Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 23:00, контрольная работа
Описание работы
На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4 1 Межкультурный диалог……………………………………………………. 6 2 Межкультурный диалог и его виды……………………………………….. 8 3 Межкультурный диалог как фактор коммуникации……………………... 13 4 Подходы к изучению культуры, в рамках межкультурного диалога…… 16
АНО ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Контрольное задание
по дисциплине:
”Культура
и межкультурные взаимодействия в современном
мире”
Тема:
”Межкультурный диалог в современном мире”
Выполнила: Шайтанова И.В.
студент(ка) 1 курса
заочной формы обучения
факультета – Управления, Экономики
и Финансов
направление - Экономика
профиль подготовки -
экономика предприятий и организаций
Группа У-26-Э-эп/Б-14д
Проверил: _________________
(Ф.И.О.)
Москва
2015г
РЕФЕРАТ
Работа
содержит страниц 20, источников 7.
Данная
работа посвящена рассмотрению межкультурному
диалогу, межкультурному взаимодействию
и его вида, попытаться выявить основные
проблемы и перспективы диалога между
культурами.
Целью данной
работы является рассмотрение межкультурного диалога в современном мире.
На основании
полученных данных сделан вывод о том,
что межкультурный диалог в развитии культур
подкрепляется реалиями современного
мира. В условиях стремительного развития
средств массовой информации, границы
между различными культурами становятся
более прозрачными. Характер культурного
взаимодействия особенно важен в современное
время, где благодаря развитию технических
средств в общемировой коммуникативный
процесс вовлечено подавляющее большинство
существующих этнокультурных образований.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
4
1
Межкультурный диалог…………………………………………………….
6
2
Межкультурный диалог и его виды………………………………………..
8
3
Межкультурный диалог как фактор коммуникации……………………...
13
4
Подходы к изучению культуры, в рамках
межкультурного диалога……
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
20
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже второго и третьего тысячелетий
становится все более очевидным, что человечество
развивается по пути расширения взаимосвязи
и взаимозависимости различных стран,
народов и их культур. Этот процесс охватил
различные сферы общественной жизни всех
стран мира. Сегодня невозможно найти
этнические общности, которые не испытали
бы на себе воздействие как со стороны
культур других народов, так и более широкой
общественной среды, существующей в отдельных
регионах и в мире в целом. Это выразилось
в бурном росте культурных обменов и прямых
контактов между государственными институтами,
социальными группами, общественными
движениями и отдельными индивидами разных
стран и культур.
Расширение взаимодействия культур и
народов делает особенно актуальным вопрос
о культурной самобытности и культурных
различиях. Культурное многообразие современного
человечества увеличивается, и составляющие
его народы находят все больше средств,
чтобы сохранять и развивать свою целостность
и культурный облик. Эта тенденция к сохранению
культурной самобытности подтверждает
общую закономерность, состоящую в том,
что человечество, становясь все более
взаимосвязанным и единым, не утрачивает
своего культурного разнообразия. В контексте
этих тенденций общественного развития
становится чрезвычайно важным уметь
определять культурные особенности народов,
чтобы понять друг друга и добиться взаимного
признания.
Отмеченные процессы в той или иной степени
нашли свое проявление и в Беларуси. Реформы
общества привели к серьезным изменениям
в культурном облике Беларуси. За несколько
последних лет появились совершенно новые
общественные группы: предприниматели,
банкиры, политические лидеры разных движений,
белорусские сотрудники иностранных фирм
и др. Происходит становление совершенно
нового типа культуры, формируется новое
представление о социальной ответственности
делового мира перед клиентом и обществом,
меняется жизнь общества в целом. Процесс
развивается чрезвычайно трудно и болезненно,
поскольку сталкивается с огромным количеством
препятствий и ограничений. Главное препятствие,
мешающее успешному решению этих проблем,
состоит в том, что люди воспринимают другие
культуры через призму своей культуры,
поэтому наблюдения и заключения ограничены
ее рамками.
С большим трудом происходит понимание
значения слов, поступков, действий, которые
не характерны для общества. Этноцентризм
не только мешает межкультурному диалогу,
но его еще и трудно распознать, так как
это бессознательный процесс. Из всего
этого можно сделать вывод, что эффективный
межкультурный диалог не может возникнуть
сам по себе, ему необходимо целенаправленно
учиться. Учёба эта состоит в том, что необходимо
преодолевать существующие трудности,
которые является процессом налаживания
эффективной системы коммуникации между
различными общественными группами и
поколениями. Эта система должна быть
основана на принципах равного доступа
к необходимой информации, прямого общения
между культурами, коллективного принятия
решений и эффективной работы.
1 Межкультурный
диалог
Широкий диалог, который постоянно идет
в культуре, осуществляется на основе
циркуляции в общественном сознании различных
идей, мировоззренческих и ценностных
установок. Основной результат культурного
диалога: естественное перетекание идей,
их взаимовлияние, усвоение или отторжение
понимание партнера или противника.
В узком смысле под диалогом понимается
особый вид коммуникаций, который строится
по модели речи, разговора, чередования
вопросов и ответов. Это не просто полифония
голосов, а разговор на равных, особый
способ достижения понимания и согласия.
В более широком и содержательном смысле
понятие диалога распространяется на
культуру в целом (диалог как бытие культуры,
встреча культур, взаимопонимание культур).
В этом смысле диалог понимается как аспект
социокультурного общения, содержание
творчества, особая характеристика разума,
принципиально отличающая его от "познающего
разума" нового времени. В этом понимании
диалогу противостоит не просто монологичность
разговора, а превращение собеседника
в объект манипуляций, происходит технократическое
отношение к миру как к предмету /5/.
