Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.

Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирового хозяйства, сыграли важную роль в процессе его формировании.

Исторически и логически первой формой интернационализации национальной экономики является международная торговля.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ЗАО.doc

— 914.00 Кб (Скачать файл)

Еще одна перспективная форма инвестиционного со­трудничества - создание финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК). Только за последние пять лет было подписано 11 межправительственных соглашений по созданию ряда межгосударственных финансово-промышленных групп. Среди них «Интеррос», «Международные авиамоторы», «Ильюшин», «БелРусАвто», «Электронные технологии» и др.

Примером функционирования ТНК является образо­вание при участии РАО «Газпром» международной компании «Итера», в которую входит более 120 предприя­тий России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии, а также Соединенных Штатов, Швейцарии и других государств. Эта компания наряду с экспортом газа на чала работу по его добыче на территории России и дру­гих территориях. Широкую сеть совместных предприятий и дочерних структур имеет компания «ЛУКойл» в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Литве, Украине, Ирландии, Изра­иле, Аргентине, Чехии и на Кипре.

В целом по Содружеству официально зарегистри­рованные межгосударственные и транснациональные ФПГ объединяют около 300 хозяйствующих субъектов различной формы собственности.

Приведенные примеры наглядно свидетельствуют также и о том, что расхождения в экономической базе, различные темпы реформирования экономики и формы собственности не являются непреодолимыми препятстви­ями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Теории международной торговли

 

5.1. Понятие, объекты и субъекты международной торговли

 

Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т. е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.

Международная торговля - это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля - это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

1) на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;

2) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется  при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);

3) он в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК);

4) решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т. п.);

5) расчеты осуществляю в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.

В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков — экспорт и импорт.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют следующие виды:

 

Классификация видов экспорта и импорта

 

ЭКСПОРТ

ИМПОРТ

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;

1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;

2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

3) реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.;

3) реимпорт - обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки);

4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК.

5) ввоз продукции в рамках ТНК.

 

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB; учет импортных поставок — в ценах CIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как:

• стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления;

• товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг;

• географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура — данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура - данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти).

Ориентируясь на эти характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития международной торговли, структура субъектов, участвующих в ней, и классификация объектов, являющихся предметом международной купли-продажи.

Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. «большая се­мерка»), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).

Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК). Так, в 90-е годы на внутрифирменную торговлю ТНК приходится более 40% международной торговли.

Развитие же интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов международной торговли интеграционных региональных группировок (например, Европейского Союза).

Таким образом, субъектами международной торговли выступают:

1) страны мира;

2) ТНК и МНК;

3) региональные интеграционные группировки.

В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека — товары и услуги.

Товар в широком смысле - это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги.

В более узком понимании, товар - это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.

Услуга - это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта.

Однако не все товары и услуги могут стать объектом международного обмена. Поэтому возникает необходимость в разграничении сущности торгуемых и неторгуемых товаров.

Торгуемые товары - товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения, как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Неторгуемые товары - товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, т.е. не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.

Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами весьма условны и зависят от транспортных издержек на его перемещение за рубеж, а также торговых барьеров, существующих на его пути. Проявляющиеся на современном этапе тенденции сокращения транспортных издержек под воздействием НТП и либерализации международной торговли способствуют увеличению количества торгуемых товаров, на классификации которых мы остановимся подробно в дальнейшем.

Учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, можно выделить две ее формы: международную торговлю товарами и международную торговлю услугами.

Международная торговля товарами (МТТ) — это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

Международная торговля услугами (МТУ) - это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Развитие МТТ началось еще в эпоху рабовладения, о чем свидетельствуют международные торги, проводимые в Римской империи. Существовала она и при феодализме, но в силу натурального типа хозяйства в международный обмен поступала только небольшая часть производимых то­варов, как правило, предметы роскоши (драгоценности, пряности, дорогие ткани и т. п.). Возникновение капитализма предопределило более интенсивное развитие МТТ. А с созданием национальных государств и возникновением машинного производства начинается специализация стран на производстве того или иного вида продукции. Тем не менее в международном товарообороте на этой стадии преобладают продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия (2/3 мирового экспорта). Появление крупных индустриальных предприятий на этапе позднего капитализма привело к массовому производству готовых изделий и увеличению товаропотоков между странами. Промышленный переворот конца XIX -начала XX веков повлек за собой развитие инфраструктуры (транспорт, связь и т. п.), что, в свою очередь, дало им­пульс к новому развитию мирохозяйственных связей и МТТ. В период между двумя войнами происходит замедление темпов развития МТТ, но с середины XX в. на базе развернувшейся НТР развитие МТТ вновь набирает темп. На про­тяжении всего послевоенного периода объемы МТТ быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В целом в период 1950—1996 гг. мировой торговый оборот вырос в 16 раз.

Развитие МТУ началось значительно позже. Долгое время услуги относились, согласно Международной стандартной промышленной классификации, принятой ООН, к «неторгуемым» товарам. Однако развитие НТП, усилившееся с 50-х годов XX века, интернационализация хозяйственной жизни привели к превращению ряда услуг в «торгуемые» с точки зрения мировой экономики. Так, в период с 1965 по 1990 гг. доля сектора услуг в ВВП возросла с 55% до 64% в ПРС и с 42% до 47% в РС. На современном этапе рост МТУ на 25% опережает рост МТТ, и она оказывает все большее влияние на МТТ. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг: начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.

 

5.2. Типы внешнеторговой политики: протекционизм и открытая экономика

  

Внешнеэкономическая политика может основываться на концепции протекционизма или свободной торговли. Протекционизм означает защиту национального производства за счет ограничения иностранной конкуренции. Идеи свободной торговли, или в современной терминологии — открытой экономики, предполагают, что хозяйственное поле страны не имеет запретов для иностранных товаров и капиталов.

Информация о работе Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития