Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 23:00, контрольная работа
Описание работы
На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4 1 Межкультурный диалог……………………………………………………. 6 2 Межкультурный диалог и его виды……………………………………….. 8 3 Межкультурный диалог как фактор коммуникации……………………... 13 4 Подходы к изучению культуры, в рамках межкультурного диалога…… 16
Культура рассматривается как открытая
нелинейная самоорганизующаяся система,
а социальные носители этих культур условно
рассматриваются как единый социальный
субъект. С позиций этого подхода можно
выделить следующие "идеальные типы"
взаимодействия культур.
Интеграция. Предполагает три основных
варианта:
- конвергенция - постепенное слияние
культурных систем в качественно
новое целое. Означает диалог на уровне
уподобление друг другу вплоть
до полного отождествления; в социальном
плане предполагает
фактическое слияние субъектов этих
культур;
- инкорпорация - включение одной культурной
системы в другую в
качестве "субкультуры". В социальном
плане предполагает
относительную автономию субъекта последней
в рамках субъекта
доминирующей культуры;
- ассимиляция - поглощение одной системой
другую. Предполагает
слияние субъектов.
Взаимоизоляция - каждая из взаимодействующих
культур занимает в отношении противоположной
культуры позицию "гетто". Данный
принцип взаимодействия означает гласное
или негласное разграничение сфер социального
знания, предполагающее различные барьеры
и табу в сферах возможного диалога и ведущее
к нарастанию взаимного противодействия
так же предполагает отчетливое разделение
субъектов по признаку культурной принадлежности.
Взаимодополнение - социальная система,
где каждая из взаимодействующих культур
занимает в общей системе социального
знания свою "нишу", интерпретируя
строго определенные аспекты социальной
реальности; их структуры, сохраняя самобытность
и автономию, подвергаются известной специализации,
образуя своего рода "симбиоз". В
социальном плане предполагает комбинацию
слияния субъектов с выделением "крайних"
групп, уклоняющихся в ту или другую культуру,
что связано со стилевой и, в частности,
профессиональной специализацией этих
групп.
Активный обмен (диалог).
Главную роль в межкультурном диалоге
играют цивилизационное самосознание
и цивилизационные (базовые) ценности.
В отличие от ценностей этнической или
национальной культуры, ценности цивилизации
всегда претендуют на универсальность,
на разрешение фундаментальных противоречий
человеческого и социального бытия, на
способность объединить человечество
и стать основой мировой культуры /5/.
Поэтому диалог цивилизаций - это
всегда диалог об их мировоззренческих
основах, первичных символах, конечных
сакральных ценностях, вокруг которой
объединяются сложные социокультурные
системы.
Как реальность диалог культур и цивилизаций
не сводится к процессам коммуникации,
он включен, причем самым активным образом,
в другие процессы межкультурного общения,
включая восприятие друг друга партнерами
по диалогу и интерактивное деятельностное
взаимодействие между ними, "обмен действиями"
(сплоченность, солидарность, раскол, конфликт).
Реалии собственно межцивилизационного
диалога - это, прежде всего совместимость
базовых установок контактирующих цивилизаций,
степень внутренней диалогичности конкретного
цивилизационного самосознания, соотношение
его открытости и закрытости, а также допускаемая
традицией роль личности как самостоятельного
субъекта диалога. Чем выше совместимость
и диалогичность ценностных структур
цивилизаций, тем шире и продуктивнее
их диалог, тем сильнее их взаимовлияние.
В реальном процессе диалога цивилизаций
большое значение имеет также его ситуативная
сбалансированность: как проводника чужих
ценностей, с одной стороны, и барьера
на пути распространения тех ценностей,
которые не способны органически взаимодействовать
с местными, - с другой. Сбалансированность
диалога зависит от устойчивости и целостности
цивилизационного самосознания, воли
цивилизации к сохранению своих базовых
ценностей в качестве общезначимых /5/.
В больших исторических масштабах важнейшей
реальностью межкультурного диалога является
единство его пространственных и временных
характеристик диалога. Это обеспечивает
соответствие диалога привычной картине
мира, координатам его идентификации.
От устойчивости зависят предсказуемость,
смысл, правила диалога, в конечном счёте
его понятность и продуктивность для участников
(даже если это культурный конфликт).
3 Межкультурный диалог как фактор
коммуникации
Термин "коммуникация" появился
в научной литературе в начале 1920-го года.
Наряду с общественным значением - как
средство связи любых объектов в какой-либо
системе - он приобрёл широкий социокультурный
смысл и активно применяется во всех областях
человеческой деятельности. "Коммуникация"
происходит от латинского сommunication - общение,
передача. Данный термин используют и
для описания многообразных процессов,
связанных с передачей информации, и для
констатации присутствия либо отсутствия
некой связи между двумя субъектами (системами)
/6/.
Первоначально термин коммуникация в
социальных науках рассматривалась в
контексте общетеоретических построений
бихевиоризма, где считалось, что основой
коммуникативных процессов является не
язык как система, но непосредственные
речевые сигналы, манипулируя которыми
можно воспитать человека любого склада.
Не в меньшей степени на трактовку этого
понятия оказали влияние и сторонники
символического интеракционизма, полагавшие,
что социокультурная структура как микро,
так и макроуровней является результатом
стабилизации процессов межличностного
или межкультурного общения, то есть диалога,
а процессы развития следует рассматривать
как эволюцию коммуникативных форм.
