Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:20, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: раскрыть сущность приватизации, рассмотреть приватизацию в России и зарубежных странах.
Задачи данной работы: рассмотреть особую форму преобразования отношений собственности - приватизацию; исследовать методы и итоги российской приватизации; рассмотреть проблемы и итоги приватизации в странах Восточной и Западной Европы, а также в странах Балтии.
Введение
1. Сущность приватизации
1.1 Приватизация - форма разгосударствления экономики
2. Российский опыт приватизации
2.1 Необходимость и методы приватизации
2.2 Проблемы и итоги российской приватизации
3. Мировая практика приватизации
3.1 Опыт Западной Европы и США
3.2 Опыт Восточной Европы
3.3 Приватизация в государствах Балтии
Заключение
Список литературы
Каждый из трех методов приватизации обладает преимуществами и недостатками. Поэтому российская практика пошла по пути комбинирования, сочетания этих способов. Акции приватизируемых предприятий стало возможным приобретать и на ваучеры, и на "живые" деньги, а коллективам приватизируемых предприятий были предоставлены льготы в виде возможности получить часть акций бесплатно, а часть - на выгодных условиях.
Наиболее уязвимым моментом приватизации оказалась оценка стоимости объектов приватизации. В связи с высоким уровнем инфляции в 90-е годы оценка объектов по их стоимости, зафиксированной ранее, оказалась крайне заниженной, что сыграло на руку удачливым покупателям и не обеспечило поступления весомых доходов от приватизации в государственный бюджет.
Несмотря на необходимость и неизбежность разгосударствления, приватизации собственности, определенная ее часть остается в распоряжении государства в виде государственной муниципальной собственности. Это военные объекты, предприятия, изготавливающие оружие и наркотические лекарственные средства, объекты общегосударственного значения, от которых зависит жизнеобеспечение всего населения, важнейшие социальные объекты.
Приватизация - неизбежный этап рыночных преобразований российской экономики. Вместе с тем надо иметь в виду, что превращение государственной собственности в частную есть необходимое, но недостаточное условие эффективного хозяйствования. Надо еще изменить психологию людей, воспитать в них чувство хозяина, породить желание активно заниматься производством, предпринимательством.
Принципиально важно понимать, что получая собственность в свои руки, люди становятся хозяевами в юридическом, но не в экономическом смысле. Если собственник не обладает желанием и умением управлять собственностью, приобретает ее ради сиюминутной выгоды или в целях перепродажи, его нельзя считать хозяином в экономическом понимании этого слова. В этом случае переход к частной собственности не только не приводит к желаемым социально-экономическим результатам, но и способен вызвать негативные последствия. Особенно осторожно надо относиться к приватизации земли, природных богатств, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, естественных монополий, связанных с добычей нефти, газа, производством энергии, транспортными перевозками грузов и пассажиров.
2.2 Проблемы и итоги российской приватизации
В ходе приватизации проявились масса проблем. Особую сложную для России проблему представляет приватизация с использованием иностранного капитала. Предоставление иностранным компаниям и гражданам права приобретать приватизируемые российские предприятия порождает не только экономические, но и политические, психологические проблемы. В данном случае речь может идти только о продаже. Но ввиду неоднозначной оценки стоимости предприятий возникает опасение, что они будут проданы иностранцам по низкой цене, даже если включить аукционный механизм ценообразования. В то же время несомненно, что многие иностранные инвесторы обладают лучшими возможностями выкупа государственных предприятий и обеспечения их последующего эффективного функционирования, чем российские. Однако, иностранные инвестиции в российскую экономику незначительны. Они не соответствуют масштабам российской экономики и приватизации.
Приватизация в сфере торговли и услуг способствовала созданию конкуренции. Но в других отраслях экономики, на основе государственной собственности организуются концерны, тресты, акционерные общества, которые устанавливают монопольные цены и не допускают конкуренции.
Предполагалось, что уменьшение расходов путем освобождения государства от необходимости поддерживать планово-убыточные предприятия и увеличения доходов бюджета за счет приватизации будут содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло. Доходы от приватизации ничтожны, в доходной части Федерального бюджета они составляли менее 1%.
Формально в России насчитывалось более 60 миллионов акционеров. Однако мелкие акционеры не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые могли бы свидетельствовать о праве распоряжаться имуществом.
Приватизация не привела к повышению эффективности деятельности предприятий, несмотря на то, что это было одной из основных ее целей. В условиях экономического спада преобразование форм собственности не способно за короткие сроки значительно повлиять на повышение эффективности производства.
Важнейшим итогом приватизации стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно, доминирует в российской экономике и является основой дальнейших рыночных преобразований.
Сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались неудовлетворительными и во многом негативными. Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация не стала и крупным источником пополнения госбюджета.
Процесс приватизации в России сложный и неоднозначный. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями больших размеров достигли взяточничество и коррупция.
Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведение структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.
Выводы: проведение приватизации в России обусловлено необходимостью перехода от доказавшей свою несостоятельность плановой экономики к смешанной, предполагающей наличие разнообразных и равноправных форм собственности. Основные цели, которые должны были быть достигнуты в ходе приватизации - это формирование слоя частных собственников-
На первом этапе приватизации переход государственной собственности в частную происходил бесплатно, второй этап предполагал денежную приватизацию, осуществляемую путем продажи государственного имущества на аукционе, по конкурсу, продажи контрольного пакета акций акционерных обществ в частную собственность, выкупа ранее арендованного имущества. В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией.
Очевидно, что способы и организационные формы приватизации государственной собственности в России не отработаны и будут со временем изменяться, совершенствоваться.
