Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:54, контрольная работа
Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.
Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирового хозяйства, сыграли важную роль в процессе его формировании.
Исторически и логически первой формой интернационализации национальной экономики является международная торговля.
1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
4) проведение общей аграрной и транспортной политики,
5) создание условий конкуренции внутри сообщества;
6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
7) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.
Этап зоны свободной торговли (1958-1966 г.) в развитии ЕС характеризуется тем, что были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. Кроме того, с 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйственная политика. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступил в ассоциированные отношения с ЕС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров.
На этапе таможенного союза (1968—1986 г.) происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе Ломейских конвенций (1975,1979 и 1984 г.) количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС, так называемая европейская «валютная змея», а с 1979 года начала функционировать европейская валютная система.
На этапе общего рынка (1987-1992 г.) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 году документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» - свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. IV Ломейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации ЕС до 1969 года.
Этап экономического союза (с 1993 г. и по настоящее время) характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 году в голландском городе Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Реализуя данный договор, в 1999 году в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирование валютной и денежно-кредитной политики. С 1 января 2002 года евро введена в наличное обращение 12 стран ЕС из 15: исключение составили Великобритания, Дания, Норвегия.
Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:
Совет министров — законодательный орган, на уровне которого принимаются решения по реализации единой политики ЕС. В его структуре несколько Советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию и т.п.
Европейский Совет обсуждает и решает вопросы принципиального характера, призван давать необходимые импульсы развитию ЕС и определять общие политические принципы. В его состав входят главы государств и правительств стран-участниц ЕС.
Комиссия Европейских сообществ (КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением договоров таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политикой и т.д.
Европейский парламент — контролирующий орган, взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет (который состоит из взносов в размере 1,2— 1,3% ВВП входящих в ЕС государств и собственных средств).
Суд Европейских сообществ - высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.
Помимо перечисленных, существуют и другие властные структуры - разного рода комитеты, комиссии, фонды финансового регулирования.
В целом уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 году доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта — 35% общего импорта, то к концу 90-х годов эти показатели достигли 61,7% и 62% соответственно. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 году здесь была образована Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), на момент возникновения которой в нее входили 11 государств, 7 из которых впоследствии вышли из нее и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются 4 страны: Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн.
Основными целями ЕАСТ являются:
содействие устойчивому экономическому росту и финансовой стабильности стран-участниц;
предоставление друг другу добросовестных условий в конкуренции и равноправия в торговле;
содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.
Действие ЕАСТ распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует режим свободного беспошлинного оборота между странами-членами ЕАСТ. В 1972 году каждое государство- член ЕАСТ подписало соглашение с ЕЭС/ЕС о создании зоны свободной беспошлинной торговли. ЕАСТ имеет в своей структуре Совет, постоянные комитеты, секритариат.
21 октября 1991 года между ЕС и ЕАСТ подписано соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое предусматривает:
свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей;
согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, социальной политики, образования;
создание правовой системы для реализации общих норм и правил.
Соглашение вступило в силу в 1994 году и его положения на практике применяются 18 странами-участницами (кроме Швейцарии).
В структуре ЕЭП два общих органа: Совет ЕЭП -высший политический орган и Объединенный комитет ЕЭП, отвечающий за текущую деятельность. Имеются два совещательных органа — Консультативный комитет ЕЭП и Объединенный парламентский комитет — и 4 института ЕАСТ: Контрольное ведомство, Суд, Постоянный комитет государств ЕАСТ и Секретариат.
Успешное развитие экономической интеграции в странах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира. С 1 января 1994 года вступило в силу Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, хотя соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано еще в 1988 году, а в 1992 году к нему присоединилась Мексика.
В соответствии с Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины - отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривается.
В целом, на сегодняшний день торговые барьеры между США и Канадой уже устранены, поэтому речь идет лишь о либерализации товарообмена с Мексикой. С начала 1994 года на 65% снизились пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами, в последующие 5 лет — еще на 15%, а оставшиеся пошлины должны быть устранены к 2003 году. В отношении некоторых рынков (энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей, текстиля) предусмотрена более плавная либерализация. Это откроет доступ высокотехнологической продукции (электронной и автомобильной промышленности) США и Канады на мексиканский рынок. В отношении Мексики в Соглашении предусмотрены дополнительные разделы:
защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
снятие запрета на капитальные вложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике.
Тем не менее, Мексика отстояла условие, что ни одна иностранная компания не имеет право вкладывать инвестиции в разработку, добычу и переработку мексиканской нефти. Кроме того, за Мексикой сохранено право введения экспортно-импортных квот.
Важное место в Соглашении о НАФТА имеет охрана окружающей среды. Здесь создаются трехсторонние группы, отслеживающие соответствие различных производств на территории стран-участниц установленным экологическим требованиям. В случае нарушений предполагается введение санкций в отношении страны-нарушителя.
Отличительной особенностью НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, благодаря США, экономическим потенциалом. В НАФТА по-прежнему сохраняется определенная асимметричность интеграционного процесса: он протекает в основном между США, с одной стороны, и Канадой и Мексикой, с другой, но слабо развивается между двумя последними.
В 1999 г. суммарный объем Канады и Мексики в экспорте США составили 271 млрд. долл. (примерно 39% всего экспорта США), из которых на долю Канады приходилось 167 млрд. долл. (24%), Мексики — 104 млрд. долл. (15%), в то время как на момент создания НАФТА в 1993 году на Канаду приходилось 100 млрд. долл. (21% экспорта в США), Мексику — 42 млрд. долл. (9%).
В импорте США ситуация аналогична: если в 1993 году доля Канады составила 19% (114 млрд. долл.), а Мексики — 7% (41 млрд. долл.), то 1999 году - соответственно 20% (200 млрд. долл.) и 11% (113 млрд. долл.)
Доля США в экспорте Канады в 1999 году составила 82% (около 200 млрд .долл.). Главным импортером на канадском рынке товаров и услуг выступают также США, доля которых в 1999 году составила 77% (около 167 млрд. долл.).
Доля Мексики во внешнеторговом обороте Канады в 1999 году составила около 0,5% для канадского экспорта (1,2 млрд. долл.) и около 2% для канадского импорта (4,3 млрд. долл.). В 1993 году доля экспорта из Канады в Мексику составила 0,4%, а импорта - 1,9%.
На США в 1999 году приходилось 83% мексиканского экспорта (113 млрд. долл.) и 73% мексиканского импорта (104 млрд. долл.). В 1990 году эти показатели составляли 69% (19 млрд. долл.) и 66% (20 млрд. долл.). В 1998 году в рамках НАФТА США инвестировали в экономику Мексики 3 млрд. долл. - 70% общего объема инвестиций.
Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (АНЧЕРТА), подписанное в 1983 году, способствовало росту объема взаимной торговли между Австралией и Новой Зеландией в 1,5 раза.
4.4. Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран
В 60-е годы повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран. Однако 40-летний опыт функционирования региональных экономических группировок в развивающихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни одной из них пока не удалось сформировать интеграционный комплекс, подобный созданным в индустриальных странах.
Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере поставленных целей интеграции. Если для промышленно развитых стран интеграция — это функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран — это прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации. Более конкретно это означает, что цели экономической интеграции развивающихся стран заключаются в:
ускорении экономического роста;
оптимизации структуры национальной экономики;
ослаблении зависимости от бывших метрополий;
изменении своего подчиненного положения в системе международного разделения труда.
Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется внутренними особенностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); политической нестабильностью.
Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь «прединтеграцией». Тем не менее можно выделить ряд интеграционных группировок стран развивающегося мира, добившихся определенных успехов на пути экономической интеграции.
Информация о работе Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития