Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:54, контрольная работа
Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.
Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирового хозяйства, сыграли важную роль в процессе его формировании.
Исторически и логически первой формой интернационализации национальной экономики является международная торговля.
Протекционизм и его рекомендации. Первые теории международной торговли, представленные школой меркантилистов, пытались ответить на вопрос: в чем же заключается национальный интерес во внешней торговле? Они указали, что внешняя торговля должна приумножить и сохранить богатство страны, которое они связывали с наличием драгоценных металлов, прежде всего с золотом и серебром. Государственные усилия должны содействовать притоку этих ценностей в страну. Поскольку экспорт товаров обеспечивал приток драгоценных металлов в страну, а импорт — их отток, то, естественно, меркантилисты рекомендовали поощрять экспорт и тормозить импорт.
Такая политика защищала национальное производство, ограничивая иностранную конкуренцию. Национальное производство должно было находиться под патронажем (протекцией) государства. Отсюда и ее название — протекционизм.
К типичным мерам сдерживания импорта относятся:
тарифные пошлины на импортные товары (на единицу товара или на их декларируемую сумму);
нетарифные ограничения (квоты, требования лицензий и ДР.);
установление государственной монополии на право торговли отдельными товарами.
Современные формы поощрения экспорта включают:
прямую дотацию (экспортную премию);
льготный кредит, льготные налоги на экспортное производство;
государственное страхование экспортной продукции;
государственные гарантии для вывоза товаров в страны с неустойчивыми политическими режимами;
изучение конъюнктуры мирового рынка, правовое обеспечение защиты интересов за рубежом;
прямое участие в инвестициях наукоемкого производства, облегчая бизнесу финансирование объемных проектов;
снижение курса национальной валюты в угоду интересам экспортных отраслей. Экспортер обменивает свою валютную выручку у себя в стране. При обесценении национальной валюты его доход, выраженный в национальных деньгах, возрастает.
Последствия протекционизма для участников международной торговли. Протекционистская политика носит явно конфликтный характер, так как ограничение импорта сдерживает развитие стран-экспортеров. Как только одна страна примет меры, ограничивающие импорт, страна-импортер примет ответные меры и введет такие же ограничения на импорт, ухудшая позиции зачинщика торговой войны. В результате в обеих странах не только упадут объемы импорта, но и сократятся их экспортные возможности.
Жизнь требовала расширения внешнеэкономических отношений, а система протекционизма вела к их сужению. Критики протекционизма, начиная с А. Смита, приводят доказательства выгодности внешней торговли для всех ее участников. Страна не может производить весь набор ассортимента товаров. Она производит то, что ей лучше удается, и продает излишки с выгодой для себя другим странам. Покупает же у импортеров продукцию, производство которой в стране было бы слишком дорого. Импортеры продают товары, исходя из тех же принципов.
Поскольку во внешней торговле достигается выгода для каждой стороны, то наиболее рациональна модель свободной торговли, а не протекционизм.
Открытая экономика и возможности ее совмещения с принципами протекционизма. Страны, придерживающиеся модели открытой экономики, не закрывают двери перед иностранной конкуренцией, не применяют жестких мер, ограничивающих импорт. Но своих экспортеров они могут стимулировать.
Тем не менее в реальной жизни все страны используют идеи разумного протекционизма, но применяют их достаточно гибко. Протекционистские меры считаются уместными, особенно для защиты нарождающихся эффективных рыночных структур. Но по мере того как они встали на ноги, ограждать их от международной конкуренции нецелесообразно.
Современный протекционизм рассматривается как частный случай экономической политики. Он может распространяться на регулирование отдельных сфер хозяйствования, а также охватывать отдельный временной период.
Мотивами современного протекционизма выступают:
защита молодых производств;
защита национального рынка от импортного демпинга сего заниженными ценами;
содействие диверсификации производства. Многоотраслевое производство делает экономику более устойчивой и уменьшает потребность в импорте;
стремление сохранить занятость;
защита военного производства.
Россия, имеющая большую долю малоэффективных предприятий, вынуждена опираться на методы протекционистской внешнеторговой политики. Об этом свидетельствует более высокий уровень таможенных пошлин на импорт по сравнению с развитыми странами. Средний таможенный тариф на импорт в России в начале 2002 г. составлял около 11 % при уровне тарифного обложения в ЕС 4,2 %, в США — 5,4 %. Вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вынудит ее снизить таможенные барьеры.
5.3. Теории мировой торговли: выбор национальной внешнеторговой ориентации
Теории мировой торговли описывают ее направления, способные умножить национальное богатство. Их ключевые проблемы связаны:
с определением наиболее выгодного экспортного и импортного товара;
выявлением оптимальных направлений эффективной специализации страны; определением конкурентных преимуществ национальной экономики по той или иной товарной позиции;
измерением выгод от внешней торговли и их распределением между торговыми партнерами.
Классическая теория внешней торговли представлена моделью абсолютных преимуществ А. Смита и моделью сравнительных преимуществ Д. Рикардо.
Теория абсолютных преимуществ А. Смита была направлена против меркантилистов, которые ориентировались на протекционистские действия государства во внешней торговле.
А. Смит доказывал, что такая политика в конце концов ведет к ограничению внешней торговли.
