Мировой опыт государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ мирового опыта государственного регулирования экономики и определение наиболее эффективного пути регулирования экономики государством.
Задачи:
- исследование развития государственной экономики на различных исторических этапах;
-рассмотрение целей и методов государственного регулирования экономики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
Теория государственного регулирования экономики…………………..4
Эволюция представлений о роли государства в экономике………..4
Цели государственного регулирования экономики…………………7
Формы и методы государственного регулирования экономики……10
2.Мировой опыт государственного регулирования экономики……………16
2.1. Государственное регулирование экономики США...……………….16
2.2. Государственное регулирование экономики Германии………….....20
2.3. Государственное регулирование экономики России…………..……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..……29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2

  1. Теория государственного регулирования экономики…………………..4
    1. Эволюция представлений о роли государства в экономике………..4
    2. Цели государственного регулирования экономики…………………7
    3. Формы и методы государственного регулирования экономики……10

2.Мировой опыт государственного  регулирования экономики……………16

2.1. Государственное регулирование  экономики США...……………….16

2.2. Государственное регулирование  экономики Германии………….....20

2.3. Государственное регулирование  экономики России…………..……24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..……29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Долгое время предметом исследований ученых-экономистов являлся вопрос о роли государства в экономике. Взгляды о необходимости либерализации или централизованном регулировании экономики менялись в зависимости от той или иной экономической формации. На сегодняшний день в связи с переходом к рыночной экономике большинство исследователей, анализируя опыт предшествующих поколений, пришло к выводу, что необходимо организовать эффективное вмешательство государства в экономику.

Регулирование экономики осуществляется также самим рынком, независимо от вмешательства государства или иных органов регулирования. С помощью таких регуляторов также можно достигнуть сбалансированности экономики. Но только лишь преодолев кризисы, спады производства, безработицу и иные факторы, оказывающие отрицательное влияние на экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества. С помощью правильного и эффективного вмешательства государства в экономику страны возможно избежать столь жестких последствий.

Именно поэтому вопрос государственного регулирования экономики является достаточно актуальным на сегодняшний день. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес.

Целью данной курсовой работы является анализ мирового опыта государственного регулирования экономики и определение наиболее эффективного пути регулирования экономики государством.

Задачи:

- исследование развития  государственной экономики на  различных исторических этапах;

-рассмотрение целей и  методов государственного регулирования  экономики;

- анализ государственного  регулирования экономики в США, Германии и России.

Объектом исследования данной курсовой работы является мировой опыт США, Германии и России в вопросе государственного регулирования экономики.

Предмет исследования – справочные материалы, специализированная литература и практика отдельных стран в области государственного регулирования экономики.

Информационная база курсовой работы включает: труды ведущих специалистов в области государственного регулирования экономики, статьи, опубликованные в периодических изданиях, Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 29 страницах.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория государственного регулирования.
    1. Эволюция представлений о роли государства в экономике.

Вопрос о необходимости вмешательства государства в экономику был поставлен множество столетий назад. На определенных этапах исторического развития государства мнение о данном вопросе изменялось в зависимости от той или иной экономической формации. В одно время считалось, что необходимо проводить либерализацию рынка, в другое, что необходимо жесткое централизованное регулирование.

Проблему государственного вмешательства в экономику рассматривали экономические школы, которые появлялись в Европейских странах в различные исторические периоды.

Первой экономической школой, затронувшей вопрос вмешательства государства в экономику, была школа меркантилистов. История возникновения данной школы восходит к концу Средних веков. По мнению представителей данного течения необходимо осуществлять активное вмешательство государства в экономику. Ранние меркантилисты считали, что главным показателем богатства страны является золото и серебро, позже богатство стали определять как избыток благ. По мнению представителей меркантилизма, необходимо было развивать и поддерживать национального производителя за счет проведения политики протекционизма, то есть ограничения экспорта, повышения пошлин на ввозимую продукцию и установления контроля за импортируемыми товарами.

На следующем этапе развития представлений о роли государства в экономике возникает классическая школа. Взгляды данной теории получили свое развитие после работы Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой им была высказана мысль о том, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». Представители данной теории считали, что государство должно, прежде всего, обеспечивать безопасность жизни и собственности граждан, заниматься урегулированием споров, иными словами, предоставлять то, чем человек не в состоянии обеспечить себя самостоятельно, либо делает это неэффективно. По мнению Смита, основной движущей силой развития экономики является предпринимательский интерес, с помощью которого достигается как благосостояние самого предпринимателя, так и самого общества.

Основным фактором считалось наличие экономической свободы, то есть свобода выбора рода деятельности, свобода торговли и конкуренции.

После спада экономики США в годы Великой депрессии 30-х годов ХХ века, Дж.Кейнсом была выдвинута теория, которая опровергла взгляды классиков на роль государства в экономике. Данную теорию можно назвать «кризисной», так как она рассматривает экономику в состоянии депрессии. Он выделил макроэкономику в самостоятельную дисциплину, в отличие от классиков, которые не рассматривали макроэкономику как самостоятельный объект изучения. Также им было доказано, что государству необходимо активно вмешиваться в экономику. С точки зрения Кейнса, рынок не имеет таких механизмов, которые способны вывести самостоятельно экономику из положения кризиса.

Государству необходимо воздействовать на потребителей с целью увеличения спроса, так как, согласно кейнсианской теории, основной причиной кризиса в капиталистических странах является избыток произведенных товаров. Кейнс считал, что основной причиной Великой депрессии стала нехватка денежной массы. Производство увеличивалось, стали появляться новые виды товаров, количество товаров увеличилось во много раз. Но в результате ограниченности денежной массы произошло падение цен, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов. Все это привело к сильнейшему кризису в США и некоторых других ведущих державах.

