Миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы миграции рабочей силы 4
1.1. Сущность миграции рабочей силы 4
1.2. Виды миграции рабочей силы 5
1.3. Причины и последствия миграции рабочей силы 10
Глава 2. Анализ миграции рабочей силы в России 13
2.1 Особенности миграции рабочей силы в России 13
2.2 Основные проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России 19
21
Заключение 22
Список литературы 23

Содержание работы

Цель работы – изучить сущность миграции рабочей силы в России.
Задачи:
Выявить сущность иммиграционных потоков рабочей силы в России;
Описать международную миграцию рабочей силы в России;
Раскрыть основы нелегальной миграции рабочей силы в России;
Определить проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России

Файлы: 1 файл

миграции рабочей силы.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

2 - отражение внутренних  противоречий общества, постоянно усугубляемые периодически повторяющимися кризисами.

Миграция трудовых ресурсов как сложный социально-экономический  процесс определяется различными объективными и субъективными причинами, которые можно объединить в несколько укрупненных групп:

природно-климатические, связанные с влиянием окружающей среды и включающие климат, ландшафт, изменения в экологической системе;

демографические, обусловленные территориальными различиями в структуре населения  по полу, возрасту, брачно-семейному  положению и т.д.;

этнические, связанные с влиянием национальных традиций, обычаев, специфики  материальной и духовной культуры различных  народов на уровень подвижности, структуру и направления перемещений;

социально-экономические, связанные  с различными аспектами развития производства (размещением производства по территории, соотношением экстенсивного и интенсивного типов экономического роста, различиями в уровнях экономического развития районов, инвестициями и др.) и с обусловленными ими различиями в условиях жизни, возможностью трудоустройства, содержанием и характером труда, размером заработной платы, перспективами получения образования, жилья, создания семьи и т.д.

Международная миграция рабочей силы имеет существенные и неоднозначные экономические и социальные последствия как для страны эмиграции, из которой происходит отток рабочей силы, так и для принимающей стороны. Причинами для миграции могут быть: политические; идеологические; психологически факторы.

Но основным фактором, порождающим  перемещение рабочих  между странами, является разница в уровне реальной заработной платы5.

Рассмотрим на этой основе чисто  экономические последствия миграции рабочей силы для функционирования рынков труда.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы двойственны. С одной стороны:

- она обеспечивает перераспределение  трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран;

- делает возможным освоение  новых районов;

- сосредотачивает огромные массы  наиболее активного и трудоспособного населения в экономических центрах;

- способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни.

С другой стороны:

- миграция населения приводит  к чрезмерно быстрому росту крупных городов;

- обострению экологической ситуации;

- обезлюдению сел, старению и феминизации ее населения;

- порождает проблемы, связанные  со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-экономическим, культурным и иногда природным условиям;

- миграция не может значительно  уменьшить безработицу в странах выезда, а страны-импортеры не могут полностью удовлетворить спрос на высококвалифицированную рабочую силу и научно-технические кадры.

Для большинства развитых стран  активная эмиграция была характерна в трудные периоды их развития. Однако по мере решения проблем эти процессы стабилизировались. Примером может служить Италия, которая основным условием вступления в ЕЭС выдвигала требование свободного перемещения рабочей силы. Сейчас, превратившись в одну из наиболее динамично развивающихся стран,

Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, молодые люди, получающие образование, пенсионеры – это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета.

Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить  в другой стране. В этой связи государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери6.

Таким образом можно  сделать вывод, что несмотря на возможные негативные последствия экспорта рабочей силы («утечка умов» и т.д.), страны, экспортирующие рабочую силу и имеющие за счет этого существенные денежные переводы из-за рубежа, не собираются отказываться от практики трудовой миграции. А огромный опыт, накопленный ими в течение десятилетий, и стабильные связи между традиционными партнерами служат гарантией того, что сотрудничество в этой области будет продолжаться и дальше.

 

Глава 2. Анализ миграции рабочей силы  в России

2.1 Особенности миграции рабочей силы  в России

После распада Советского Союза внешние миграционные процессы в государствах Центральной Азии дважды претерпели принципиальные изменения. В первой половине 90-х годов из данного региона наблюдались мощные потоки вынужденной миграции. Эти потоки имели своеобразную этнодемографическую структуру и направления. В дальнейшем, по мере исчерпания потенциала вынужденной миграции (основу которого составила миграция русскоязычного населения), стали расти масштабы легальной и нелегальной трудовой миграции коренного населения стран Центральной Азии. В настоящее время трудовая миграция коренного населения стран Центральной Азии приняла широкомасштабный характер. В данной статье рассматриваются проблемы внешней трудовой миграции из стран Центральной Азии, ее социально-экономические последствия. При этом последствия рассматриваются как для стран-доноров на примере Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, так и для России, принимающей основную часть потоков трудовой миграции из данного региона.

Рассматривая проблемы современной трудовой миграции из стран  Центральной Азии, следует принять во внимание ряд обстоятельств.

- Основными источниками  потоков трудовой миграции из  региона являются три государства: Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. По различным оценкам, на конец 2008 г. в России находились от 1,8 до 3,5 млн. трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, 9/10 которых прибыли из вышеназванных стран.

- После распада Советского Союза в экономике стран Центральной Азии произошло резкое падение ВВП. По данным Всемирного Банка в 1990-1999 гг. ВВП Кыргызстана сократился в 4,2 раза, Таджикистана, Казахстана и Туркменистана - в 2,3 - 2,7 раза, а Узбекистана в 1,4 раза.

Экономический спад происходил на фоне продолжающегося роста населения. По данным Статкомитета СНГ в 1994-2008 гг. численность жителей Центральной Азии (без Казахстана) увеличилась на 28%.

В целом можно  сказать, что миграция в России развивается  примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время  спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами.

В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться.

Число официально работающих в России трудовых мигрантов  постоянно увеличивается, оно превысило 1 млн. человек уже в 2006 году, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира (рисунок 1).

По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики.

Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

Рисунок 1. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, тыс. человек

Согласно официальной  статистике ФМС, из стран СНГ в 2008 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых "нелегалов", поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше.

Особенно много  трудовых мигрантов в 2008 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).

Согласно официальным  данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности.

Реальная структура  занятости мигрантов несколько  отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины.

В официальной  статистике доля мужчин еще выше - 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются "невидимыми" из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости).

Поскольку сфера  услуг развивается высокими темпами  и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

В течение последних  нескольких лет произошли и другие существенные сдвиги в характеристиках потоков трудовой миграции в Россию.

Появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России.

Воздействие иммиграции на условия труда и занятости  местного населения уже многие десятилетия находится под пристальным вниманием в развитых обществах, и суждения о нем сложились весьма противоречивые. Широко распространено мнение о его негативном характере, что нередко используется в качестве одного из главных аргументов иммиграционной политики.

Однако многочисленные западные исследования свидетельствуют, что влияние иммиграции в целом на рынок труда статистически не значимо, а нередко и позитивно.

Такой характер эффекта иммиграции связан с тем, что в одних случаях экономические  мигранты, в силу своей профессии  и квалификации, непосредственно конкурируют с местным населением, а в других - заполняют ниши в производственном процессе.

А малосущественность воздействия иммиграции в целом  на рынок труда можно объяснить его сегментированностью и дифференцированностью сфер занятости местных и иностранных работников и высокой территориальной мобильностью последних.

Занимая рабочие  места, которые непривлекательны даже для ранее переселившихся мигрантов, вновь прибывающие иностранцы дают им возможность при хозяйственном подъеме перебираться на лучшие места и в более динамичные сектора.

Установлено, что  прямая, равно как и обратная, связь между иммиграцией, с одной стороны, и экономическим циклом и безработицей, с другой, сейчас отсутствует.

Рисунок 2. Уровень образования трудовых мигрантов

На основе данных опроса МОМ 2006 года видно, что снижается образовательный уровень трудовых мигрантов:

США и равно  средней зарплате в России (10,9 тыс. рублей по данным Росстата на сентябрь 2010-го). Эти данные подтверждаются рядом ранее проведенных исследований.

Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин.

Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые  в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны.

Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала.

В-третьих, сохраняется  практика деятельности иностранных  компаний на территории России в форме  реализации ими договоров Подряда.

Рабочая сила в эти годы привлекалась из более 100 стран. Из суммарного числа привлеченных (1,9 миллиона человек) 48,8% составили граждане стран - участников СНГ и 51,2% - из других государств. Бесспорный лидер по официальному предоставлению иностранной рабочей силы среди всех стран (32,6%) и в еще большей мере среди стран СНГ (66,8%) - Украина. В совокупности остальных стран за период в целом лидирует Турция, но, начиная с 2004 года, ее обошел Китай, а в 2006 году вплотную к ней приблизился Вьетнам7.

Привлекаемая рабочая сила специфична по своему половозрастному составу. На протяжении всех лет около 90% ее составляли мужчины, причем 59-69% из них были в возрасте до 40 лет, тогда как среди занятых в российской экономике на долю мужчин приходилось 52%, из которых 40 лет не достигали 53-55%.

Главной сферой привлечения иностранцев выступает  строительство (2003 год - 55%, 2008 - 51,5 и 2010 - 39%). В 2010 году в данной отрасли использовано 90% рабочей силы, привлеченной из республик бывшей Югославии, 79% - из Турции, 65% из Армении, 55% - из КНДР и 45% - из Украины. На второе место в последние годы вышла торгово-коммерческая деятельность (23% в 2010 году). В ней концентрируется большинство мигрантов из Вьетнама и Китая, которые в 2010 году составили 65% общего официального привлечения в эту сферу экономики8.

Крупнейшими импортерами  рабочей силы являются 5 регионов России (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Приморский край и Московская область), на которые в последние годы приходится более половины общего привлечения.

Информация о работе Миграция рабочей силы