Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку она включает в себя торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами.
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.ьТермин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 66.09 Кб (Скачать файл)

В частности, согласно отчету Всемирной торговой организации  «Развитие мировой торговли в 2005 г. и прогноз на 2006 г.» мировой  экспорт товаров в 2005 г. составил 10,159 триллиона долларов, а мировой  экспорт услуг был равен 2,415 триллиона  долларов. Показатели экспорта и импорта  услуг подсчитываются на основе данных статистики платежного баланса Международного валютного фонда. В целом услуги составляют около 25% от общего мирового оборота товаров и услуг.

Анализ внешнеторговой статистики показывает непрерывное изменение  внешнеторгового оборота, экспорта и импорта во второй половине ХХ века.

Считается, что период между 1950 г. и 1970 г. был «золотым веком» в

развитии международной торговли, когда наблюдался ежегодный 7-ми процентный рост мирового экспорта. Однако в 70-ые годы темпы роста снизились до 5 –ти процентов, затем наблюдалось в конце 80-х годов заметное оживление международной торговли. Ее максимальные темпы роста отмечены в 2003 году, когда они составили 16 процентов. Этому способствовало динамичное развитие экономики США, стран Юго-Восточной и Южной Азии, в том числе Китая и Индии, динамичный рост экспорта развивающихся стран. При этом в последние годы темпы роста экспорта услуг превышают темпы роста экспорта товаров. Международные организации ЮНКТАД и ОЭСР прогнозируют на 2007 – 2009 г.г. сохранение достаточно высоких темпов роста международной торговли, которые составят 7 – 8 процентов в год.

Географическая  структура международной торговли может быть рассмотрена как распределение торговых потоков между станами и их группами. В последние двадцать лет практически неизменной сохраняется доля основных групп стран в международной торговле. Доля промышленно развитых стран /ПРС/ в международной торговле составляет 70 – 76 %, развивающихся стран – 20 – 24 %, бывших социалистических стран – 6 – 8 процентов.

Таким образом, на долю промышленно  развитых стран приходится ¾ всего  торгового оборота, включая услуги. В основном эти страны ведут торговлю между собой и только 1/4 торговли приходится на развивающиеся страны. При этом ПРС выступают экспортерами высокотехнологичных и наукоемких товаров, тогда как развивающиеся страны специализируются на экспорте сырья. Так страны ОПЕК специализируются на экспорте нефти, Чили, Замбия, Заир – на экспорте меди, Гвинея, Бразилия - на экспорте бокситов. В последние годы к экспорту высокотехнологичной продукции подключились так называемые «новые индустриальные страны», к числу которых относятся Ю.Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур и др.

Доля стран СНГ в  мировом товарообороте составляет около трех процентов, в то время  как доля США составляет 10 – 11 %. В  последние годы к США приблизилась Германия, которая по экспорту товаров  превзошла Соединенные Штаты. Главным  центром международной торговли стала Западная Европа, Европейский  Союз. В 2005 году ее экспорт более  чем в три раза превысил экспорт  США. По-прежнему высокое место в  международной торговле сохраняет  Япония. Значительно возросла роль в международной торговле Китайской  Народной Республики. В последние  годы почти 3/4 прироста международного экспорта и почти 60 % импорта обеспечило явление «новой географии торговли». Это произошло в результате перебазирования  предприятий обрабатывающей промышленности из ПРС в регионы Восточной, Юго-Восточной  и Южной Азии, а также в страны Центральной и Восточной Европы. Особенно стремительный рост демонстрирует  внешняя торговля Китая и Индии.

Товарная структура  международной торговли. Также как и в географической структуре радикальные изменения произошли и в товарной структуре международной торговли. В середине ХХ – го столетия 2/3 международной торговли занимали сырьевые товары и только 1/3 торговли приходилась на готовую продукцию. В настоящее время на долю готовой продукции приходится более 70 % международной торговли товарами Оставшиеся около 30 % делятся между сельскохозяйственной продукцией и продукцией добывающих отраслей промышленности. По данным ЮНКТАД ООН доля готовых промышленных изделий в международной торговле составляет 75,4 %, доля продукции добывающих отраслей промышленности – 12,6 %, и только 8,7 % составляет доля продовольственного и сельскохозяйственного сырья. Это соотношение в основном подтверждает и доклад ВТО «Развитие мировой торговли в 2005 г. и прогноз на 2006 г.». В соответствии с докладом в 2005 году доля готовой продукции в мировом товарообороте составила 7312 миллиардов долларов,

доля добывающих отраслей промышленности – 1748 миллиарда долларов, доля продовольственного и сельскохозяйственного  сырья – 852 миллиарда долларов. Услуги согласно данным ВТО в 2005 году распределились следующим образом: доля транспортных услуг составила 570 миллиардов долларов, туристические услуги – 685 миллиардов долларов, другие коммерческие услуги – 1160 миллиардов долларов. Опережающими темпами развивалась торговля готовыми промышленными изделиями. За последние 20 лет произошло резкое снижение в мировом экспорте удельного  веса продовольствия и сельскохозяйственного  сырья, продукции добывающей промышленности.

2.2 Международная торговая политика

Совершенная торговая политика государств отличается развитием и  противоборством двух тенденций: протекционизма и либерализации. Каждое из этих направлений  преобладает в определенные периоды  развития региональной и мировой  торговли. Если в 50-60-е годы преобладали  тенденции к либерализации, то в 70-80-е годы прокатилась волна "нового" протекционизма.

Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки  экспорта заключаются в большей  ориентации на менее заметные невооруженному глазу меры косвенной поддержки  отдельных отраслей и групп товаров  при отказе от традиционных схем прямого  экспортного субсидирования и дотирования. Общая линия на либерализацию международной торговли во многих случаях сочетается с мерами протекционистского характера по отношению к отдельным товарам в некоторых странах. С учетом этого необходимо остановиться на многостороннем регулировании международной торговли прежде всего по линии Генерального соглашения по торговле с тарифами (ГАТТ) и его преемника - Всемирной торговой организации (ВТО).   

 Первым законом, вызвавшим  тенденцию к снижению уровня  пошлин, стал Закон о взаимных  торговых соглашениях 1934 г. Будучи  специально направленным на снижение  пошлин, закон включал два основных  положения.  

 Полномочия по ведению  переговоров. Закон о взаимной       эквивалентной торговле наделял президента правом вести переговоры и заключать соглашения с иностранными державами о снижении американских пошлин до 50 % от существующего уровня. Снижение тарифов зависело от готовности других стран идти на взаимные уступки, направленные на снижение пошлин на американский экспорт.

Общее снижение  пошлин. Закон о взаимной торговле дал начало только двухсторонним переговорам (между двумя странами). Этот подход был расширен в 1947 г., когда 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

ГАТТ основано на трех кардинальных принципах:

а) равный, не дискриминационный  режим для всех стран – участниц;

б) снижение пошлин путем  проведения многосторонних переговоров;

в) устранение импортных  квот.

По существу, ГАТТ есть не что иное, как форум для ведения  переговоров  по тарифным барьерам на многосторонней основе. В настоящее время в ГАТТ входят почти 100 стран, и нет ни малейшего сомнения в том, что оно явилось важным фактором в развитии тенденции либерализации торговли. Под его эгидой в послевоенный период были проведены 7 раундов переговоров по снижению торговых барьеров.

В 1986 г. в Уругвае начался  восьмой раунд переговоров в  рамках ГАТТ. В повестку дня “уругвайского  раунда” были включены следующие  предложения:

1)  устранение торговых барьеров и субсидий в с/х;

2)  снятие барьеров в торговле услугами;

3)  уничтожение ограничений на иностранные инвестиции;

4)  внедрение на международной основе патентных, авторских прав, прав на торговую мерку.

