Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку она включает в себя торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами.
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.ьТермин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 66.09 Кб (Скачать файл)

                                          Введение

Международная торговля - основная форма международных экономических  отношений, поскольку она включает в себя торговлю не только товарами в вещественном понимании этого  слова, но и самыми разнообразными услугами.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка  в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.ьТермин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

 Торговые противоречия  являются наиболее острыми в  мировой экономике, а либерализация  торговых отношений - предметом  обсуждений в одной из наиболее  влиятельных международных организаций  - Всемирной торговой организации  (ВТО). Региональные интеграционные  процессы - основная тенденция развития  современного мирового хозяйства  - также начинаются с ликвидации  барьеров во взаимной торговле. Многие предприятия участвуют  в международной торговле, импортируя  необходимые материалы и экспортируя  готовую продукцию, а каждый  человек активно участвует в  международной торговле, покупая  импортные товары. В этой связи  тема работы представляется очень  актуальной.

Внешняя торговля, выступая, практически, как синоним понятию  мировой торговли, имеет непосредственное значение для развития национальной экономики. Поэтому развитие внешней  торговли и экономическое положение  страны находятся в неразрывной  связи. Более высокому уровню экономического развития соответствуют более прогрессивные  методы ведения международной торговли и более благоприятная (с точки зрения обеспечения национальной и экономической безопасности страны) структура экспорта и импорта.

Несмотря на усиливающуюся  интеграцию мировых рынков, политические, психологические и технические  преграды на пути передвижения товаров  и услуг между странами все  еще остаются существенными. Устранение этих преград привело бы к весьма значительной трансформации мирового хозяйства, а также национальных хозяйств всех стран мира. По мнению многих экономистов, первые очевидные признаки такой трансформации появились уже в 1970-е годы прошлого века. В большинстве промышленно развитых стран мира начали осознавать, что такие новые индустриальные державы, как Южная Корея, Гонконг и Бразилия, вполне способны производить многие виды промышленной продукции (например, одежду, электронное оборудование, суда и автомобили) с меньшими издержками, чем в развитых странах. Адаптация к новым тенденциям потребует огромных и весьма болезненных перемен. Без этих перемен страны, ныне входящие в группу промышленно развитых, утратят свои преимущества в будущем мире, где способность производить базовую промышленную продукцию, вероятно, станет гораздо более обычной, чем когда-либо в прошлом.

Целью данной работы выступает  рассмотрение международной торговли товарами и услугами как главной  формы международных экономических  отношений и выявление основных направлений ее регулирования в  современных условиях.

 

ГЛАВА I: Сущность и теория международной торговли

1.1 Суть и понятие  международной торговли

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и  выражает их взаимную экономическую  зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация  и кооперирование промышленного  производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Под термином «внешняя торговля»  понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая  из оплачиваемого ввоза (импорта) и  оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой  продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей  называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля»  употребляется и в более узком  значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Мировые цены различаются  в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых  цен принимаются цены крупных, систематических  и устойчивых экспортных или импортных  сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами  соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются  в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся  жаркие дискуссии.

В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная  выгода является наибольшей.

Национальные производственные различия определяются разными факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

 

1.2 Инструменты  регулирования международной торговли

Регулирование международной  торговли осуществляется с помощью  нетарифных (административных) и таможенно-тарифных методов. Рассмотрим подробно каждый из них.

Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной  экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно  не связаны с внешнеэкономическим  регулированием, но, тем не менее, оказывают  существенное влияние на внешнюю  торговлю. В частности, согласно принятой в ООН наиболее распространенной классификации нетарифных методов  регулирования во внешней торговле, эти методы делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение  импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные  пошлины, импортные депозиты, так  называемые «добровольные» ограничения  экспорта, компенсационные сборы, система  минимальных импортных цен и  т.д. Первый вид - самый многочисленный и охватывает более половины всех. Второй вид включает методы, непосредственно  не направленные на ограничение внешней  торговли и относящиеся больше к  административным бюрократическим процедурам. Их действия, тем не менее, ограничивают торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т.п. К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования  импорта (а иногда и экспорта) относят  лицензии и квоты. Практически все  промышленно развитые страны применяют  эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэкономических связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: - генеральной лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода времени;

- разовой лицензии, разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товара.

В настоящее время международная  практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в  исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно разделить на следующие  группы:

- товары, лицензии, на экспорт  которых выдаются в пределах  установленных квот (в основном, товары, экспортируемые в связи  с выполнением Россией международных  обязательств);

- товары, имеющий специфический  характер (товары стратегического  назначения: вооружение, товары двойного  применения, лекарственное сырье  и др.).

В последнее десятилетие  широкое распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом или политическом отношении экспортерам.

Проблемы возникают, когда  квоты распределяются между странами, потому что необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением, установленной в ней квоты во вторую страну.

Импортные квоты не обязательно  предназначены для защиты отечественных  производителей. Экспортные квоты могут  устанавливаться для обеспечения  отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для  предупреждения истощения природных  ресурсов, а также для повышения  цен на экспорт путем ограничения  поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили  квотировать странам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.

Особое место в ряду нетарифных методов регулирования  занимают стандарты. Страны обычно устанавливают  стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции  таким способом, чтобы была возможность  продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства.

В развитых странах довольно активно используется система прямого  субсидирования экспорта. Она распространяется в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза.

Классическим методом  регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые  по характеру своего действия относятся  к экономическим методам регулирования  внешней торговли.

Таможенный тариф - это  систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при  импорте, а в отдельных случаях  при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран  мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие  группы:

- тарифы промышленно развитых  государств;

- тарифы развивающихся  стран.

Таможенные тарифы промышленно  развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может облагаться разными  по уровню пошлинами в зависимости  от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие  пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего  благоприятствования. Под режимом  наибольшего благоприятствования  понимается условие в международных  торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу  всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут  пользоваться у них любое третье государство. По способу взимания различают  следующие пошлины:

 

- адвалорные, определяемые  в процентах от цены товара;

- специфические, исчисляемые  со штуки, объема или веса;

- комбинированные, включающие  оба способа установления величины  пошлины;

Информация о работе Международная торговля