Экспортируется обычно товар, который на мировых рынках оценивается выше, чем у себя в стране, поскольку там он является дефицитным. В связи с этим доход, который приносит экспортный товар, оказывается более высоким по сравнению с реализацией его на внутреннем рынке. В условиях закрытой экономики, в отсутствии внешней торговли для аналогичного прироста дохода пришлось бы задействовать дополнительные ресурсы. При их отсутствии прирост дохода стал бы невозможным.
А. Смит обосновал и направления эффективных экспортных позиций.
Правила поиска эффективных экспортных позиций страны, по А. Смиту, заключаются в следующем.
Экспортировать следует товар, по которому страна добилась абсолютных конкурентных преимуществ.
Абсолютные преимущества достигаются, когда национальный товар имеет более низкие издержки по сравнению с теми, которые затрачивают другие государства на производство товара-аналога.
Допустим две страны А и В производят один и тот же товар с издержками в 4 и 6 долл. Внутренние цены этого товара в стране А составят 6 долл., в стране В — 7,5 долл. (табл. 2).
Таблица 2
Страна | Издержки, долл. | Внутренняя цена, долл. | Доход от реализации, долл. |
А В | 4 6 | 6 7,5 | 2 1,5 |
Таблица 2 показывает, что страна А обладает абсолютными конкурентными преимуществами, так как ее издержки и внутренние цены ниже. Она может реализовать эти преимущества, экспортируя свой товар в страну В. Если она станет продавать там товар по цене 7 долл., то сможет оттеснить местного производителя и обеспечить себе рост дохода на единицу изделия в 1,5 раза, увеличив его с 2 долл. до 3.
А. Смит рекомендовал экспортировать товар, обладающий абсолютными преимуществами, и отказываться от производства тех изделий, которые обходятся дороже по сравнению с ценой импорта.
В результате ориентации стран на приоритетное развитие отраслей, добившихся абсолютных преимуществ, происходит естественный процесс международного разделения труда.
А. Смит, исследуя абсолютные преимущества, выделял естественные и приобретенные. Естественные преимущества страны обусловлены климатическими и иными природными условиями. Приобретенные преимущества определяются уровнем специализации производства. Сейчас к приобретенным преимуществам следовало бы добавить уровень использования научно-технических достижений. Поскольку каждая страна реализует во внешней торговле свои конкурентные преимущества и добивается за счет этого прироста дохода, внешняя торговля обеспечивает выигрыш всем участникам торгового обмена.
А. Смит сделал следующие выводы о взаимных выгодах участников международной торговли.
Международная специализация ведет к росту общего количества выпускаемых товаров у всех участников мировой торговли.
Мировая торговля позволяет их приобрести в большем объеме, в большем ассортименте и по более низким ценам.
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо показала, что торговля может обогатить страну даже в том случае, если она не располагает абсолютными преимуществами.
Выбор экспортного товара должен определяться по критерию его сравнительных или относительных преимуществ, когда экспортная отрасль обладает более высокой производительностью по сравнению с остальными отраслями. Увеличение удельного веса такого производства и сокращение долей остальных позволят стране увеличить свой национальный доход.
Для доказательства этого вывода Д. Рикардо использовал понятие альтернативной цены, или издержек (цены) замещения. Она представляет собой простое сравнение цен единиц двух товаров, выраженных через трудовые затраты на их производство. Допустим, в стране X товар А = 2 товарам В. Равенство показывает, что товар А требует на свое производство в 2 раза больше трудовых затрат. Предпочтение при выборе из двух товаров на экспорт отдается товару В. Именно он обладает сравнительным преимуществом по отношению к товару Л. Товар В может импортироваться в страну Y, если в ней аналогичный отечественный товар не обладает сравнительными преимуществами.
Д. Рикардо сделал следующие выводы о выборе экспортного и импортного направления страны в условиях максимизации выгод от внешней торговли.
Экспортируется товар, обладающий сравнительными преимуществами по отношению к остальным товарам внутреннего рынка, а импортируется тот, который таких преимуществ не достиг.
Экспортный товар может стать импортом для другой страны в том случае, если его сравнительные национальные издержки будут ниже, чем сравнительные издержки аналога в другой стране.
Количественное описание реализации сравнительных преимуществ во внешней торговле Д. Рикардо произвел на простом примере взаимной торговли между Англией и Португалией. В его примере обе страны производили одно и то же количество вина и сукна, нетрудовые затраты на их производство различались (табл. 3).
Таблица 3
Национальные отраслевые затраты труда, измеряемые
в часах рабочего дня
Страна | Вино | Сукно |
Португалия Англия | 80 120 | 90 100 |
Португалия в данном примере обладает абсолютными преимуществами по всем позициям, так как и по вину, и по сукну у нее издержки ниже. Казалось, что проблема выбора экспортного товара здесь не стоит. Можно пускать во внешнюю торговлю любой товар. Но Д. Рикардо доказал, что и в этом случае Происходит выбор наиболее выгодного экспортного товара. Он сравнил относительные цены указанных отраслей, т.е. пропорции, показывающие величину обменной операции. В нашем Примере для Португалии относительная цена вина (8/9) ниже относительной цены сукна (9/8)-
Информация о работе Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития