Миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы миграции рабочей силы 4
1.1. Сущность миграции рабочей силы 4
1.2. Виды миграции рабочей силы 5
1.3. Причины и последствия миграции рабочей силы 10
Глава 2. Анализ миграции рабочей силы в России 13
2.1 Особенности миграции рабочей силы в России 13
2.2 Основные проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России 19
21
Заключение 22
Список литературы 23

Содержание работы

Цель работы – изучить сущность миграции рабочей силы в России.
Задачи:
Выявить сущность иммиграционных потоков рабочей силы в России;
Описать международную миграцию рабочей силы в России;
Раскрыть основы нелегальной миграции рабочей силы в России;
Определить проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России

Файлы: 1 файл

миграции рабочей силы.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Приводимые  данные по состоянию международной  миграции, однако, касаются лишь относительно небольшой части иностранной  рабочей силы, поскольку основным ее источником, как свидетельствует  изучение реальной ситуации, является нелегальная трудовая миграция9.

2.2 Основные  проблемы и тенденции развития  миграции рабочей силы в России

До последнего времени  существовало полное противоречие между  Концепцией демографического развития (принятой в 2001 г. на период до 2015 г.) и  практикой регулирования миграционных процессов. Концепция экономического развития обозначает адекватную времени цель: нам необходимы иммигранты. В реальности же иммиграционная политика до последнего времени сводилась к борьбе с нелегальной миграцией и ограничивала приток любых иммигрантов в страну.

Требуется новая иммиграционная политика, направленная не на ограничение въезда, а на привлечение иммигрантов. При этом Россия находится в уникальном положении. Она окружена государствами, ранее составлявшими единую страну, где сейчас проживают миллионы человек, близких нам в культурном и ментальном отношении, говорящих на русском языке. Это дает шанс на протяжении нескольких лет привлекать русских и представителей российских народов, не изменяя резко этнический состав населения.

В последнее время  были приняты программы возвращения  соотечественников и упрощена процедура регистрации трудовых мигрантов из стран с безвизовым режимом. Но требуется комплекс дополнительных мер.

Цель иммиграционной политики должна заключаться в обеспечении как внешнеполитических, так и внутриполитических интересов России, прав и законных интересов ее народа в сфере иммиграционных отношений. Необходимо осуществлять протекционистские меры в отношении представителей российских коренных народов и национальностей Российской Федерации, а также привлекать трудовых иммигрантов с необходимой квалификацией, соблюдая права коренного населения, как это происходит в Швейцарии, Франции, США.

Основным приоритетом  иммиграционной политики должно стать  привлечение населения из стран СНГ и Балтии. На данный момент миграционный прирост за счет этих государств на 60% состоит из людей трудоспособного возраста, на 20% – из мигрантов с высшим и на 30% – из переселенцев со средним специальным образованием. В целом на выходцев из стран СНГ и Балтии приходится 95% миграционного прироста10.

Именно сейчас необходимо максимально облегчить доступ к  российскому гражданству и процедуру его получения, расширить круг потенциальных российских граждан, дать четкие государственные гарантии для организации переезда в страну и обустройства на месте соотечественникам из стран СНГ. Необходимо учесть также возможность легализации тех соотечественников, которые уже давно живут и работают в России нелегально и полулегально. Необходимо ввести собственно четкое определение понятия «соотечественник» – оно отсутствует в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая была утверждена Указом президента РФ от 22 июня 2006 г.

Другим важным направлением иммиграционной политики России должно стать привлечение высококвалифицированных  трудовых ресурсов и учебных мигрантов  из различных стран. В сфере иммиграции неквалифицированной рабочей силы должны быть четко определены приоритеты занятости граждан России. Иностранные трудовые мигранты должны привлекаться в объемах, соответствующих потребностям и национального, и региональных рынков труда на жестких условиях по срокам пребывания, сферам и территориям деятельности, на временных условиях. Необходимо также обеспечить доступность и прозрачность порядка и процедуры привлечения мигрантов.

Наряду с мерами либерализации  миграционной политики Россия должна осуществлять постоянный контроль в вопросах законности пересечения границы и использования рабочей силы работодателями, соблюдения условий труда мигрантов, их прав и сроков пребывания, налоговых и социальных отчислений их зарплат.

Одной из приоритетных задач  иммиграционной политики должна стать  борьба с нелегальной иммиграцией и ее предотвращение. На территории России сложились изолированные этнические анклавы, в которых проживают нелегальные иммигранты, куда не имеют доступа представители власти, где, по существу, не действуют российские законы. Это не только среда для распространения преступности, но и угроза национальной безопасности страны. Должны быть ужесточены наказания за содействие нелегальной миграции и ее организацию, незаконный въезд, пребывание и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями. Это позволит вывести использование труда мигрантов из сферы криминала и теневой экономики.

Таким образом, Россия не должна быть исключением в ряду стран, которые, несмотря на усиление взаимозависимости в условиях глобализации, регулируют иммиграцию исходя из собственных национальных интересов, не только удовлетворяя потребности экономики в трудовых ресурсах, но и стремясь сохранить культурную и этническую самобытность.

 

  
Заключение

Миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на менее длительное время. Миграция рабочей силы - сложный процесс, выполняющий экономические и социальные функции в жизни общества и отдельного человека. Он обеспечивает соединение территориально распределенных (по странам, континентам, регионам внутри стран) природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социально-профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и т. д.

Под миграцией рабочей  силы или миграцией трудовых ресурсов, как видно из названия, мы понимаем миграцию населения с целью трудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личных интересах.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации- возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

В данный момент, также  как и раньше, происходит международная  миграция рабочей силы из третьих стран в развитые страны (страны Западной Европы, Канада, США, Австралия и др.). Это так называемая внешняя трудовая миграция. Также может происходить миграция трудовых ресурсов в пределах государства. К примеру, в настоящее время происходит миграция населения России из одного регионов в столицу Москва. Другими словами, мы наблюдаем внутреннюю трудовую миграцию населения России.

 

Список литературы

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: Юнити, 2009. -210с.
  2. Владимирова Л.П. Экономика труда. М.: Дашков и К, 2008.-235с.
  3. Волгин Н.А. Рынок труда и доходы населения. М.: Филинъ,2009. – 300с.
  4. Грэхем Х.Т. Беннет Р. Управление человеческими ресурсами. М.: Юнити, 2009. -230с.
  5. Генкин Б.М. Эффективность труда и качество жизни. Санкт-Петербург, 2008. -  190с.
  6. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи, личности. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2011. - с.28
  7. Марцилкевич В., Соболева И. Экономика человека. М. Аспектпресс, 2010.
  8. Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2011. - с.28
  9. Миграция населения. Трудовая миграция в России. Выпуск второй. – М., 2011. – С. 67
  10. www.demoscope.ru

1 Грэхем Х.Т. Беннет Р. Управление человеческими ресурсами. М.: Юнити, 2009. -230с.

2 Волгин Н.А. Рынок труда и доходы населения. М.: Филинъ,2009. – 300с.

3 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: Юнити, 2009. -210с.

4 Владимирова Л.П. Экономика труда. М.: Дашков и К, 2008.-235с.

5 Генкин Б.М. Эффективность труда и качество жизни. Санкт-Петербург, 2008. -  190с.

6 Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд. М.: Наука, 2010.

7 Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи, личности. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2011. - с.28

8 Миграция населения. Трудовая миграция в России. Выпуск второй. – М., 2011. – С. 67

9 Марцилкевич В., Соболева И. Экономика человека. М. Аспектпресс, 2010.

10 www.demoscope.ru




Информация о работе Миграция рабочей силы