Согласно кейнсианской теории, если спрос на столь огромное количество выпущенных товаров не может обеспечить потребитель, то это должно сделать государство посредствам государственных заказов. При появлении крупного государственного заказа, фирма будет необходимо нанимать новую рабочую силу, что приведет к уменьшению безработицы. Вследствие этого у населения будет появляться денежные средства, а следовательно будут увеличиваться потребительский спрос. Это приведет к увеличению совокупного предложения и к оздоровлению экономики.

Механизм, предложенный Кейнсом, помог привести экономику США  в сбалансированное состояние и даже увеличить темпы производства. Но в 70-е годы данный механизм был признан неэффективным, так как был рассчитан только на усиленный экономический рост.

Также роль государства в экономике рассматривается в неоклассической теории. Согласно неоклассической теории необходимо изменить воздействие на воспроизводство через спрос, вместо этого предполагалось использование косвенных мер воздействия на предложение.

Неоклассическая теория, в некотором смысле, возвращается к принципам классиков. Представители неклассицизма считают, что необходимо возродить свободу частного предпринимательства. Капитал предпринимателя должен складываться из собственных сбережений и заемных средств (кредитов). Таким образом, государству необходимо обеспечить условия для накопления капитала и последующего повышения производительности.

Также предполагается проведение политики дерегулирования, которая включает в себя регламентацию по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

В неоклассической теории государство может лишь косвенно воздействовать на экономику. Основным же регулятором становятся рыночные силы.

Таковы различные взгляды на роль государства в экономике. Не смотря на то, что на первый взгляд все теории противоположны, на самом деле все они допускают то, что государству необходимо вмешиваться в экономику. Противоречия состоят лишь в выборе формы и доли государственного регулирования экономики. Современный рынок невозможно представить без государственного регулирования. Рынку присущи антисоциальные тенденции, что приводит к нарушению микро- и макроэкономического баланса, иными словами, приводит к кризису. И только государственные регуляторы способны оказать сдерживающее воздействие на отрицательные факторы.

1.2.Цели государственного  регулирования в экономике.

Вмешательство государства в экономику страны подразумевает целенаправленное влияние на микро- и макроэкономические процессы, происходящие внутри государства, с целью стабилизации экономики и выбора нужного курса развития. Выделяют два направления в системе государственного регулирования экономики – практическое и научное. Практическая сторона включает в себя конкретные меры, которые проводит государства в отношении экономики. Теоретический аспект систематизирует исследование мотивов, действий, мер, направленных на проведение более эффективной политики в отношении национального производства.

На глобальном уровне экономическая наука рассматривает высшую цель и прикладные цели регулирования. В любой стране высшей целью государственного регулирования экономики должно являться достижение максимального благосостояния общества в целом. Для достижения высшей цели регулирования необходимо достичь прикладных целей.

К прикладным целям государственного регулирования экономики относят:

1.Экономический рост. Под экономическим ростом понимается такое развитие национального производства, при котором увеличивается реальный объем производства (ВВП). Мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения.

Принято выделять два фактора экономического роста:

-Экстенсивный фактор  подразумевает количественное увеличение  ресурсов, например, рост трудовых  ресурсов. Но при этом средняя  производительность труда существенно  не изменяется. Также для данного  фактора экономического роста  характерен закон снижения отдачи  при переизбытке ресурса. К примеру, если неоправданно увеличить  численность работников предприятия, то это может привести к  избытку рабочей сила, а, следовательно, к снижению производительности  труда. Также к экстенсивным факторам роста относят увеличение земли и затрат капитала труда.

-Интенсивный фактор определяется  качественными изменениями, к которым  можно отнести использование  инноваций, повышение качества систем  управления, совершенствование технологий, модернизацию производства и  повышение качества человеческого  капитала.

 2.Полная занятость. Под занятостью понимается деятельность граждан, которая так или иначе связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречит законодательству и приносит доход. По охвату трудоспособного населения выделяют полную и неполную занятость. Полной занятостью считается занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, поверженного колебанию в зависимости от социального и экономического положения страны. Во многих странах существует установленный законодательством процент, при котором занятость считается полной. Так, например, в США это 3% безработных граждан от общего количества трудоспособного населения. В России такой порог не установлен. Это отрицательно влияет на проведении государственной политики в области занятости в целом.

3.Стабильность уровня  цен и устойчивость национальной  валюты. Данная цель государственного регулирования экономики считается одной из основных. Так как одним из главных условий стабильности экономики является стабильность уровня цен и национальной валюты.

4.Внешнеэкономическое равновесие. Под внешнеэкономическим равновесием  понимается соотношение экспорта  и импорта платежного и товарного  балансов. Данное равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран. С помощью внешнеторгового равновесия государство стремится добиться повышения конкурентоспособности национального производства, стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развития международного сотрудничества в долгосрочном периоде.

С помощью постепенного достижения поставленных целей каждое государство стремится к стабилизации экономики и достижению равновесия. Для каждой страны приоритетными являются различные цели. Для каждой страны очередность достижения тех или иных задач является различной. В первую очередь это зависит от состояния экономического и политического положения страны в данный момент времени. Также следует отметить, что существуют некоторые различия в последовательности между странами Запада и, например, Россией.

При определении целей государственного регулирования на определенный временной отрезок перед государством встает ряд проблем. Основной из них является поиск оптимального сочетания данных целей. Данная проблема возникает из-за определенной противоречивости имеющихся целей. Так, например, при достижении полной занятости можно наблюдать тенденцию к усилению инфляции. Поэтому на основании опыта развитых стран, необходимо использование метода постоянного и мягко волнообразного маневрирования. Поэтому в национальных экономиках, близких к равновесным, попеременное частичное достижение поставленных целей является наиболее гармоничным вариантом.

Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики