Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:20, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: раскрыть сущность приватизации, рассмотреть приватизацию в России и зарубежных странах.
Задачи данной работы: рассмотреть особую форму преобразования отношений собственности - приватизацию; исследовать методы и итоги российской приватизации; рассмотреть проблемы и итоги приватизации в странах Восточной и Западной Европы, а также в странах Балтии.
Введение
1. Сущность приватизации
1.1 Приватизация - форма разгосударствления экономики
2. Российский опыт приватизации
2.1 Необходимость и методы приватизации
2.2 Проблемы и итоги российской приватизации
3. Мировая практика приватизации
3.1 Опыт Западной Европы и США
3.2 Опыт Восточной Европы
3.3 Приватизация в государствах Балтии
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Сущность приватизации
1.1 Приватизация - форма разгосударствления экономики
2. Российский опыт приватизации
2.1 Необходимость и методы приватизации
2.2 Проблемы и итоги российской приватизации
3. Мировая практика приватизации
3.1 Опыт Западной Европы и США
3.2 Опыт Восточной Европы
3.3 Приватизация в государствах Балтии
Заключение
Список литературы
приватизация экономика собственность муниципальный
Введение
Цель моей курсовой работы: раскрыть сущность приватизации, рассмотреть приватизацию в России и зарубежных странах.
Задачи данной работы: рассмотреть особую форму преобразования отношений собственности - приватизацию; исследовать методы и итоги российской приватизации; рассмотреть проблемы и итоги приватизации в странах Восточной и Западной Европы, а также в странах Балтии.
Приватизация как особая форма преобразования собственности является в конце XX века новым импульсом развития предпринимательства и рыночной экономики. С помощью приватизации главным образом осуществляется преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе.
Приватизационные процессы приобретают особые масштабы в странах с ценрализованно-планируемой экономикой, и развивающихся странах. Крупнейшими по абсолютному и относительно планируемому масштабам реформ является Россия.
Приватизация в различных странах проводилась разными методами. Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это, прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий - все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.
Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Актуальность исследования определяется тем, что приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентоспособность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова.
1. Сущность приватизации
1.1 Приватизация - форма разгосударствления экономики
Приватизация государственных предприятий - одно из важнейших предварительных условий перехода к рыночной экономике. Понятно, что при сохранении одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.
При всей важности процесса приватизации, следует отметить, что он лишь часть более широкого процесса, определяемого как разгосударствление экономики.
Разгосударствление экономики означает переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.
В ходе разгосударствления изменяется экономическая роль и функции государства. Во-первых, государство перестает быть непосредственным субъектом хозяйствования. Оно лишь создает правила экономической игры и механизмы, обеспечивающие соблюдения этих правил. Вместе с тем правила одинаковы как для частных, так и для государственных предприятий.
Во-вторых, государство начинает регулировать экономические процессы преимущественно не через директивы, а через изменение экономических условий функционирования агентов экономической жизни.
Приватизация здесь выступает в качестве процесса, направленного на сокращение доли государственного сектора в экономике.
Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделение граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.
Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев "единой фабрики" плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий. Зарождение и развитие отношений по капиталу (при сохранении в превращенной форме отношений по труду) кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений. По существу, приватизируемые предприятия - это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проходимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). Выводы: процесс приватизации является частью разгосударствления экономики. Приватизация выступает в качестве процесса, направленного на сокращение государственного сектора. Успешность трансформации собственности зависит от принципов и методов самих реформ отношений собственности.
2. Российский опыт приватизации
2.1 Необходимость и методы приватизации
В течение многих десятилетий в России преобладала государственная собственность. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности в формах, сложившихся в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.
Снижение темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма и перехода к рыночной экономике.
Приватизация части государственной собственности в России - естественное следствие перехода к рыночной экономике.
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор.
Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07.1991г. понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий".
С принятием законов о приватизации государственных муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках начался процесс приватизации в России. Эти законы определили цели и методы приватизации.
Основные цели приватизации:
формирование слоя частных собственников-
создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
содействие стабилизации российской экономики;
повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
привлечение иностранных инвестиций;
социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации;
создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации.
В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственных и муниципальных российских предприятий:
1. Безвозмездная передача прав собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем российским гражданам. По сути в этом способе легализована и приобрела силу закона давным давно декларированная коммунистами идея передачи во владение народу объектов государственной собственности. Однако сконструировать механизм такой передачи оказалось сложно. Чтобы как-то решить эту проблему, разделили стоимость приватизируемых объектов, исчисленную в ценах 1991 года. На каждого россиянина пришлось по 10 000 рублей. На эту сумму каждому жителю России выдавали приватизационный чек - ваучер.
Вначале предполагалось, что ваучеры можно будет использовать лишь как ценную бумагу, дающую право ее владельцу путем обмена на акцию стать акционером акционерного общества, образованного посредством акционирования государственных предприятий. В этом случае ваучеры следовало делать именными. Но затем возобладала идея безымянных ваучеров, которые можно было свободно покупать и продавать на рынке либо приобретать на них акции приватизируемых предприятий.
Рыночная цена ваучеров оказалась намного ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции. Если учесть, что за 1992 и 1993 годы цены в России увеличились примерно в 250 раз, то можно рассчитывать, что на рынке за ваучер 1994 году будут предлагать не менее двух миллионов рублей. Реальные цены оказались примерно в 80-100 раз ниже. Идея сделать каждого россиянина акционером, хозяином государственных предприятий оказалась весьма сомнительной.
Благодаря ваучерам в стране появилось 40 млн. акционеров. Однако это не значит, что все они стали полноправными собственниками средств производства.
Во-первых, ваучеры не являлись именными. Это повлекло за собой свободную их передачу из рук в руки. В результате большая часть ваучеров застряла во многих наскоро созданных инвестиционных фондах, которые никаких инвестиций не осуществили. Во- вторых, широкое распространение получила скупка ваучеров администрациями предприятий и представителями различных фирм и организаций, не имеющих никакого отношения к этим предприятиям. В-третьих, даже те работники, которые сумели превратить ваучеры в акции, не стали в совокупности обладателями контрольных пакетов акций, и, следовательно, их отчуждение от управления предприятиями не было преодолено.
Ваучеры сыграли свою роль в качестве талонов на приватизацию, облегчивших процесс перехода от государственной собственности к акционерной и частной, но они не могли создать условий всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственного имущества.
В результате ваучерной приватизации право собственности и хозяйствования сосредоточились в российской экономике в руках трудовых коллективов и директоратов. Так, на начало июля 1994 г. пакет акции приватизированных предприятий распределился следующим образом: трудовой коллектив - 52%, фабрично-заводская администрация - 14,2%, крупные внешние инвесторы - 11,5%, мелкие акционеры - 8,2% государство - 14,1%.
2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе имущество в его денежной форме, преобразованной в доли, паи, акции, делится между работниками предприятия, включая и работающих в нем пенсионеров. Но при таком способе оказываются обделенными работники предприятий и учреждений, не подлежащих приватизации, а также граждане, не работающие и не работавшие на приватизируемых предприятиях. К тому же, как справедливо утверждали публицисты, реализация идеи "трудовой приватизации" приводит к тому, что "доменщику достается домна, а дворнику - метла".
Замысел бесплатной передачи государственных предприятий в собственность их производственных коллективов по понятным причинам получил горячую поддержку производственников, которые при таком способе приватизации становятся полновластными хозяевами предприятий.
Для первого этапа (1992-1994гг) была характерна "малая приватизация" - бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. За это время было приватизировано около 70% всех малых предприятий. Со второй половины 1994г. начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности.
3. Денежная приватизация, которая предполагает продажу государственной собственности тому, кто обладает средствами для выкупа. Подобная продажа может быть аукционной, конкурсной (открытой или закрытой, на определенных условиях) либо в виде аренды с последующим выкупом. Так, в 1995-1996гг. по инициативе представителей крупного денежного капитала, сформированного буквально за несколько лет преимущественно, хотя и не исключительно путем развертывания активной и весьма прибыльной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности, было проведено 12 залоговых аукционов, представлявших собой сочетание инвестиционного конкурса и аукциона. Их проведение носило вынужденный характер, и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положением государства, обремененного непомерными долгами.
Денежная приватизация имела две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компаний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере по трем причинам.
Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений в рынок государственных ценных бумаг. В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.