей,
связь, строительство,
Экспорт услуг означает оказание услуг нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны. Причем процесс международной торговли услугами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Существует несколько традиционных механизмов совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность покупателя, мобильность продавца, одновременная мобильность продавцов и покупателей или мобильный характер самой услуги.
Следует отметить, что в последние годы получают особое развитие международные сделки с услугами, при которых производитель и потребитель не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к развитию рынка виртуальных услуг. Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют предоставлять различные информационные консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки.
В свою очередь, в российском законодательстве нет официально утвержденного перечня услуг, и в Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие “внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)”.
В целом международная торговля услугами является быстро развивающимся сектором мирового хозяйства.
Основными сделками на международном рынке услуг являются:
1) консультационные услуги по совершенствованию управления и в области информатики (реинжиниринг);
2) оказание туристических услуг;
3) международные транспортные
Наиболее крупными экспортерами и импортерами коммерческих услуг в настоящее время являются промышленно развитые страны. Причем внешняя торговля услугами — важное направление внешнеэкономической деятельности для всех развитых стран. Например, в США экспорт услуг составляет около 28% общего объема экспорта.
Для большинства развитых стран сектор коммерческих услуг является быстро расширяющимся и выступает как основа для экономического роста. Сравнительный анализ среднегодовых темпов прироста экспорта коммерческих услуг Индии и КНР позволяет отметить более высокие темпы у первой страны. Так, в настоящее время на международном рынке услуг Индия специализируется от работ в области анимации по заказу голливудских киностудий до участия в международных проектах по обработке данных. Высокий экспортный потенциал Индии в секторе программного обеспечения превратил ее в один из мировых центров в области программирования.
Таким образом, в международной торговле услугами лидирующие позиции, как указывалось, занимают промышленно развитых страны, доля которых в экспорте и импорте составляет около 80 и 77% соответственно. Около 19% приходится на 6 стран Восточной Азии.
Что касается России, то ее роль на международном рынке коммерческих услуг еще крайне мала. Экспорт подобных услуг из России составил 9,1 млрд, а их импорт — 12,4 млрд долл. Незначительная доля экспорта России в мировом экспорте коммерческих услуг объясняется тем, что многие услуги в нашей стране находятся в зачаточном состоянии и их экспорт сдерживается неразвитой и малоэффективной структурой данного сектора национальной экономики, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки. Это безусловно уменьшает прозрачность подобных операций, и поэтому они не учитываются в официальной статистике.