Мировое хозяйство: тенденции, ПРОТИВОРЕЧИЯ, перспективы, понятия, субъекты, этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является: современные тенденции, противоречия и перспективы развития мирового хозяйства. Свидетельства перерастания научно – технической революции в научно – производственную.
Задача данной работы ограничивается в основном анализом процессов и явлений в мировом хозяйстве, оказывающих воздействие на изменение конкретных форм, динамики и направлений развития меж¬дународного разделения труда, на повышение роли страны в деле упрочения прогрессивных тенденций в мировой экономике и политике в условиях перераста¬ния научно-технической в научно-производственную рево¬люцию.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему_ Мировое хозяйство_ тенденции.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

 

5. Современные тенденции в развитии международного  разделения труда

 

Важнейшая внешнеэкономическая предпосылка  повышения отдачи крупнейшего научно-технического и производственного потенциала стран СЭВ заключается в последовательном согласовании национальных структурных и научно-технических политик, в выработке и реализации в конечном счете их согласованной экономической политики в целом.

На  основе согласованной долгосрочной политики можно, в частности, рациональнее использовать национальные научно-технические и производственные потенциалы путем дальнейшего развития устойчивого разделения труда и кооперации в решении задач по ускоренному созданию и внедрению в производство передовых технологий, техники и новых материалов; повысить согласованность действий заинтересованных стран СЭВ в области внешних научно-технических связей.

Это будет содействовать предотвращению не только чисто коммерческих потерь, но и возникновению своего рода «импортируемого параллелизма» — организации в ряде стран однотипных производств на базе разнородной техники и технологии, разных стандартов, затрудняющих развитие авангардных направлений технического прогресса коллективными усилиями стран  содружества.

Координация патентно-лицензионной политики —  это в конечном счете одна из предпосылок решения более общей проблемы — упрочения технико-экономической неуязвимости содружества. Такого рода неуязвимость не имеет ничего общего с научно-технической автаркией, экономической автаркией вообще. Речь здесь идет о таком развитии производственного и научно-технического потенциала содружества, который, обеспечивая потребности стран в новейшей технике, позволял бы одновременно повышать надежность и эффективность их участия в мировом экономическом и технологическом обмене.

Согласованная экономическая политика, как и отдельные ее компоненты (научно-техническая, структурная политика и т. д.), должна опираться на систему внутрихозяйственных мер, обеспечивающих единство  экономических и технологических задач, неразрывность цикла «наука—техника—производство» (включая тиражирование нововведений), органическую увязку планов развития науки и техники с другими разделами народнохозяйственных планов. Понятно, что если заблаговременно не предусмотрены соответствующие средства, не подготовлены необходимые производственные мощности, не согласованы конкретные мероприятия по научно-техническому и производственно-экономическому сотрудничеству, то это скажется на эффективности практического использования его конечных результатов.

Изменение положения в данной области предполагает повышение действенности «внедренческих» стимулов как в отдельных странах, так и на международном уровне в интересах роста эффективности производства и технического совершенствования продукции, усиление дифференциации внутренних цен на «рядовые» изделия и изделия, воплощающие новейшие научно-технические достижения. Речь идет в конечном счете о том, чтобы на деле превратить долгосрочную научно-техническую политику в узловое звено экономической интеграции, в фактор, определяющий важнейшие структурные и качественные сдвиги в экономике содружества стран СЭВ и в системе разделения труда между ними на перспективу. Реализация этого принципиального положения, предусмотренного Комплексной программой, стала в условиях перерастания научно-технической в научно-производственную революцию неотложной практической задачей.

 

6. Усиление экономической и технологической ориентации взаимного сотрудничества.

 

При анализе направлений углубления разделения и кооперации труда стран — членов СЭВ в области науки, техники и производства в интересах решения выдвигаемых на каждом этапе экономических задач необходимо учитывать ту конкретно-историческую обстановку, которая обусловила состояние взаимного сотрудничества на данный момент. Последнее характеризуется, естественно, не только крупнейшими достижениями, но и определенными проблемами, инерционными моментами, необходимость преодоления которых диктуется потребностями дальнейшего развития экономики.

