Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа
Ввиду столь противоречивых высказываний, нам, видимо, придется полагаться на собственный опыт и интуицию, чтобы ответить на вопрос, когда, все же, ждать окончания кризиса и как вести бизнес в условиях серьезного экономического спада. Задачи: 1. Рассмотреть финансовый кризис в США, его рождение и развитие;
2. Причины финансового кризиса и его тенденции;
3. Рассмотреть финансовый кризис в России;
4. Рассмотреть программу антикризисных мер Правительства РФ .
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Финансовый кризис в США – рождение и
развитие мирового кризиса…………………………………….5
1.1. Глобальный финансово-экономический кризис: причины и тенденции …6
1.2. Мировой финансовый кризис в Европе: хронология
событий…………………………………………………………18
1.3. Тайна ипотечного кризиса США раскрыта…………..20
Глава 2. Финансовый кризис в России ………………………22
2.1. Причины финансового кризиса в России………27
2.2. Последствия финансового кризиса в России…..28
2.3. Программа антикризисных мер Правительства РФ………………..33
2.4. Анализ антикризисных мер………………………71
2.5. Экономика России 2009 – 2010г.г………………..73
Заключение……………………………………………………75
Список использованных источников………………………..77
— многие кризисы происходили через несколько лет после финансовой либерализации (снятия ограничений на процентные ставки и банковские операции) или, как нынешний кризис, — после периода массовых инноваций в банковском секторе;
— кредитный бум, следовавший за финансовой либерализацией, сопровождался появлением финансовых пузырей и пузырей на рынке жилья;
— в большинстве стран до начала кризиса действовала система фиксированного валютного курса по отношению к одной из резервных валют;
— на фоне фиксированных курсов и в связи с финансовой либерализацией происходил приток капитала, который в значительной мере финансировал кредитную экспансию и ценовые пузыри.
В ходе кризиса снижались объемы кредитования, происходили сдувание пузырей, резкая девальвация национальной валюты и падение реального ВВП. В среднем по рассматриваемой группе стран это падение составляло 6,3%. В большинстве случаев снижался объем кредитования в процентах к ВВП, а при отсутствии высокой инфляции — и в номинальном выражении. Причина снижения — проблемы ликвидности и роста объема «плохих» долгов на балансах банков.
Опыт борьбы с кризисами показывает, что не всегда активные действия правительств приводят к позитивным результатам, вследствие чего страны оказываются в длительной рецессии. Поэтому с кризисом не обязательно бороться активно, важнее — правильно. Иногда на начальном этапе эффективнее сделать паузу, выбрать соответствующие инструменты борьбы, адекватно распределить имеющиеся ресурсы, чтобы не нарушить макроэкономическую стабильность в период пика экономического кризиса.
Главный вопрос всех кризисов — насколько быстро и эффективно регуляторы могут предотвратить наращивание «плохих» долгов банковского сектора и принять меры к тому, чтобы банки очистили свои балансы (см. рис. 3). Для всех кризисов очевидно одно важное обстоятельство: до тех пор, пока власти не решали проблему банковского сектора, восстановление не начиналось. Исключением была Аргентина, где благоприятная внешняя конъюнктура способствовала более быстрому возобновлению экономического роста. Но, как и в прошлом, страна оказалась очень неустойчивой к любым изменениям экономической конъюнктуры. Исключение составили также развивающиеся страны с незначительным банковским сектором, в которых экономический рост может возобновиться без расчистки балансов банковского сектора именно в силу его малой значимости.
Банковский сектор выполняет две ключевые функции: платежно-расчетную, без которой не может существовать экономика в целом, и коммерческую, кредитную. В международной практике банки, не выполняющие свою кредитную функцию, получили название «зомби». Они продолжают поддерживать объем расчетных операций и не разоряются только потому, что у них есть ликвидность, предоставляемая центральным банком. Если в таком зомбированном состоянии пребывает большая часть банковского сектора, значит, экономика будет испытывать и депрессию, и рецессию. Следовательно, без решения этой проблемы выход из кризиса невозможен.
Расчистка балансов банковского сектора от «плохих» долгов, накопившихся после острого этапа кризиса, является ключевой мерой для возвращения к сбалансированному росту. Но правительства очень часто запаздывают с ее проведением, так как для них она довольно болезненна. Во-первых, помощь банкам — это вообще непопулярная в политическом отношении мера, поскольку выглядит как поддержка богатых. Во-вторых, всегда сложно осознать, что помощь банкам — мера виртуальная: деньги фактически канализируются в реальный сектор экономики, потому что собственные издержки банковского сектора относительно невелики. Из всей суммы поступающих в него средств лишь 3—4% являются маржой банковского сектора и поддерживают функционирование самого финансового института, остальное идет в экономику.
Вместо проведения решительных мер по рекапитализации банков правительства часто идут на ослабление регулятивных норм, дающих банкам возможность скрывать «плохие» долги. Результатом является накопление последних, а в конечном счете — рост государственных издержек. Внешние обстоятельства, например повышение цен на экспорт, могут ускорить выход из кризиса, но они не создают условий для устойчивого экономического роста. Рассмотрим некоторые конкретные примеры банковских кризисов.
В начале 1990-х годов сильнейший банковский кризис разразился в Скандинавских странах, где уже на ранних его этапах было принято решение о национализации наиболее проблемных банков. Кроме того, в Швеции и Финляндии банки были разделены на так называемые «плохие» и «хорошие». Для управления «плохими» банками были созданы специальные компании по работе с «плохими» долгами. Сегодня опыт Швеции по выделению «плохих» банков активно обсуждается. Отметим в связи с этим, что проведенная там национализация наиболее проблемных банков существенно упрощала работу «плохих» банков, поскольку вопрос о цене, по которой государство выкупает проблемные активы, не вставал. Кроме того, скорее всего выделение «плохих» банков не было решающим фактором успешного выхода Швеции из кризиса. Об этом свидетельствует опыт Норвегии, где удалось преодолеть кризис без создания специальных структур для работы с банками, причем на пике кризиса «плохие» активы в Норвегии составляли больший процент во всех займах, чем в Швеции, — 16 и 13% соответственно.
В Чили (1981 г.) и в Южной Корее (1997 г.) финансовое оздоровление банков проводилось без их полной национализации. В Чили удалось стимулировать банки к работе с «плохими» долгами на основе программы временного выкупа долгов по номинальной стоимости. В Корее проблема «плохих» активов была решена путем комбинации их выкупа и предоставления капитала банкам государством. Компания по управлению «плохими» активами скупала «плохие» долги по стоимости существенно ниже балансовой, что привело к возникновению частного рынка «плохих» долгов. Дефицит капитала из-за продажи долгов по цене ниже балансовой был восполнен государством за счет рекапитализации.
Проблема цены «плохих» активов всегда остается актуальной. Если государство покупает такие активы по текущей рыночной цене, то этот инструмент становится рыночным, может торговаться на рынке, но тогда начинает проваливаться банковский сектор. Встает вопрос о дальнейших действиях: рекапитализация банковского сектора или выкуп «плохих» долгов по нерыночным, номинальным ценам, с каким-то дисконтом от номинала. В этом случае одновременно достигаются две цели: поддержание банковского сектора и устранение «плохих» долгов при условии, что создаются стимулы для эффективного управления ими со стороны банков-держателей. Такие трудные вопросы необходимо решать.
Корейская программа скорейшего выхода из кризиса оказалась сравнительно недорогой и успешной. Основой успеха ее реализации стал ряд факторов: быстрое осознание проблем, возникших в банковском секторе; разработка абсолютно прозрачных процедур их оценки; установление банкам жестких сроков восстановления собственного капитала за счет продажи активов и получения нового капитала от частных инвесторов или помощи государства. Впрочем, следует отметить, что в мировой экономике в то время не было столь глубокой депрессии и банки могли привлекать частный капитал. Сегодня для многих банков этот путь закрыт.
Отдельную группу составляют страны, в которых программа поддержки банков не дала положительных результатов, — Мексика, Индонезия, Япония, Аргентина. В них либо выход из кризиса занял более десяти лет (Япония), либо банковская система осталась нестабильной, а экономика начала расти за счет внешних факторов. Эти страны не смогли найти эффективных инструментов для избавления от «плохих» долгов в банковском секторе или сделали это слишком поздно, что нанесло сильный удар по экономике в целом. Наибольшие потери от кризиса понесла Индонезия, где в силу коррупции спасали нежизнеспособные банки. В Аргентине общий экономический кризис был настолько глубоким, что средств на спасение банковской системы просто не оказалось, и потери в значительной степени были переложены на плечи вкладчиков банков.
Нынешний кризис и политика, которую проводят наиболее пострадавшие страны — Великобритания и США, заслуживают особого внимания. В США всеми способами пытаются избежать национализации банковского сектора, что и стало камнем преткновения в политике. В рамках программы TARP осенью 2008 г. была осуществлена масштабная рекапитализация банков: крупнейшим банкам выделили 250 млрд долл. в обмен на привилегированные акции. Государство предоставило дополнительные средства и гарантии по «плохим» активам компании Citigroup, которая в конце прошлого года также столкнулась с серьезными проблемами. Весной 2009 г. было объявлено о создании института государственно-частных фондов по выкупу «плохих» активов. Предполагалось, что эти фонды смогут привлечь частный капитал, который вместе с государственными средствами составит от 500 млрд до 1 трлн долл. при стоимости программы для государства в 75 — 100 млрд долл.3 Наконец, в мае 2009 г. было объявлено о результатах стресс-тестирования банковской системы. Стресс-тест показал, что в общей сложности 19 крупнейшим банкам США при реалистичном, но стрессовом сценарии развития событий не хватает всего 75 млрд долл. Обнародование результатов стресс-теста привело к частичному восстановлению доверия к банкам со стороны фондовых рынков, после чего десять банков начали возвращать государству взятые средства.
Правительство Великобритании, наоборот, пошло по пути национализации и приобрело два крупных банка — Northern Rock и ипотечную часть банка Bradford & Bingley. В результате реализации программ рекапитализации и защиты активов правительство стало крупнейшим акционером банков RBS и Lloyds Banking Group. Программа защиты активов предоставляет гарантии под пулы активов, что создает мощную платформу стабильности для финансовых институтов. Но поскольку объем активов банковского сектора Великобритании существенно превышает ВВП страны, следствием программы поддержки банков стали девальвация курса национальной валюты и снижение доверия к британской экономике и государственному бюджету.
В январе 2008 года Жером Кервьель, трейдер Французского банка Societe General открыл позиции на европейских фондовых биржах, в результате, которых банк понес убытки в размере 5 млрд. евро, после закрытия этих позиций на сумму 50 млрд. евро последовала волна распродаж и падение биржевых индексов. Это событие стало предвестником начинающегося кризиса в Европе.
Далее статистика показывает, что по Европе расползается кризис. В самой тяжелой ситуации оказалась Исландия. Осенью власти этой страны заявили, что страна может стать банкротом, так как не сможет расплатиться с внешними долгами. Исландии потребовались кредиты, за этим она даже обратилась к России, в итоге взяла кредит в МВФ. В дальнейшем для спасения экономики, правительство Исландии, видимо, решило девальвировать национальную валюту в 3 раза. Финансовый кризис в Европе распространился на все страны Еврозоны и Европы в целом.
Финансовый кризис в Европе стал отражаться на промышленном производстве. К примеру, продажи автомобилей в мае сократилось на 7,8% по сравнению с 2007 годом. В Испании стала расти безработица, достигнув 10%. В Испании, где в прежние годы был строительный бум, цены на недвижимость упали на 20%, продажи автомобилей в июне упали на 27,5%, также снизился уровень розничных продаж. Кризис в Европе распространился и на Ирландию, был зафиксирован рекордный спад ВНП на 1,5%, а Ирландия стала первой страной Европы, вошедшей в рецессию. В Италии сокращается производство на заводе Fiat и временно увольняется часть персонала.
В 2008 году в разные время фиксировался спад промышленного производства и сокращение ВВП стран Еврозоны. Первое полугодие показало начинающийся экономический кризис. Одной из первых стран в рецессию вошла Эстония, сокращение ВВП, в которой составило 0,5 и 0,9 % в первом и втором квартале соответственно. Экономика Латвии сократилась на 0,3 и 0,2 %, Дании на 0,6% в первом, ВВП Италии сократился на 0,3% во втором квартале, в это же время из-за кризиса экономика Франции сократилась на 0,3%, а Финляндии на 0,2. Во втором полугодии стали все четче прослеживаться признаки финансового кризиса в Европе. Германия единственная страна Евросоюза, которая во время, когда все падали показывала небольшой рост, но во втором полугодии присоединилась к жертвам кризиса.
А в начале декабря 2008 года стало понятно, что финансовый кризис в Европе впервые за 15 лет вылился в рецессию экономики Еврозоны, а ее ВВП сокращался на 0,2% в течение второго и третьего квартала. 12 декабря в Брюсселе прошел саммит стран участниц Евросоюза, где было принято решение выделить 200 млрд. евро на борьбу с финансовым кризисом в Европе. Однако, в Евросоюзе не могут прийти единому мнению как расходовать эти средства, что оттягивает перспективу выхода Европы из кризиса. Сказался кризис и на соседях: финансовый кризис в России и на Украине уже стал свершившимся фактом.
Прогнозы по поводу финансового
кризиса в Европе высказываются
не очень радужные. Вот, например, прогноз
премьер-министр Люксембурга
Прогнозы главы МВФ Доминика
Стросс-Кана свидетельствует о еще
более тяжелом положении
Свыше 400 человек задержано по обвинению в мошенничестве. В состав мошенников входят застройщики, кредиторы, брокеры, адвокаты, агенты недвижимости и оценщики. Следствию удалось раскрыть схемы махинаций с закладными бумагами и земельными сделками.
Роберт Мюллер, директор ФБР заявил, что за последний год количество махинаций с кредитами на жилье резко выросло. "Один из самых распространенных способов - предоставление недостоверных сведений о реальной стоимости недвижимости. Нам удалось раскрыть преступные замыслы участников этих афер. Теперь будем прикладывать все усилия, чтобы прекратить незаконные действия, которые угрожают нормальному развитию экономики США".
То, что банки выдавали слишком много кредитов заемщикам с низким уровнем доходов, могло спровоцировать разразившийся в середине 2007 года кризис, считают эксперты. Ущерб от действий совершенных преступной бандой составил около 1 млрд. долларов.
Так, например, в конце 2007 года был зафиксирован случай мошенничества. Мошенническую схему раскрыли федеральные прокуроры США в Атланте. Преступники получили в Bear Stearns Cos. ипотечные ссуды на общую сумму 6,8 млн. долларов. В их число входила ссуда в размере 1,8 млн. долларов, выданная жителю Нью-Йорка Калвину Райту, который сообщил банку, что они женой являются руководителями маркетинговой фирмы и зарабатывают больше 50 тысяч долларов в месяц. Райт представил в банк справку о наличии активов на сумму 3 млн. долларов.