Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:20, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: раскрыть сущность приватизации, рассмотреть приватизацию в России и зарубежных странах.
Задачи данной работы: рассмотреть особую форму преобразования отношений собственности - приватизацию; исследовать методы и итоги российской приватизации; рассмотреть проблемы и итоги приватизации в странах Восточной и Западной Европы, а также в странах Балтии.
Введение
1. Сущность приватизации
1.1 Приватизация - форма разгосударствления экономики
2. Российский опыт приватизации
2.1 Необходимость и методы приватизации
2.2 Проблемы и итоги российской приватизации
3. Мировая практика приватизации
3.1 Опыт Западной Европы и США
3.2 Опыт Восточной Европы
3.3 Приватизация в государствах Балтии
Заключение
Список литературы
Имеется и такой опыт, как бесплатное и уравнительное распределение среди взрослого населения купонов, чеков (ваучеров) последующим обменом на акции приватизируемых предприятий. Это было испробовано в Чехословакии, частично - в Болгарии, Румынии, Польше.
Наиболее справедливым и взвешенным в социальном отношении, безусловно, оказался чехословацкий путь купонной приватизации, который начал применяться с 1991 г.
Все совершеннолетние граждане Чехословакии получили за административную пошлину в 1035 крон (тогда около 40 долл.) именные, не подлежащие свободной купле-продаже купонные книжки. Их владельцы имели возможность стать (как правило, через специально созданные инвестиционные фонды) обладателями солидных пакетов акций стоимостью (при удачном использовании книжек) до 70 000 крон.
Купонная приватизация обеспечила довольно широкое "рассеивание" собственности среди различных слоев граждан, формирование значительного среднего класса как социальной опоры процессов рыночной трансформации и позволила избежать сколько-нибудь заметной криминализации большой приватизации.
Вместе с тем, бесплатный характер распределения купонных книжек привел к тому, что в Чехословакии приватизация не сопровождалась реальным накоплением капитала.
Сильная сторона этого опыта - социальная приемлемость, не обойдены ни работники предприятий, ни все другие группы населения (бюджетники, студенты, пенсионеры и т. д.), а также сравнительная быстрота распределения чеков; слабая сторона - государство не тратит средств, но и не обеспечивает поступлений в казну. Слабина и в том, что реальное положение приватизируемых предприятий не изменяется; они не получают средств для преодоления технической отсталости, модернизации производства.
С точки зрения экономической эффективности приватизации наиболее удачным, пожалуй, оказался опыт Польши. Из 8000 предприятий, предназначавшихся к началу 90-х гг. для большой приватизации, первоначально были переданы на возмездной основе в частные руки (в значительной части -- иностранным инвесторам) только 1150 из них. Другие 5000 объектов были превращены в принадлежащие приватизационному ведомству предприятия, которые должны были провести исключительно своими силами, т.е. без финансовой помощи государства, собственное санирование (кредиты для этого они могли получать только на обычной коммерческой, возвратной и платной, основе). Добиться самоокупаемости и рентабельности и тем самым подготовить себя к последующей приватизации уже на выгодной для государства и производственных коллективов основе. Остальные 1850 объектов, наиболее слабых в финансово-экономическом отношении и поэтому бесперспективных, были сразу же закрыты.
Продажа акций указанных 5000 предприятий проходит поэтапно с августа 1995 г. (первоначально 413 из них) через специально созданные национальные инвестиционные фонды.
Граждане Польши могут приобретать акции либо за деньги, либо за распределяемые с ноября 1995 г. приватизационные сертификаты, которые, как и российские ваучеры, подлежали свободной купле-продаже. Право на приобретение сертификатов в филиалах государственной сберегательной кассы за административную пошлину в 20 злотых (около 3 долл.) получили 27 млн. поляков в возрасте от 18 лет. Сертификаты должны быть обменены на акции в течение года после их приобретения.
Польская приватизация оказалась достаточно жесткой для населения из-за резкого роста безработицы вследствие уменьшения персонала предприятий в ходе их санирования и гораздо менее привлекательной с точки зрения социальной справедливости, чем чешская. В то же время она сопровождалась реальным накоплением капитала и во многом способствовала тому, что Польша вышла из экономического трансформационного кризиса.
Заслуживает внимание и опыт приватизации на основе превращения государственных предприятий в закрытые акционерные общества, Наиболее полно такой опыт накоплен в бывшей Югославии. Акции распределялись только среди работников предприятия, в том числе ушедших на пенсию. Предоставлялась скидка в размере 30% от номинала акции плюс 1% за каждый год трудового стажа. Выкуп допускал рассрочку до 10 лет. Этот путь имеет то преимущество, что средства от выкупа акций идут не в казну, а на нужды самого предприятия, открываются перспективы модернизации, Отрицательный момент - от приватизации отстраняются граждане, не связанные с предприятием.
В странах Восточной Европы ускоренное формирование частного сектора, в том числе за счет бесплатной передачи и продажи государственной собственности частным лицам, рассматривалось как приоритетное направление рыночных реформ. В результате доля негосударственного сектора (частные и полугосударственные предприятия, кооперативы) стала преобладающей в производстве ВВП.