С содержательной (а не с формальной) точки зрения этапы развития научно-технического сотрудничества могут быть определены укрупненно следующим образом: этап обмена имеющимися в отдельных странах научно-техническими достижениями; этап формирования системы разделения и кооперации труда в области науки и техники, а также практического внедрения их результатов в производство; этап, характеризующийся постепенным переходом к единой (согласованной) научно-технической политике в соответствии с долговременными направлениями развития и изменяющейся структурой экономических и технологических потребностей содружества.

При выделении этапов научно-технического сотрудничества, как и сотрудничества стран СЭВ в целом, нужно учитывать те конкретные социально-экономические цели, которые решаются на их протяжении. Применительно к современному этапу речь должна идти, видимо, не только о коллективном управлении техническим прогрессом, но и о коллективном предвидении ближайших и отдаленных последствий фронтального технологического переворота.

Учет  социально-экономических факторов и последствий технического прогресса осуществлялся в той или иной мере и ранее. Достаточно отметить, что сотрудничество некоторых стран в области науки и техники на всех этапах своего развития строилось на качественно иной по сравнению с капиталистическим хозяйством экономической основе. Конкретными проявлениями новых принципов взаимодействия в этой сфере стали ее планомерное развитие, обеспечение равного и беспрепятственного доступа всех стран СЭВ к современной технологии, которой располагало их содружество в целом, отказ от любых форм монополизации научно-технических достижений, эффективное содействие менее развитым странам в формировании собственного научно-технического потенциала.

В то же время конкретные формы использования  этих принципов не могли быть неизменными на различных этапах развития содружества.

Как известно, в послевоенные годы страны СЭВ располагали крайне неблагоприятными внутренними и внешними предпосылками для формирования рациональной системы взаимного разделения труда в области науки и техники. Речь идет как о крайней слабости научно-технической базы большинства из них, так и о технологической блокаде со стороны развитых капиталистических государств.

Требовалось, следовательно, сконцентрировать усилия па форсированном формировании и развитии научно-технических потенциалов во всех странах СЭВ на той базе, которой располагает Россия, а также некоторые другие государства. По сути дела, необходимо было главным образом расширенное (в географическом плане) воспроизводство наличного научно-технического потенциала, а не объединение уже сложившихся национальных потенциалов.

Наиболее  подходящей формой широкого распространения  уже имевшихся в рамках содружества научно-технических решений стал безвозмездный обмен соответствующей документацией, дополняемый содействием в подготовке национальных кадров для системы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

В итоге  использования этой формы сотрудничества (с некоторыми модификациями она используется и в настоящее время) были получены важные положительные результаты, выразившиеся в первую очередь в научно-техническом обеспечении крупнейших структурных преобразований в народном хозяйстве стран СЭВ и в формировании основ научно-технического комплекса в тех странах, которые практически не располагали в прошлом собственной научно-технической базой.

Вместе  с тем в силу отмеченных выше ограничений  конкретно-исторического характера эти результаты оказались далеко не однозначными. Во-первых, совместное использование результатов научно-технической деятельности не сопровождалось  соответствующей  интернационализацией  ее базы — системы НИИ, ПКБ, опытных производств и т. п., поскольку для этого еще не сложились объективные предпосылки — развитая система разделения и кооперации труда в производстве, науке и технике.

Во-вторых, возникла определенная обособленность между сотрудничеством в научно-технической и производственной сферах как по существу (на базе общего фонда научно-технических достижений в отдельных странах СЭВ развивались относительно автономные производства), так и по экономической форме (перемещение между странами продуктов, произведенных по предоставлявшейся на безвозмездной основе технологии, осуществлялось на условиях внешнеторговых сделок).

С использованием безвозмездного обмена научно-техническими результатами были связаны и два побочных следствия — производственный параллелизм, возникновение которого облегчалось возможностью использования готовых решений, а также уменьшение стимулов к собственным разработкам и к их передаче другим партнерам, поощрение в какой-то мере выжидательной позиции в данной области (в расчете на то, что кто-то из партнеров получит необходимый результат раньше и его можно будет использовать без вложений собственных средств).

Кроме того, обмен конечной (пригодной к непосредственному производственному использованию) продукцией научно-технической сферы ослаблял стимулы к кооперации на стадии исследований и разработок, а тем самым к реальному интернациональному обобществлению научно-технической деятельности.

Все это потребовало известного уточнения  экономических основ сотрудничества, применения наряду с безвозмездными платных форм, позволяющих строить его на началах экономического расчета, соизмерения реального вклада отдельных стран со степенью использования ими полученных результатов.

С середины 60-х годов начал осуществляться переход от обмена готовыми результатами научно-технической деятельности к  координации важнейших научных и технических исследований, проводимых странами СЭВ на базе разработки сводных многосторонних планов. Наряду с этим стала проводиться двусторонняя координация исследовательских планов, получили развитие непосредственные научно-технические связи министерств и ведомств, исследовательских организаций и коллективов. Все это привело к тому, что примерно треть всех исследовательских работ стран СЭВ стала осуществляться по скоординированным планам и согласованным (естественно, с различной степенью детализации) программам.

Центр тяжести развития научно-технических  связей СЭВ стал во все большей мере перемещаться из сферы обмена готовыми результатами в область непосредственного объединения усилий ученых и специалистов сотрудничающих стран, формирования рационального разделения труда между ними, концентрации сил и средств на решении наиболее важных научно-технических проблем.

Следует отметить, что эти новые направления  и обслуживающие их формы сотрудничества не распространились в равной степени на прикладные и фундаментальные исследования. В области фундаментальных исследований, по существу, продолжает действовать принцип фактического международного обобществления (формой реализации которого выступает безвозмездный обмен). Высокоразвитая система фундаментальных исследований в Росси, дополняемая вкладом других стран СЭВ (главным образом по линии сотрудничества институтов академий наук), служит общим источником новых знаний.

Сложившееся на практике устойчивое разделение труда  между Россией и зарубежными  странами СЭВ выражается в значительно  большей по сравнению с другими странами СЭВ специализации советской науки на фундаментальных исследованиях, что позволяет им экономить значительные ресурсы и концентрировать преобладающую долю своих национальных научно-технических потенциалов на прикладных исследованиях и разработках. Что касается последних исследований и разработок, то направления совершенствования сотрудничества стран СЭВ в данной сфере на современном этапе можно сформулировать вкратце следующим образом.

Во-первых, постепенное  преодоление экономической обособленности научно-технических связей от других форм сотрудничества путем внедрения элементов экономического расчета, совместного финансирования ряда проектов.

Во-вторых, все  более тесное смыкание научно-технического сотрудничества с производственным. Это направление получило известное развитие уже в начале 60-х годов, когда начали создаваться совместные ПКБ для разработки тех или иных образцов машин и оборудования, технологических процессов, производственное освоение которых планировалось осуществлять в кооперационном режиме.

Наиболее общая  характерная черта научно-технического сотрудничества на современном этапе — усиление его ориентации на совершенствование системы международного разделения труда как в межотраслевом, так и во внутриотраслевом аспекте. Это связано с повышением роли науки и техники в развитии современного производства в целом, в преодолении ресурсных, экологических и других ограничений экономического роста. Достаточно отметить, что существующая во многих странах СЭВ напряженность балансов минерального сырья и топлива, трудовых ресурсов и т. п. связана в первую очередь с недостаточным развитием современной техники и технологии, что влечет за собой повышенные удельные затраты труда и материалов.

В условиях современного фронтального технологического переворота генеральное направление развития научно-технического сотрудничества стран СЭВ на перспективу заключается, очевидно, в обеспечении его все более тесного и непосредственного смыкания с решением узловых проблем в сфере материального производства. Это предполагает, в частности, четкую сопряженность между затратами на научные исследования и инвестиционными затратами, необходимыми для практического внедрения их результатов.

Исходная предпосылка  планомерности научно-технического прогресса — обеспечение определяющей роли экономических целей и задач по отношению к его темпам, направлениям и результатам, подчинение развития науки и техники сложившимся и предвидимым общественным потребностям.

Как справедливо  отмечает А. И. Анчишкин, экономические цели и задачи формируют направления научно-технического прогресса, точнее, их сравнительную значимость, приоритетность. Можно назвать по меньшей мере три главных объективных источника образования таких приоритетов. Например, чем ограниченнее какой-либо вид ресурса (включая территориально-транспортный аспект его ограниченности), тем в большей мере научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на прямой экономии и на замещении данного вида ресурса.

Информация о работе Мировое хозяйство: тенденции, ПРОТИВОРЕЧИЯ, перспективы, понятия, субъекты, этапы развития