Диалог культур всегда объединяет множество
участников и осуществляется на нескольких
уровнях: внутри - и межэтническом, внутри
- и межконфессиональном, внутри - и межличностном.
Реальное содержание диалога зависит
также от конкретных типов культуры, на
основе которых этот диалог осуществляется
(общества закрытые - открытые, традиционные
- модернизированные).
Реалии собственно межкультурного диалога
- это прежде всего совместимость базовых
установок контактирующих культур, степени
внутренней диалогичности конкретного
культурного самосознания, соотношение
его открытости и закрытости, космополитизма
и охранительности, а также допускаемая
традицией роль личности как самостоятельного
субъекта диалога. Чем выше совместимость
и диалогичность ценностных структур
культур, тем шире и продуктивнее их диалог,
тем сильнее их взаимовлияние. В реальном
процессе диалога культур большое значение
имеет также его ситуативная сбалансированность:
как проводника чужих ценностей, с одной
стороны, и барьера на пути распространения
тех ценностей, которые не способны органически
взаимодействовать с местными. Сбалансированность
диалога зависит от устойчивости и целостности
культурного самосознания, воли культуры
к сохранению своих базовых ценностей
в качестве общезначимых /6/.
2 Межкультурное
взаимодействие и его виды
Межкультурное
взаимодействие или общение подразумевает,
что между партнёрами существует четкое
разделение ролей и каждый субъект роли
выполняет предписанные функции, действует
по нормам поведения, которые предписанные
культурой
Межкультурные
взаимодействия различают по типологизации
и классификации. Одна из наиболее простых
типологий основывается на прямой аналогии
с взаимодействием биологических популяций.
В качестве основного критерия, определяющего
характер межкультурного взаимодействия,
здесь выступает результат влияния одной
культуры на другую. В соответствии с этим
показателем, взаимодействие между двумя
культурами осуществляется по одному
из четырех сценариев:
- "плюс
на плюс", взаимное способствование
развитию;
- "плюс
на минус", ассимиляция (поглощение)
одной культуры другой;
- "минус
на плюс", модель взаимодействия
аналогична второму
варианту,
только контрагенты меняются местами;
- "минус
на минус", обе взаимодействующие культуры
подавляют друг
друга
/1/.
Данная
типология, при всей ее заманчивой простоте
и сравнительной легкости эмпирической
интерпретации, характеризуется рядом
существенных недостатков.
Во-первых,
весь спектр межкультурных взаимодействий
здесь сводится только к трем вариантам
(поскольку второй и третий сценарии практически
идентичны), тогда как в реальности он
представляется более многообразным.
Во-вторых,
в данной типологии отсутствуют какие-либо
указания на факторы, обусловливающие
"выбор" того или иного варианта взаимодействия.
В-третьих,
в ней совершенно не раскрывается содержание
взаимодействия культур:
- в чем
именно выражается подавление одной культурой
другой;
- каковы
критерии того, что культура способствует
развитию своего
контрагента;
- как происходит ассимиляция, из-за чего
данная типология оказывается
слишком абстрактной и фактически не
применяется в науке.
Более глубокая типология межкультурного
взаимодействия предложена В.П. Бранским.
В рамках своей теории социального идеала
В.П. Бранский выделяет четыре основных
принципа взаимодействия между носителями
конкурирующих идеалов:
- принцип фундаментализма (непримиримости);
- принцип компромисса;
- принцип арбитража (нейтрализации);
- принцип конвергенции (синтеза) /2/.
Еще одна, достаточно широко известная
типология межкультурных взаимодействий
принадлежит американскому антропологу
Ф.К. Боку. Этот исследователь выделяет
пять основных моделей оптимизации межкультурного
взаимодействия, соответствующих различным
способам преодоления культурного шока:
- геттоизация (отгораживание от всякого
соприкосновения с чужой
культурой через создание и поддержание
собственной замкнутой
культурной среды);
- ассимиляция (отказ от своей культуры
и стремление целиком усвоить
необходимый для жизни культурный багаж
чужой культуры);
- культурный обмен и взаимодействие
(промежуточный способ,
предполагающий благожелательность
и открытость обеих сторон друг
другу);
- частичная ассимиляция (уступка в пользу
инокультурной среды в
какой-то одной из сфер жизни при сохранении
верности своей
традиционной культуре в других сферах);
- колонизация (активное навязывание
чужой культуре собственных
ценностей, норм и моделей поведения)
/3/.
Типология Ф.К. Бока характеризуется
большей детализированностью и несколько
меньшей умозрительностью. В ней присутствует
содержательная расшифровка типов взаимодействия.
Однако акцент в данной типологии делается
именно на социальное содержание взаимодействия.
Модели взаимодействия культур здесь
выведены на основе не столько аналитического,
сколько описательного критерия, что дает
известное смещение акцентов. Существует
различие между "ассимиляцией" и
"колонизацией" одной культуры другой
малосущественно, а некоторые другие из
возможных вариантов взаимодействия (например,
конвергенция как равноправный синтез
исходных культур) не учитываются вообще.
В современной социологии и антропологии
предпринимаются и другие попытки типологизации
межкультурных взаимодействий. Так, Н.К.
Иконникова, основываясь на разработках
западных исследователей, предлагает
усложненный вариант типологии, основанный
на линейной схеме прогрессивного развития
взаимного восприятия культур-контрагентов: