Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.

Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирового хозяйства, сыграли важную роль в процессе его формировании.

Исторически и логически первой формой интернационализации национальной экономики является международная торговля.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ЗАО.doc

— 914.00 Кб (Скачать файл)

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

4) проведение общей аграрной и транспортной политики,

5) создание условий конкуренции внутри сообщества;

6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

7) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

Этап зоны свободной торговли (1958-1966 г.) в развитии ЕС характеризуется тем, что были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. Кроме того, с 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйствен­ная политика. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступил в ассо­циированные отношения с ЕС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышлен­ных и традиционных сельскохозяйственных товаров.

На этапе таможенного союза (1968—1986 г.) проис­ходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется еди­ной политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе Ломейских конвенций (1975,1979 и 1984 г.) ко­личество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некото­рых стран-членов ЕС, так называемая европейская «ва­лютная змея», а с 1979 года начала функционировать европейская валютная система.

На этапе общего рынка (1987-1992 г.) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 году документа о программе создания внутреннего рын­ка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» - свободное перемеще­ние внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению еди­ной политики в отдельных отраслях: энергетике, транс­порте, вопросах социального и регионального развития. IV Ломейская конвенция расширила число развиваю­щихся стран, находящихся в ассоциации ЕС до 1969 года.

Этап экономического союза (с 1993 г. и по настоя­щее время) характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развити­ем валютного союза на основе подписанного в начале 1992 году в голландском городе Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (всту­пил в силу с 1 ноября 1993 г.). Реализуя данный дого­вор, в 1999 году в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирование валютной и денежно-кре­дитной политики. С 1 января 2002 года евро введена в наличное обращение 12 стран ЕС из 15: исключение составили Великобритания, Дания, Норвегия.

Механизм функционирования ЕС основывается преж­де всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных ор­ганов управления ЕС выступают:

Совет министров — законодательный орган, на уров­не которого принимаются решения по реализации единой политики ЕС. В его структуре несколько Советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию и т.п.

Европейский Совет обсуждает и решает вопросы принципиального характера, призван давать необходи­мые импульсы развитию ЕС и определять общие поли­тические принципы. В его состав входят главы госу­дарств и правительств стран-участниц ЕС.

Комиссия Европейских сообществ (КЕС) — исполни­тельный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осу­ществляет контроль за соблюдением договоров таможен­ного режима, деятельностью аграрного рынка, налого­вой политикой и т.д.

Европейский парламент — контролирующий орган, взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверж­дает бюджет (который состоит из взносов в размере 1,2— 1,3% ВВП входящих в ЕС государств и собственных средств).

Суд Европейских сообществ - высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

Помимо перечисленных, существуют и другие власт­ные структуры - разного рода комитеты, комиссии, фонды финансового регулирования.

В целом уже реализованные шаги интеграции в рам­ках ЕС оказывают позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы интернационализации в мас­штабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 году доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта — 35% общего импорта, то к концу 90-х годов эти показатели достигли 61,7% и 62% соответственно. За счет увеличения взаимной торговли страны Запад­ной Европы менее других стран мира подвержены из­менению конъюнктуры мирового рынка.

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 году здесь была об­разована Европейская Ассоциация свободной торгов­ли (ЕАСТ), на момент возникновения которой в нее входили 11 государств, 7 из которых впоследствии вышли из нее и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются 4 страны: Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн.

Основными целями ЕАСТ являются:

   содействие устойчивому экономическому росту и финансовой стабильности стран-участниц;

   предоставление друг другу добросовестных условий в конкуренции и равноправия в торговле;

   содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

Действие ЕАСТ распространяется только на промыш­ленные товары, в отношении которых действует режим свободного беспошлинного оборота между странами-чле­нами ЕАСТ. В 1972 году каждое государство- член ЕАСТ подписало соглашение с ЕЭС/ЕС о создании зоны сво­бодной беспошлинной торговли. ЕАСТ имеет в своей структуре Совет, постоянные комитеты, секритариат.

21 октября 1991 года между ЕС и ЕАСТ подписано соглашение о Европейском экономическом простран­стве (ЕЭП), которое предусматривает:

        свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей;

        согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, социальной политики, образования;

        создание правовой системы для реализации общих норм и правил.

Соглашение вступило в силу в 1994 году и его поло­жения на практике применяются 18 странами-участни­цами (кроме Швейцарии).

В структуре ЕЭП два общих органа: Совет ЕЭП -высший политический орган и Объединенный комитет ЕЭП, отвечающий за текущую деятельность. Имеются два совещательных органа — Консультативный комитет ЕЭП и Объединенный парламентский комитет — и 4 института ЕАСТ: Контрольное ведомство, Суд, Посто­янный комитет государств ЕАСТ и Секретариат.

Успешное развитие экономической интеграции в стра­нах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира. С 1 января 1994 года вступило в силу Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Кана­дой и Мексикой, хотя соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано еще в 1988 году, а в 1992 году к нему присоединилась Мексика.