Вместе с тем опыт преобразований отношений собственности в этих странах показал, что создание новых частных предприятий для экономики важнее, чем приватизация старых государственных предприятий. Дело в том, что бывшие государственные предприятия, даже формально став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, тогда как вновь возникшие частные фирмы сразу начинают действовать по рыночным правилам.
3.3 Приватизация в государствах Балтии
Процесс приватизации в Литве был начат раньше и проходил быстрее, чем в Эстонии и Латвии. 28 февраля 1991г. парламент Литвы принял Закон о первоначальной приватизации государственной собственности, согласно которому были выставлены на продажу промышленные, транспортные, строительные, энергетические, торговые и другие государственные предприятия, а также земля и жилье. Согласно Закону граждане Литвы получали приватизационные ваучеры, которые могли быть направлены на эти цели. Большинство граждан использовали ваучеры для приобретения жилья, арендованного у государства, а также для покупки земли. Приватизация магазинов и предприятий малого бизнеса осуществлялась быстро, однако желающих приобрести акции крупных промышленных компаний было немного. К концу 1992г. в общей сложности 56% государственных предприятий было продано, что составило лишь треть совокупного капитала, предоставленного к приватизации. Предприятия приватизировались тремя методами: аукционы, продажа акций, продажа за твердую валюту. В Эстонии летом 1992г. было создано Управление по приватизации. Это учреждение, рассмотрев предложения эстонских и иностранных концернов, представило первый список из 37 крупных компаний, предназначенных для продажи в ноябре 1992 г. В 1993г. были подготовлены еще два списка и 52 компании были проданы. Приватизация малых предприятий осуществлялась гораздо быстрее. К концу 1993г. свыше 80% сферы услуг и общественного питания было в частных руках. К октябрю 54% предприятий розничной торговли были частными, 30% находились в собственности кооперативов и только 8% остались в руках государства.
В Латвии приватизация предприятий промышленности проходила медленнее. Государство создало Управление по приватизации государственных фирм в ноябре 1993 г. До этого времени власти продали лишь 15 из 703 предприятий, выставленных на продажу. Всего лишь 13% государственных предприятий было приватизировано. Выводы: в западноевропейских странах приватизация предприятий использовалась как средство повышения эффективности производства, оздоровления финансов, в частности сокращения бюджетного дефицита, внутреннего, внешнего долга, снижение расходов государства на финансирование общественного сектора, а также антимонопольного регулирования. Важной особенностью трансформации экономики в ряде стран Восточной Европы, обусловившей сравнительно быструю стабилизацию, явилось развитие частного сектора. Особенности исторического опыта и традиции каждой страны привносят немало специфики в состояние частного сектора, его реальную и потенциальную роль в экономике. При специфичности исторического пути каждой из стран Восточной Европы переход к рыночной экономике подчиняется некоторым общим закономерностям. Финансовая стабилизация, реструктуризация, реформа бюджета и целый ряд других изменений в экономической системе - необходимые и непременные элементы приватизации. Страны Балтии достигли значительных успехов на пути от государственной экономики к рыночной. Считается, что в наибольшей степени реформировала свою экономику Эстония. Однако балтийские государства столкнулись с многими проблемами. Приватизация государственных предприятий привела к значительному росту безработицы. Многие из государственных предприятий были спасены от банкротства лишь благодаря государственным дотациям и другим правительственным мерам, позволяющим им сохранять рабочую силу.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что реформа отношений собственности является важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этой реформы, ее темпы и масштабы, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться.
Трансформация собственности в России - процесс сложный и социально острый. В ходе российской приватизации значительная часть государственной собственности преобразовалась в частную. Однако это не привело к решению тех задач, которые ставились перед приватизацией. Особое значение приобрело использование форм приватизации, в наибольшей степени способствующих повышению эффективности предпринимательской деятельности.
Мировой опыт говорит о множественности задач, решаемых с помощью приватизации предприятий. Но в каждой стране возникали свои сложности в их решении. Почти во всех странах, где приватизация носила крупномасштабный характер, результаты ее были противоречивы.
Список литературы
1. Алмазова О.Л., Дубоносов Л. А. рынок против рынка. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 366 с.
2. Борисов Е.Ф. Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 568 с.
3. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп
4. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я Иохин. - М
5. Красникова Е.В. Экономика переходного периода: Учебн. пособие для студентов, обучающихся по направлению "Экономика"
6. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М.
7. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн.2: Учебник для общеобразоват. учрежд.- 3-е изд. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 352 с.
8. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. - М.
9. Приватизация: чему учит мировой опыт/Под ред. Болотина.,1993.
10. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. - М.: Юстицинформ, 1992.
11. Райзберг Б. А. Основы экономики: Учеб. пособие. - М.:ИНФРА-М
12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. "Экономическая теория" учебник
13. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство "Феникс", 1996, 608 с. Н. р. Мамедов О.Ю
14. Экономика: Учебник / Под ред. Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А. К. М.: Проспект,1998.
15. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997 - 816 с.
16. Экономика и бизнес/ Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Изд-во МГТУ, 1993
17. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 410 с.
Размещено на Allbest.ru