Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа
Ввиду столь противоречивых высказываний, нам, видимо, придется полагаться на собственный опыт и интуицию, чтобы ответить на вопрос, когда, все же, ждать окончания кризиса и как вести бизнес в условиях серьезного экономического спада. Задачи: 1. Рассмотреть финансовый кризис в США, его рождение и развитие;
2. Причины финансового кризиса и его тенденции;
3. Рассмотреть финансовый кризис в России;
4. Рассмотреть программу антикризисных мер Правительства РФ .
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Финансовый кризис в США – рождение и
развитие мирового кризиса…………………………………….5
1.1. Глобальный финансово-экономический кризис: причины и тенденции …6
1.2. Мировой финансовый кризис в Европе: хронология
событий…………………………………………………………18
1.3. Тайна ипотечного кризиса США раскрыта…………..20
Глава 2. Финансовый кризис в России ………………………22
2.1. Причины финансового кризиса в России………27
2.2. Последствия финансового кризиса в России…..28
2.3. Программа антикризисных мер Правительства РФ………………..33
2.4. Анализ антикризисных мер………………………71
2.5. Экономика России 2009 – 2010г.г………………..73
Заключение……………………………………………………75
Список использованных источников………………………..77
На рисунке 4 показаны результаты опроса, который провел ИЭПП. Предприятиям был задан вопрос: способны ли они выполнять обязательства перед банками по взятым ранее кредитам? В строительстве на этот вопрос положительно ответили лишь 26% предприятий, а в луч-
шей отрасли — металлургии
— 85%. При таком состоянии заемщиков
банки должны испытывать проблемы.
Необходимо создавать условия, при
которых банки будут
Сегодня многие аналитики пытаются оценить потенциальные потери российского банковского сектора. Наряду с компанией «Ренессанс-Капитал» такую работу провел и Сбербанк России (см. табл. 2).
Таблица 2
Оценка потребности в рекапитализации банков
Ожидаемая доля проблемных кредитов, % | ||||
10 |
15 |
20 |
30 | |
По расчетам «Ренессанс-Капитала» | ||||
Необходимые вливания капитала, млрд руб. |
81 |
443 |
1013 |
2588 |
в том числе в топ-30 банков |
63 |
363 |
851 |
2164 |
Количество банков из топ-30, нуждающихся в рекапитализации |
11 |
19 |
23 |
26 |
По расчетам Сбербанка | ||||
Необходимые вливания капитала, млрд руб. |
202 |
585 |
1161 |
2691 |
в том числе в топ-30 банков |
170 |
460 |
910 |
2170 |
Количество банков из топ-30, нуждающихся в рекапитализации |
22 |
26 |
27 |
29 |
Из-за разницы в методологии и предположениях оценки несколько различаются, но в каждом из сценариев показывают примерно одинаковый порядок необходимых средств. Банкам будет трудно самостоятельно найти на рынке ресурсы для рекапитализации. Поэтому государство во многом должно эту обязанность взять на себя. Сегодня наступил критически важный момент, когда государству предстоит выработать курс на проведение рекапитализации. Должны быть даны четкие сигналы, в первую очередь частному банковскому сектору.
При исследовании проблем российской банковской системы надо иметь в виду, что она сильно сегментирована. Исторически так сложилось, что в стране действует огромное количество банков (свыше 1100), среди которых большинство неэффективны, их даже сложно в полной мере назвать банками. Есть много корпоративных «карманных» банков, на рынке практически не работающих. При определенных условиях кризис может привести к существенной консолидации российского банковского сектора. Государство должно разработать специальную программу мер по значительному увеличению количества мощных, крупных структур в российском банковском секторе.
Отметим, что Сбербанку консолидация банковской системы невыгодна: чем больше будет появляться сильных игроков, тем больше у него окажется конкурентов. Но мы полагаем, что в конечном счете только на основе конкуренции может сформироваться конкурентоспособная и устойчивая экономика. Сильная конкуренция на банковском рынке стимулирует развитие сектора и способствует оздоровлению всей российской экономики. Без этого невозможно обеспечить производительность труда и повышение эффективности экономики.
Без сильного и конкурентного банковского сектора страна будет жить от кризиса к кризису, от преодоления последствий старых пузырей к формированию новых. Поэтому от того, какая политика в отношении банковского сектора будет выработана сегодня, зависит будущее страны на много лет вперед.
2.3. Программа
антикризисных мер
1. Приоритеты программы антикризисных мер
После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.
Мировой ВВП, по прогнозам, упадет в 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6 - 2,7 процента, в Японии - до 5 - 5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1 - 2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2 процента.
У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема
- недостаточная
Результат - значительное
падение промышленного
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Национальная экономика в последние годы развивалась во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, "дешевых" кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
В октябре - декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер <*>. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.
В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.
Правительство будет осуществлять свою деятельность исходя из семи основных приоритетов:
1. Публичные
обязательства государства
2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом.
3. Основой посткризисного
восстановления и последующего
поступательного развития
4. Кризис - не
повод отказаться от долгосрочн
5. Ответственный
бизнес должен быть освобожден
от давления чиновников. Правительство
продолжит снижать
6. Экономика
должна опираться на мощную
национальную финансовую
7. Правительство и Центральный
Банк будут реализовывать
В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более чем на четверть по сравнению с 2008 годом планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.
Глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.
2. Приоритеты среднесрочной политики и их соотношение с антикризисными мерами