В соответствии с Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет по­чти все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликви­дированы, а таможенные пошлины - отменены. Воп­рос о политической интеграции не рассматривается.

В целом, на сегодняшний день торговые барьеры меж­ду США и Канадой уже устранены, поэтому речь идет лишь о либерализации товарообмена с Мексикой. С на­чала 1994 года на 65% снизились пошлины во взаим­ной торговле промышленными и продовольственными товарами, в последующие 5 лет — еще на 15%, а остав­шиеся пошлины должны быть устранены к 2003 году. В отношении некоторых рынков (энергоресурсов, сель­скохозяйственных товаров, автомобилей, текстиля) пре­дусмотрена более плавная либерализация. Это откроет доступ высокотехнологической продукции (электронной и автомобильной промышленности) США и Канады на мексиканский рынок. В отношении Мексики в Согла­шении предусмотрены дополнительные разделы:

   защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

   снятие запрета на капитальные вложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике.

Тем не менее, Мексика отстояла условие, что ни одна иностранная компания не имеет право вкладывать ин­вестиции в разработку, добычу и переработку мекси­канской нефти. Кроме того, за Мексикой сохранено право введения экспортно-импортных квот.

Важное место в Соглашении о НАФТА имеет охрана окружающей среды. Здесь создаются трехсторонние группы, отслеживающие соответствие различных про­изводств на территории стран-участниц установленным экологическим требованиям. В случае нарушений пред­полагается введение санкций в отношении страны-на­рушителя.

Отличительной особенностью НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, благода­ря США, экономическим потенциалом. В НАФТА по-прежнему сохраняется определенная асимметричность интеграционного процесса: он протекает в основном меж­ду США, с одной стороны, и Канадой и Мексикой, с другой, но слабо развивается между двумя последними.

В 1999 г. суммарный объем Канады и Мексики в экспорте США составили 271 млрд. долл. (примерно 39% всего экспорта США), из которых на долю Кана­ды приходилось 167 млрд. долл. (24%), Мексики — 104 млрд. долл. (15%), в то время как на момент создания НАФТА в 1993 году на Канаду приходилось 100 млрд. долл. (21% экспорта в США), Мексику — 42 млрд. долл. (9%).

В импорте США ситуация аналогична: если в 1993 году доля Канады составила 19% (114 млрд. долл.), а Мексики — 7% (41 млрд. долл.), то 1999 году - соответственно 20% (200 млрд. долл.) и 11% (113 млрд. долл.)

Доля США в экспорте Канады в 1999 году составила 82% (около 200 млрд .долл.). Главным импортером на канадском рынке товаров и услуг выступают также США, доля которых в 1999 году составила 77% (около 167 млрд. долл.).

Доля Мексики во внешнеторговом обороте Канады в 1999 году составила около 0,5% для канадского экс­порта (1,2 млрд. долл.) и около 2% для канадского им­порта (4,3 млрд. долл.). В 1993 году доля экспорта из Канады в Мексику составила 0,4%, а импорта - 1,9%.

На США в 1999 году приходилось 83% мексиканско­го экспорта (113 млрд. долл.) и 73% мексиканского им­порта (104 млрд. долл.). В 1990 году эти показатели со­ставляли 69% (19 млрд. долл.) и 66% (20 млрд. долл.). В 1998 году в рамках НАФТА США инвестировали в эко­номику Мексики 3 млрд. долл. - 70% общего объема инвестиций.

Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (АНЧЕРТА), под­писанное в 1983 году, способствовало росту объема вза­имной торговли между Австралией и Новой Зеландией в 1,5 раза.

 

4.4. Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран

 

В 60-е годы повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран. Однако 40-летний опыт функционирования ре­гиональных экономических группировок в развиваю­щихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни одной из них пока не удалось сформировать ин­теграционный комплекс, подобный созданным в индус­триальных странах.

Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере поставлен­ных целей интеграции. Если для промышленно разви­тых стран интеграция — это функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран — это прежде всего сред­ство, с помощью которого они стремятся облегчить про­ведение индустриализации. Более конкретно это озна­чает, что цели экономической интеграции развиваю­щихся стран заключаются в:

        ускорении экономического роста;

        оптимизации структуры национальной экономики;

        ослаблении зависимости от бывших метрополий;

        изменении своего подчиненного положения в системе международного разделения труда.

Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется внутренними особен­ностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдель­ных участников группировок и избранных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся го­сударств (недостаточное развитие инфраструктуры, низ­кая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего порядка (финансовая зави­симость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производ­ством развивающихся стран со стороны международных корпораций); политической нестабильностью.

Все это свидетельствует о том, что интеграция в раз­вивающихся странах является лишь «прединтеграцией». Тем не менее можно выделить ряд интеграцион­ных группировок стран развивающегося мира, добив­шихся определенных успехов на пути экономической интеграции.

Информация о работе Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития