Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:54, лекция

Описание работы

Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте.

Файлы: 1 файл

Лекция - Международная торговля услугами.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 7. Международная торговля услугами 

 

1. Сущность  и классификация услуг

Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.

Особенностями услуги являются: неосязаемость, неотделимость  от источника, т.е. торговля услугами связана  с их производством, она, как правило, не имеет овеществленной формы, непостоянство  качества, несохраняемость и нетранспортабельность.

Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителями и потребителями услуг.

Природа услуги состоит в следующем:

1) услуга  как результат труда всегда  представляет собой персональный, т.е. присвоенный человеком невещественный полезный эффект труда;

2) без осуществления  контакта между производителем  и потребителем, даже если он  осуществляется через определенную  временную и пространственную  протяженность, реализация услуги  невозможна, т.е. истинное качество услуги возникает лишь в момент ее потребления;

3) оказание услуг содержит набор  потребительских характеристик,  который может быть реализован  в данной сфере лишь при  адекватном индивидуальном восприятии  субъектом (в этом состоит отличие  от иных благ).

Характеристика услуг может  быть представлена:

1) высокой степенью дифференциации  услуг как по потребительским  характеристикам (горизонтальная  дифференциация), так и по уровню  качества (вертикальная дифференциация);

2) повышенной чувствительностью  к экономической конъюнктуре и коротким периодом реагирования на ее изменения, существенностью фактора сезонности: значительностью влияния рекламы, моды, информированности;

3) выраженной сегментированностью  спроса на услуги в зависимости  от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости (насущности) услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т.д.;

4) существенностью неценовых барьеров  входа на рынок, обширной емкостью  рынка и абсолютными преимуществами уже действующих в отрасли предприятий (например, по издержкам, предпочтениям обслуживания, эффектам масштаба), хотя в отдельных отраслях такового может не быть;

5) большой степенью неопределенности  результата на рынке услуг  и наличием “информационной асимметрии” производителя;

6) присутствием на рынке услуг  социально значимых благ (жилье,  образование, медицина и др.), производство  и реализация которых требуют  регулирующей роли государства  и финансирования общественного  сектора;

7) большей территориальной привязанностью и локализованностью обслуживания для мирового рынка услуг по сравнению с рынком товаров.

Во всех развитых странах сектор услуг является одним из наиболее перспективных как сфера, приносящая немалую прибыль в казну государства и обеспечивающая занятость населения. Причем данная сфера в постиндустриальных странах занимает преимущественное положение. В 1990-х годах темпы роста сферы услуг в развитых странах значительно опережали темпы прироста ВВП в них.

Изменение роли услуг в системе материального воспроизводства получило название “софтизация” (“софтономизация”). Это понятие отражает новые явления в экономике, связанные с более широким включением услуг в “жесткую” материально-вещественную структуру производства.

Интеграция услуг в систему материального производства проявляется в следующем:

1) увеличение в системе производительных  сил инфраструктурных элементов,  функционирование которых формирует  общие условия производства и  является динамичным фактором  его организации;

2) рост взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мировой экономической системы и изменение на этой основе ролевых функции и ответственности обслуживающих производств;

3) преобразование отраслевой структуры  с преобладанием вертикальных (иерархических)  связей в сетевую. При этом вокруг собственно производства (промышленного ядра) формируется система мощной инфраструктуры;

4) организационное построение экономики  в виде сети, которое обусловливает  изменение стиля менеджмента;  его характерными чертами становится  принцип самоорганизации, что способствует переходу oт иерархического менеджмента к профессиональному, отличающемуся гибкостью, функциональностью, высокой оперативностью;

5) диффузия нематериального производства  в сферу материальную, которая  связана с повышением значимости важнейшего невещественного ресурса — информации.

Существуют определенные проблемы при классификации мирового рынка  услуг. Это объясняется наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически  каждой международной экономической организацией. Как отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) определенная доля услуг, поступающих в международное обращение отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров.

В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация услуг:

1) потребительские (рестораны, гостиницы);

2) социальные (образование, медицинское  обслуживание и др.);

3) производственные (жилищно-коммунальные, консультативные, финансово-кредитные);

4) распределительные (торговые, транспортные, посреднические).

По классификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:

1) деловые услуги (46 видов);

2) услуги связи (25 видов);

3) инжиниринговые и строительные  услуги (5 видов);

4) дистрибьюторские услуги (5 видов);

5) общеобразовательные услуги (5 видов);

6) услуги по защите окружающей  среды (4 вида);

7) финансовые услуги (в том числе  страховые) 1(7 видов);

8) охрана здоровья и социальные  услуги (4 вида);

9) туризм и путешествия (4 вида);

10) услуги досуга, культуры и  спорта (5 видов);

11) транспортные услуги (33 вида);

12) прочие услуги (например, бытовые) (более 7 видов).

Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:

1) фрахт;

2) остальные транспортные услуги;

3) туризм;

4) прочие услуги.

На основе подхода МВФ все  услуги можно разделить также  на торгуемые и неторгуемые. К первой группе относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот.

В настоящее время количество услуг во внешней торговле превышает 600. В свою очередь, неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные  организации делят услуги на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие услуги предоставляются на платной основе. К подобным услугам относятся финансовые, транспортные, туристические и др. В свою очередь, некоммерческие услуги предоставляют на бесплатной основе. В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести прежде всего услугу на благотворительной основе.

Это, в частности, услуга волонтеров в медицинских и образовательных учреждениях, а также предоставление услуг на благотворительной основе организациям культуры и искусства. Так, Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса) дает финансовые средства общеобразовательным и специализированным школам, вузам, научно-исследовательским институтам и библиотекам для подключения к Интернету (компьютерные и информационные услуги) и поддержки одаренной молодежи и ученых (элементы образовательных и финансовых услуг).

На основе подхода профессора МГИМО  О. И. Дегтяревой можно выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.

К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относят:

1) внешнеторговые сделки по оказанию  производственно-технических услуг (международный инжиниринг);

2) международные арендные сделки; сделки по экспорту и импорту  туристических услуг;

3) внешнеторговые сделки по консультационным  услугам в области информации  и совершенствования управления (международный консалтинг) и др.

В свою очередь, группа внешнеторговых сделок по обслуживанию товарооборота включает операции по международным перевозкам грузов, международные транспортно-экспедиторские операции, по хранению грузов, по страхованию грузов, по международным расчетам и др.

В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги в связи с этим делятся на:

1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Подобное деление особенно важно  для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах. Между тем сотрудник МВФ, доктор экономических наук, профессор А. П. Киреев небезосновательно считает, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

1) услуги, связанные с инвестициями, — банковские, гостиничные туристические и профессиональные услуги;

2) услуги, связанные с торговлей,  — транспорт, страхование;

3) услуга, связанные одновременно  с инвестициями и торговлей,  связь, строительство, компьютерные  и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, бизнес-услуги (например, рекламные услуги, арендные операции).

Экспорт услуг означает оказание услуг  нерезиденту, даже если он находится  на таможенной территории страны. Причем процесс международной торговли услугами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Существует несколько традиционных механизмов совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность покупателя, мобильность продавца, одновременная мобильность продавцов и покупателей или мобильный характер самой услуги.

Следует отметить, что в последние  годы получают особое развитие международные  сделки с услугами, при которых  производитель и потребитель  не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к развитию рынка виртуальных услуг. Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют предоставлять различные информационные консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки.

В свою очередь, в российском законодательстве нет официально утвержденного перечня услуг, и в Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие “внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)”.

В целом международная торговля услугами является быстро развивающимся  сектором мирового хозяйства.

Основными сделками на международном  рынке услуг являются:

1) консультационные услуги по совершенствованию управления и в области информатики (реинжиниринг);

2) оказание туристических услуг;

3) международные транспортные услуги.

Наиболее крупными экспортерами и  импортерами коммерческих услуг  в настоящее время являются промышленно развитые страны. Причем внешняя торговля услугами — важное направление внешнеэкономической деятельности для всех развитых стран. Например, в США экспорт услуг составляет около 28% общего объема экспорта.

Для большинства развитых стран  сектор коммерческих услуг является быстро расширяющимся и выступает как основа для экономического роста. Сравнительный анализ среднегодовых темпов прироста экспорта коммерческих услуг Индии и КНР позволяет отметить более высокие темпы у первой страны. Так, в настоящее время на международном рынке услуг Индия специализируется от работ в области анимации по заказу голливудских киностудий до участия в международных проектах по обработке данных. Высокий экспортный потенциал Индии в секторе программного обеспечения превратил ее в один из мировых центров в области программирования.

Таким образом, в международной  торговле услугами лидирующие позиции, как указывалось, занимают промышленно  развитых страны, доля которых в  экспорте и импорте составляет около 80 и 77% соответственно. Около 19% приходится на 6 стран Восточной Азии.

Что касается России, то ее роль на международном  рынке коммерческих услуг еще  крайне мала. Экспорт подобных услуг  из России составил 9,1 млрд, а их импорт — 12,4 млрд долл. Незначительная доля экспорта России в мировом экспорте коммерческих услуг объясняется тем, что многие услуги в нашей стране находятся в зачаточном состоянии и их экспорт сдерживается неразвитой и малоэффективной структурой данного сектора национальной экономики, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки. Это безусловно уменьшает прозрачность подобных операций, и поэтому они не учитываются в официальной статистике.

Информация о работе Международная торговля услугами