Международная торговля в системе экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля представляет собой одну из главных форм международных экономических отношений. Под внешней (международной) торговлей понимают обмен товарами и услугами между разными странами. Международная торговля базируется на международном разделении труда. Вследствие углубления международного разделения труда объемы международной торговли растут быстрее, чем мировая экономика в целом.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Международная торговля в системе экономических отношений ……………………..…………………………………………………...
1.1. Глава 1. Международная торговля понятие и сущность…………………….
1.2. Ограничения в современной международной торговле…………………………….
1.3. ГГАТ как регулятор в международной торговле………………………..
1.4 Классические теории международной торговли
Глава 2 Международное регулирование мировой торговли……..
2.1. Внешняя торговля
2.2. Внешнеторговый мультипликатор ………………………….
Заключение.
Библиография………………………………………...…

Файлы: 1 файл

дима курс.docx

— 58.35 Кб (Скачать файл)

Под лицензией понимается разрешение, выдаваемое государственными органами на право той или иной деятельности. Система лицензий возникла еще в период меркантилизма и использовалась для регулирования торгового баланса. Прошедшее время изменило ее характер. Значение лицензии возросло в период мирового кризиса 1929-1933 гг., а затем — во время второй мировой войны. В послевоенные годы наблюдается либерализация внешней торговли, приведшая к ослаблению роли лицензий в регулировании экспорта и импорта, сокращению количества лицензируемых товаров.

Лицензия как  форма регулирования международной  торговли представляет собой документ на право ввоза или вывоза товаров, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Ее использование позволяет государству оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю страны, ограничивая ее размеры, а в ряде случаев и полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.

Различают два основных вида внешнеторговых лицензий:

1.Открытая генеральная  лицензия (автоматическая) — это  опубликованное в печати разрешение  соответствующего государственного  органа на ввоз или вывоз  товара на определенный срок. Товары,включенные в список открытых генеральных лицензий, могут ввозиться или вывозится беспрепятственно.

2.На вывоз или  ввоз остальных товаров необходимо  получение каждым экспортером индивидуальных лицензий (неавтоматические), которые выдаются на экспорт или импорт отдельных товаров и на строго определенный период времени.

Наряду с лицензированием применяется такое количественное ограничение, как квотирование (контингентирование). Квота—это ограничение количества импортируемых товаров определенного наименования и вида. Подобно протекционистским тарифам квоты снижают иностранную конкуренцию навнутреннем рынке в определенной отрасли. Квоты бывают:

• индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;

• групповыми, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;

• глобальными, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.

Во взаимных отношениях дело иногда доходило и до введения эмбарго. Эмбарго—полный запрет на торговлю с определенным государством, на ввоз определенного товара. Например, после вторжения Ирака в Кувейт страны—члены ООН проголосовали за введение эмбарго на иранскую нефть.

В последние годы между различными странами заключено  свыше ста соглашений о "добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. "Добровольное" экспортное ограничение—это ограничение, когда иностранные фирмы "добровольно" ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров. Так, в Японии автомобилестроители под угрозой введения в США более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение "добровольных" экспортных ограничений на свой экспорт в США. Специфика "добровольных" экспортных ограничений, как впрочем, и установление минимальных импортных цен состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну—импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страной. Здесь, например, в случае, снижения экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может сделать невозможным дальнейший экспорт товаров на рынок данной страны.

Антидемпинговые пошлины  как нетарифный инструмент регулирования импорта применяется при импорте товара по ценам ниже предлагаемых издержек на их производство.

В некоторых случаях страны применяют так называемые компенсационные пошлины—когдаустановлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство. В некоторых случаях применяется регулирование внешнеэкономических связей посредством мер административного характера, такие как: технические нормы и стандарты, таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке товара и так далее.

1.3.  ГАТТ как регулятор международной торговли

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade) — это многосторонний договор, устанавливающий общие правила осуществления международных торговых соглашений, принятых более 100 государствами.

Объективная потребность международного регулирования торговли с помощью норм и правилпоявилась в послевоенный период. Она вылилась в подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), которое вступило в силу 1 января 1948 года.

ГАТТ использует 3 фундаментальных принципа, с помощью которых она стремиться достигнуть своей цели — либерализации мировой торговли.

1. Принцип недискриминации, выраженный в так называемой оговорке о наиболееблагоприятствуемых нациях в ст.1 ГАТТ. Значение этого соглашения состоит в том, что если в ходе двухсторонних переговоров договаривающая сторона представляет другой стороне тарифные льготы, то, на такие же льготы, в принципе, имеют право все остальные договаривающиеся стороны.

Договаривающаяся  сторона вправе использовать только импортные тарифы в тех случаях, когда это необходимо для защиты местной промышленности. Нетарифные меры, такие как количественные ограничения (квоты) или стандарты, носящие дискриминационный характер по отношению к импортным товарам, в принципе запрещены.

Существует развитая система разрешения торговых споров.

В реализации этих принципов ГАТТ допускаются многочисленные исключения, в особенности в пользу таможенных союзов и зон свободной торговли ст.24, при чрезвычайных обстоятельствах ст. 19, в интересах развивающихся стран — ст.18 и др.

В рамках ГАТТ выработан механизм наблюдения за реализацией рекомендаций и решений совещаний экспортеров.

Институциональный аппарат ГАТТ — включает в себя периодические сессии, совет, состоящий из представителей государств- членов и секретариат, расположенный в Женеве.

Основное значение в деятельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин. Постоянная активная работа в этом направлении позволила сократить среднюю величину таможенных пошлин в промышленно развитых стран с 40-60% в 1945-1947гг. до 3-5% к концу 80-х годов. Динамику торговых переговоров относительно сокращения таможенных барьеров показывает таблица 1.

Одновременно с  уменьшением величин таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения. В "Кодексе по техническим барьерам в торговле", принятом в ходе "Токио—раунда", поставлена задача устранения дискриминационного воздействия стандартов и технических барьеров в торговле, маркировке, сертификации и испытании товара. Наиболее важным является соглашение об обмене информацией, о предлагаемом введении новыхстандартов, технических требований, систем сертификации. Новым моментом в деятельности ГАТТстали переговоры по либерализации торговли услугами, начавшиеся на Уругвайском раунде.

Таким образом, ГАТТ — это порожденный текущим  ходом событий институт который  взял на себя задачи национальной организации и добился всеобщего признания в севере координации международной торговли.

1.4 Классические  теории международной торговли

Меркантилизм

Основная статья: Меркантилизм

Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

  • необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);
  • признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;
  • деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;
  • приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;
  • ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Реальное богатство  страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот  или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более  эффективно, чем другие. Ресурсы  страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать  в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей  силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более  эффективных методов работы. Естественные преимущества:

  • климат;
  • территория;
  • ресурсы.

Приобретённые преимущества:

  • технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных  преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствияабсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для  производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

  • у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;
  • развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;
  • существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс Леонтьева

Основная статья: Парадокс Леонтьева

Суть парадокса  состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. Разрешение парадокса Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Доля трудоёмких поставок в экспорте США растёт, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США. Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.

Жизненный цикл товара

Некоторые виды продукции  проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

    • разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара . В это время объем продаж равен нулю, затраты растут.
    • выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объем продаж
    • быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли
    • зрелость. Рост объема продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции
    • упадок. Спад объема продаж и сокращение прибыли.

Теория Майкла Портера

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

    • воздействие правительства на факторные условия;
    • воздействие правительства на условия спроса;
    • воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
    • воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

Теорема Рыбчинского

Теорема заключается  в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства  цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить  производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный  фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными  должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.[1]

Информация о работе Международная торговля в системе экономических отношений