 Другим решающим сдвигом  в сторону либерализации торговли  стала экономическая интеграция  – объединение рынков двух  или более стран в зону свободной  торговли. Примерами экономической  интеграции являются Европейское  Экономическое Сообщество (ЕЭС) и  Американо-канадское соглашение  о свободной торговле.

Экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных  механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными  органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного  развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед  ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне  от идущих интеграционных процессов.

Интеграционные группировки  создаются в целях использования  преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и с/х.

Основными этапами развития интеграционного процесса являются преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический  союз.

Наиболее развитой интеграционной группировкой в мире является Европейский  Союз (ЕС). С момента своего образования  ЕС прошел все основные этапы интеграционного процесса и в настоящее время находится на этапе развития и совершенствования экономического союза. В рамках 15 стран ЕС обеспечена свобода передвижения товаров и всех факторов производства, проводится единая внешнеторговая политика на базе общего таможенного тарифа, единая политика в области с/х, энергетики, транспорта и некоторых других областях. По мере развития валютной интеграции страны ЕС намерены перейти к единой валюте и единому европейскому ЦБ. Для управления ЕС созданы межгосударственные представительные, исполнительные и судебные органы, наделенные некоторыми наднациональными полномочиями по принятию решений от лица ЕС в целом.

2.3 Деятельность ВТО

Деятельность ВТО осуществляется представителями правительств государств-членов организации, но своими корнями она  восходит к повседневно хозяйственной  и коммерческой активности.

Основным направлением деятельности ВТО является либерализация международной  торговли. Она выражается в заключении соглашений, направленных на снижение ставок таможенных тарифов и постепенному устранение нетарифных барьеров. С этой целью ВТО регламентирует установление таможенных процедур, внедрение национальных стандартов и санитарных норм.

Наблюдение за торговой политикой, проводимой странами, - также одно из основных направлений всей деятельности ВТО. Центральным элементом этой работы является механизм по обзору за торговой политикой (МОТП).

Цели, которые стоят перед  организацией на этом направлении, заключаются  в том, чтобы, используя механизм регулярного мониторинга, способствовать прозрачности и пониманию торговой политики и мер, принимаемым в  этой области, содействовать повышению  качества общественных и межправительственных дискуссий по вопросам торговли и  обеспечивать проведение международной  оценки того воздействия, которое эта  политика оказывает на систему мировой  торговли. Таким образом, правительства государств-членов получают стимул строже подходить к выполнению правил ВТО и соблюдать взятые на себя обязательства. Также деятельность ВТО связана с проведением министерских конференций.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:  
 
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;  
- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;  
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;  
- отказ от использования количественных и иных ограничений;  
- транспарентность торговой политики;  
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают  обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким  образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой  своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и  правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и  услугами.

2.4 Место России в международной торговле

Современное положение России в международной торговле явно диссонирует  сложившимся направлениям и тенденциям участия в международном разделении труда подавляющего большинства  стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации.

Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе  мира. Валовая потенциальная ценность разведанных и предварительно оцененных  запасов составляет 28,6 трлн. долл. Прогнозный потенциал оценивается в 140 трлн. долл. Из недр России извлекается 10% нефти, 30% - газа, 10% - каменного угля, 14% - товарной железной руды, 15% – цветных и  редких металлов от всего объема полезных ископаемых добываемых мировым сообществом.

На долю России приходится примерно 85% нефти, 84% – газового конденсата и газа, 70% – угля, 66% – железной руды, 53% – меди, 95% – никеля, 70% –  бокситов от запасов СНГ. В России на душу населения приходится 5 га леса (в Канаде – 8,6 га, США – 0,8 га). Доля природно-сырьевого капитала составляет около 25-30% национального богатства, однако от 30 до 60% балансовых запасов  нерентабельны.

Информация о работе Международная торговля