3. Мировая практика приватизации
3.1 Опыт Западной Европы и США
В 80-х годах ХХ века произошло серьезное переосмысливание экономических функций государства. Провозглашение необходимости сокращения вмешательства государства в экономику явилось его результатом. Государственное регулирование во многих случаях оказалось менее эффективным, чем рыночный механизм. Это стало причиной возникновения многих проблем и потребовало перестройки хозяйственного механизма, в том числе принятия и осуществления программ приватизации. В начале 90-х годов программы приватизации были приняты в 80 странах мира. Однако существуют принципиальные различия в масштабах, методах, целях приватизации, проводимой в странах рыночной и нерыночной экономики.
При всем различии, все они нацелены на решение главной задачи - приспособления отношений собственности к потребностям нового типа экономического роста. Приватизация направлена на усиление рынка и сужение государственно-
В Великобритании приватизация означает сокращение участия государства в капитале предприятия до уровня менее 50%. Так, в Великобритании в 80-х гг. было распродано 16 из 51 государственной корпорации, в результате чего число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. Покупателями акций приватизируемых предприятий были в основном финансовые институты (банки, страховые компании). Индивидуальным покупателям досталось чуть более 20% всех акций. Для работников приватизируемых предприятий были установлены некоторые привилегии. Например, при продаже акций "Бритиш гэс" каждому занятому в этой корпорации выдавалось по 52 бесплатные акции и, кроме того, на каждую купленную акцию выдавались 2 бесплатные.
В целом число акционеров в Великобритании возросло до 11 млн. человек, что составляет 24% взрослого населения. С точки зрения повышения эффективности приватизация дала скромные результаты, по все же сократилась численность персонала, выросла производительность труда, развились современные методы организации производства.
Опыт Великобритании показывает, что возникает возможность за счет доходов от приватизации снизить подоходный налог, а это позволяет оживить частную экономическую активность, Как следствие кроме получения доходов государственный бюджет может освободиться от расходов по финансированию убыточных предприятий. Наряду с традиционным использованием выручки для погашения бюджетного дефицита она также может быть направлена на диверсификацию государственного капитала в более прибыльные отрасли, создавая, таким образом, источники будущих стабильных поступлений в бюджет.
Во Франции, где в начале 80-х гг. на государственных предприятиях работало 20% всех занятых, волна приватизации началась с 1986 г. За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. В отличии от Великобритании здесь приватизация охватила прежде всего конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10% капитала.
Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручило 71 млрд. франков, одна часть этой суммы пошла на погашение государственного долга, вторая - на инвестирование в государственном секторе. Французская приватизация привела к росту численности акционеров: к концу 80-х гг. она достигла 6 млн, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.
Одна из целей французской приватизации - это оптимизация соотношения форм собственности для повышения эффективности функционирования национальной экономики в целом, что достигалось путем сокращения непомерно разросшегося государственного сектора. И цель была достигнута.
Интересен опыт создания "народных предприятий" в США. Согласно официальным документам федерального правительства приватизация рассматривается как долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного.
Действующая там программа ESOP нацелена на создание предприятий с долевой ответственностью. Суть программы - поэтапный выкуп предприятий его работниками за счет части прибыли в рассрочку не более чем за пять лет. Единовременная выплата установлена в размере 10 - 20% от суммы, подлежащей выкупу.
В США лишь около 15% корпораций представляют собой по формальному статусу акционерные общества открытого типа, но реально в них присутствует столь существенные ограничения на свободную куплю-продажу акций, что фактически, по оценке Дж. Лоуга, доля АО закрытого типа среди американских корпораций достигает 99,7%.
Масштабы приватизации зависят от того насколько широко в стране использовался метод национализации частного сектора в предшествующий период. В США национализация применялась редко, соответственно тенденция к приватизации проявилась слабо.
В целом западноевропейская практика использования доходов от приватизации показывает, что имеется возможность с их помощью решить ряд финансовых проблем. Помимо этого, в результате приватизации предприятий и последующего повышения их эффективности может быть увеличена налоговая база, увеличены поступления в виде дивидендов. Приватизация убыточных предприятий напрямую сказывается на сокращении бюджетных расходов. Увеличение доходов государственного бюджета ведет в свою очередь к снижению давления финансовых ограничений на правительство. В период получения доходов от приватизации возникает возможность маневрирования инструментами макроэкономической политики.
3.2 Опыт Восточной Европы
Термин "приватизация" в официальных документах конкретных восточноевропейских стран трактуется по-разному. В Румынии под приватизацией подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятия. В Югославии, приватизация - это создание условий и осуществление преобразования государственной собственности в собственность непосредственных производителей. В Венгрии приватизация отражает полный либо частичный переход имущества государственных предприятий в собственность хозяйственного общества, включая частное иностранное владение. И наконец, в Польше считается, что приватизация означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.
Странами Восточной Европы накоплен поучительный опыт приватизации. В ряде из них (в бывшей ГДР, Венгрии) использован вариант продажи предприятий по их фактической рыночной стоимости. Для осуществления этого вида приватизации были созданы специальные институты (Опекунский совет при Министерстве финансов ГДР, Государственное имущественное агентство в Венгрии). Задача этих институтов - готовить к продаже приватизируемые предприятия, повышать их конкурентоспособность, трудоустраивать излишнюю рабочую силу и т. д. За два года на территории бывшей ГДР было приватизировано 25 тыс. мелких объектов и 11,5 средних и крупных предприятий. В Венгрии в частные руки перешло около 15 тыс. мелких и более 100 крупных объектов. При этом при покупке государственных предприятий допускалось кредитование; половина суммы вносилась покупателем сразу, а другая - в рассрочку из расчета 15% годовых.
В ГДР за счет выручки от приватизации часть долга была передана Опекунскому совету с целью ее погашения; в Венгрии 85% выручки от приватизации предприятий было направлено на погашение государственного долга.