Под межкультурными коммуникациями мы
понимаем общение и взаимодействие людей
- представителей различных культур.
Межкультурная коммуникация или диалог,
осуществляется в условиях столь значительных
культурно обусловленных различий в коммуникативной
компетенции его участников, что эти различия
существенно влияют на удачу или неудачу
коммуникативного события. Под коммуникативной
компетенцией понимается знание используемых
при коммуникации символьных систем и
правил их функционирования, а также принципов
коммуникативного взаимодействия. Межкультурная
коммуникация характеризуется тем, что
ее участники при прямом контакте используют
специальные языковые варианты и дискурсивные
стратегии, отличные от тех, которыми они
пользуются при общении внутри одной и
той же культуры.
Способность к развитию коммуникативной
компетентности присуща всем представителям Homo sapiens,
однако конкретная реализация этой способности
культурно обусловлена. Кроме этого, она
обусловлена и уникальным опытом каждого
отдельного народа, из чего следует, что
при коммуникации, являющейся процессом
обмена сообщениями, постоянно происходит
воссоздание смыслов, так как они не совпадают
даже у людей, говорящих на одном и том
же языке, выросших в одной и той же культуре,
не учитывая нации у которых развитие
происходило по различным планам и стереотипам.
При наличии разных культур и разных языков
коммуникация осложняется настолько,
что полное понимание совершенно не возможно
/7/.
В процессе коммуникации происходит
обмен сообщениями, осуществляется передача
информации от одного участника к другому.
Так как люди не умеют общаться непосредственно
информация, которая передаётся, кодируется
с помощью определенной символьной системы,
передается и затем декодируется, или
интерпретируется адресатом сообщения.
Коммуникация имеет место всегда, когда
какому-либо поведению или его результату
приписывается некоторое значение и они
выступают как знаки или символы.
Из всех видов знакового (символьного)
поведения в человеческом сообществе
важнейшими являются использование языка
(вербальная коммуникация) и сопровождающее
его несловесное поведение (невербальная
коммуникация). В совокупности они образуют
знаковую коммуникацию, или коммуникацию
в узком смысле. Применимость понятия
коммуникации к обмену сообщениями незнаковой
природы допускается рядом концепций,
однако в рамках данной статьи коммуникация
в широком смысле, включающая в себя обмен
сообщениями незнаковой природы, не рассматривается
/7/.
Коммуникативное событие представляет
собой взаимодействие (трансакцию), в которой
каждая из сторон в режиме реального времени
выполняет роль, как Источника, так и Получателя.
Для интерпретации сообщения, то есть
для создания взаимоприемлемого смысла,
при этом требуется кооперация. Таким
образом, коммуникация есть сложный, символьный,
личностный, трансакционный и часто неосознаваемый
процесс, который с необходимостью является
неточным. Коммуникация позволяет участникам
выражать некоторую внешнюю по отношению
к самим участникам информацию, внутреннее
эмоциональное состояние, а также статусные
роли, в которых они пребывают друг относительно
друга.
4 Подходы к изучению культуры,
в рамках межкультурного диалога
Культура представляет собой очень сложное,
комплексное явление. По сути, это одновременно и объект со своими структурно-функциональными
особенностями и ценностями, и деятельностный
аспект-субъект, и процесс со своими этапами
и закономерностями генезиса. Соответственно,
культура в целом и культурологический
диалог в обществе изучаются с помощью
общенаучных (общелогических: анализ,
синтез), специальных теоретических, а
также эмпирических методов и методик
исследования /5/.
К числу широко использующихся теоретических
методов при изучении культуры относятся
общепринятые в гуманитарных науках подходы.
Среди них:
- историко-генетический;
- социокультурный;
- системный и структурно функциональный;
- институциональный;
- ценностный;
- цивилизационный;
- коммуникативный;
- кросскультурный;
-антропологический;
- психологический и многие другие.
Иногда для удобства исследования всё
многообразие теоретических и специальных
подходов к исследованию культуры как
бы группируют в типологические группы.
Одни из них используются преимущественно
при описании "статики" культуры
("ценностные", "символические",
"семиотические", и другие подходы)
/6/.
Другие больше применяются для анализа
"развития" и "динамики" культуры
("деятельностные", "поведенческие",
"игровые", "коммуникативные",
"технологические" и другие ). Третьи
- для сравнительного анализа культур
("кросскультурные", "цивилизационные").
Все указанные теоретические подходы
анализа культуры необходимо знать, рассматривать
как взаимодополняющие друг друга и уметь
комплексно использовать при исследованиях
культурных феноменов.
Теоретические и специальные методы
изучения культурного диалога дополняются
прикладными.
Среди них широко распространены:
- конкретно-ситуативное;
- матричное исследование;
- факторный анализ;
- наблюдение;
- эксперимент;
- анкетный опрос;
- контекст-анализ публикаций;
- экспертная оценка;
- компьютерное моделирование и другие.
В современных условиях существенное
значение приобретает умение учитывать
взаимосвязь различных методов изучения
межкультурного диалога и в политики,
например, использовать их в соответствующих
"увязках", в своеобразном комплексном
подходе.