Минимальный размер оплаты труда в Ставропольском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Вместе с тем для работодателя, ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.
Задачей изучения вопроса является проведение исследования планирования средств на оплату труда персонала предприятия, а также изучение проблемы в области планирования оплаты труда.
Объект изучения: заработная плата, как форма цены рабочей силы, занятой в производственной сфере, - это основная часть жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затрачиваемого труда, реальным трудовым вкладом каждого и зависящая от конечных результатов работы предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты фонда оплаты труда………………………...5
1.1 Понятие фонда оплаты труда………………………………………..5
1.2 Формирование и регулирование фонда оплаты труда……………..7
1.3 Сущность и состав структуры заработной платы…………………10
1.4 Основные функции заработной платы…………………………….19
2. Минимальный размер оплаты труда в Ставропольском крае……..24
2.1 Средняя заработная плата в Ставропольском крае……………….26
Заключение……………………………………………………………....27
Список использованной литературы…………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Фонд заработной платы характеризует только ту часть фонда оплаты труда, которая входит в себестоимость продукции (услуг, работ).      

Структура заработной платы:

 

                                                                                                                    1.3

                                                                                                                                                                         

                 

1.4 основные  функции заработной платы. 

Определение сущности заработной платы создает исходную базу для анализа и уяснения значения, органически присущих ей функций. Этот вопрос среди экономистов также пока является дискуссионным. По нашему мнению, можно выделить четыре основные функции заработной платы                                 – воспроизводственную – обеспечение возможности воспроизводства рабочей силы;                                                                                                            – стимулирующую (мотивационную) – повышение заинтересованности в развитии производства;                                                                           – социальную, способствующую реализации принципа социальной справедливости;                                                                                                        – учетно-производственную, характеризующую меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.                                                                                                            Итак, заработная плата многофункциональна. Все присущие ей функции представляют диалектическое единство и лишь в совокупности позволяют правильно понять сущность заработной платы, противоречия в ней и проблемы, возникающие в процессе совершенствования организации оплаты труда. Это важно подчеркнуть потому, что нередко противопоставление указанных функций, переоценка одних и недооценка других приводят к нарушению их единства и, как следствие, к односторонним, а подчас и неверным теоретическим и практическим выводам, касающимся организации заработной платы. Необходима научная классификация функций, что в экономической литературе еще не сделано в полной мере. [13 с 112]                         В этом отношении важно понять, что каждая функция – это часть единого целого – заработной платы, и каждая функция предполагает не только существование других функций, но и содержит в себе их элементы. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь, в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функции заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна из функций (или несколько) в определенной степени противоположна другой, а то и исключает другую, снижает   наиболее ее результат действия .                                                                                                                

Наиболее значительным противоречием функций является то, что одни из них ведут к дифференциации заработков, другие, наоборот, – к их выравниванию. Чем сильнее выравнивание, тем слабее дифференциация, тем слабее стимулирующее воздействие заработной платы. Это вполне нормальное явление, отражающее внутреннее единство и борьбу противоположностей, не свидетельствует о неточности выделенных функций.                                                                                                                                                                                                                                                       При регулировании заработной платы надо умело использовать объективное единство и противоположность ее функций, своевременно усиливать одни или ослаблять другие, чтобы организация заработной платы отвечала ее объективному содержанию и особенностям развития общества.                                                  Сейчас важнейшей задачей выступает усиление стимулирующей функции заработной платы в общей совокупности всех ее функциональных назначений. Возможность достижения высокого уровня стимулирующей роли заработной платы обосновывается, в первую очередь, тем, что в структуре доходов трудящихся и их семей она составляет, как уже отмечалось, преобладающую часть доходов по сравнению с другими их источниками.                                                                                             Стимулирующая роль заработной платы может повышаться только на основе более глубокого познания ее стимулирующей функции.                               Поскольку именно заработная плата пропорционально связана с непосредственно затраченным трудом, ее стимулирующее воздействие на развитие общественного производства является определяющим. Умелое использование этой функции превращает заработную плату в один из важнейших рычагов повышения результативности производства и экономического  роста.                                                                                                                     

Понятия «стимулирующая (мотивационная) функция» и «стимулирующая роль» заработной платы еще обстоятельно не раскрыты в экономической литературе, хотя оба они упоминаются многими авторами. Часто стимулирующую функцию и стимулирующую роль отождествляют.[12 с 275]         «Стимулирующая функция» и «стимулирующая роль» – понятия однопорядковые, но не тождественные. Стимулирующая функция заработной платы – ее свойство направлять интересы трудящихся на достижение требуемых результатов труда (большего его количества, более высокого качества и т.д.) за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада. Стимулирующая роль заработной платы проявляется в обеспечении взаимосвязи размеров оплаты труда с конкретными результатами трудовой деятельности работников. Таким образом, стимулирующую роль можно представить как своеобразный «двигатель» стимулирующей функции. Работает «двигатель» – значит реализуется стимулирующая функция, «пробуксовывает» – отсутствует тесная связь размеров оплаты труда с его результатами, соответственно, и заработная плата не обеспечивает должной заинтересованности работников в достижении высоких конечных результатов. Можно сказать, что степень реализации стимулирующей функции пропорциональна уровню стимулирующей роли заработной платы. Именно в этом заключается принципиальное отличие и органическая взаимосвязь этих понятий. Данный подход к определению содержания «стимулирующей (мотивационной) функции» и «стимулирующей роли» заработной платы можно распространить и на другие виды доходов работника.                                                                                                         Кроме того, если стимулирующую функцию нельзя количественно измерить, она может только существовать или отсутствовать, то стимулирующая роль заработной платы измерима. Уровень стимулирующей роли может повышаться или понижаться в зависимости, в первую очередь, от обеспечения связи размеров оплаты труда и трудового вклада работников, их результатов. Следовательно, его можно оценивать, анализировать и сопоставлять через эффективность. По росту эффективности заработной платы можно судить о повышении ее стимулирующей роли.                          Однако, до недавнего времени исследовалась преимущественно эффективность вещественных факторов производства (капитальных вложений, основных фондов, техники, материальных ресурсов и т.д.) и недостаточно изучалась эффективность заработной платы.                Необходимость исследования эффективности заработной платы обусловлена, прежде всего, развитием и расширением предпринимательства и рыночных отношений. Формулу эффективности можно представить как отношение созданного продукта (результата, эффекта) к выплаченной на его производство заработной плате, т.е. как зарплатоотдачу. Такой подход к определению эффективности позволяет раскрыть степень рациональности в расходовании фонда заработной платы при создании общественного продукта и оценить ее стимулирующую роль. Повышение эффективности заключается в том, чтобы увеличение заработной платы сопровождалось улучшением производственных показателей.                                        

Конечно, такую  методику анализа эффективности  заработной платы нельзя признать абсолютно  точной, так как она не позволяет  в полной мере выявить собственный  эффект оплаты по труду. Числитель формулы эффективности (эффект) заработной платы является результатом затрат, связанных не только с оплатой по труду, но и с использованием средств и предметов труда. Отмеченное обстоятельство несколько ограничивает сферу применения данного показателя и требует дальнейшего поиска более совершенных критериев. Однако он не теряет актуальности, особенно для сравнения эффективности заработной платы на предприятиях и в производственных подразделениях, характеризующихся аналогичными технологиями, условиями производства и т.п.                                                             В последние годы в хозяйственной практике более успешно используются величины, обратные показателю эффективности заработной платы, – коэффициенты затрат на оплату по труду в выпуске конечного общественного продукта:                                                                       

Ошибочно полагать, что стимулирующий потенциал  заработной платы определяется в  основном и только размерами вознаграждения за труд. Повышение уровня стимулирующей роли заработной платы зависит от ряда факторов. Поэтому важно полнее выявить их совокупность и степень влияния на данный процесс. Целесообразно классифицировать такие факторы по значимости*.                                                                              

Факторы, от которых  зависит стимулирующая роль заработной платы, можно разделить на две  группы: внутренние и внешние.                                               К внутренним относится организация заработной платы. Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки).[14  с 52]                                                                                                        

Из внешних  факторов можно выделить, например, преобразование системы управления, организационных структур производства, правовых основ и норм хозяйствования, соответствие спроса и предложения на товары и услуги, устранение приписок, взяток, других видов нетрудовых доходов и др В зависимости от способа, характера влияния внешних факторов на стимулирующую роль заработной платы можно различать следующие:                  – влияющие на действенность организации заработной платы (преобразование системы управления, правовых основ и норм хозяйствования и т.д.);                                                                                                 

– влияющие на структуру доходов трудящихся и долю в них заработной платы (получение доходов от собственности, приватизационных чеков, акций, нетрудовые доходы и т.д.);                                                                             

– влияющие на настроение, психологическое состояние человека, его стремление к высокопроизводительному труду с целью получения большего вознаграждения (улучшение микроклимата, в трудовых коллективах и семьях трудящихся, условий труда, быта и отдыха работников, соответствие спроса и предложения на товары и услуги и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Минимальный  размер оплаты труда в Ставропольском  крае

Минимальный размер оплаты труда МРОТ применяется для:

регулирования оплаты труда;

определения пособия  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;

для иных целей  обязательного соцстрахования.

С 01 января 2013 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 5205 рублей.

Федеральный закон 01.06.2011 года № 106-ФЗ О внесении изменения  в статью 1 Федерального закона "О  минимальном размере оплаты труда" МРОТ

Статья 1

Внести в "статью 1" Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере  оплаты труда" (Собрание законодательства РФ, 2000, № 26, ст. 2729; 2002, № 18, ст. 1722; 2003, № 40, ст. 3818; 2005, № 1, ст. 24; 2007, № 17, ст. 1930; 2008, № 26, ст. 3010) изменение, изложив ее в следующей редакции:

Установить  МРОТ минимальный размер оплаты труда  с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в  месяц.".

Статья 2

Настоящий Федеральный  закон вступает в силу с 1 июня 2011 года.

Минимальный размер оплаты труда МРОТ устанавливается  одновременно на всей территории РФ федеральным  законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного  населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).

 

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением  о минимальной заработной плате  может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной  заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться  для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной  заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с  учетом социально-экономических условий  и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной  заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.[21]

 В таблице  представлены изменения МРОТ с 01.09.2007

 

Дата

В целях регулирования  оплаты труда

В иных целях

С 01.01.2013

5205

100

С 01.06.2011

4611

100

С  01.01.2009

4330

100

С 01.09.2007

2300

100


 

 

 

2.1 средняя  заработная плата в ставропольском  крае.

В Ставропольском крае на 16% выросли показатели средней заработной платы за первые месяцы прошлого года.

 Как сообщают  в пресс-службе территориального  органа государственной статистики, за первые 2012 года средняя заработная  плата сотрудников предприятий  и организаций, расположенных  на территории Ставропольского края выросла на 16%.                                                                                             

Теперь средняя  заработная плата по краю составляет 16 тысяч 516 рублей. В том числе  средняя заработная плата сотрудников сферы добычи полезных ископаемых составляет 20 тысяч 732 рубля (рост на 34,8%), в сфере строительства – 18 тысяч 646 рублей (рост на 24,9%), средняя зарплата госслужащих составляет 23 тысячи 863 рубля (рост на 31,4%), работников образования – 12 тысяч 188 рублей (рост на 25,7%), работников транспортной сферы – 19 тысяч 275 рублей (рост на 5,9%), сотрудников обрабатывающих производств – 15 тысяч 509 рублей (рост на 7,3%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Результаты  проведенного исследования показали, что анализ фонда заработной платы на предприятия необходим для принятия правильного управленческого решения. С помощью фонда оплаты труда выявлены резервы для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования оплаты труда работников, обеспечения  систематического контроля за мерой труда.

Информация о работе Минимальный размер оплаты труда в Ставропольском крае