Мировой опыт государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ мирового опыта государственного регулирования экономики и определение наиболее эффективного пути регулирования экономики государством.
Задачи:
- исследование развития государственной экономики на различных исторических этапах;
-рассмотрение целей и методов государственного регулирования экономики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
Теория государственного регулирования экономики…………………..4
Эволюция представлений о роли государства в экономике………..4
Цели государственного регулирования экономики…………………7
Формы и методы государственного регулирования экономики……10
2.Мировой опыт государственного регулирования экономики……………16
2.1. Государственное регулирование экономики США...……………….16
2.2. Государственное регулирование экономики Германии………….....20
2.3. Государственное регулирование экономики России…………..……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..……29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

Председателя Комиссии назначает Президент США, заместителей выбирают сами члены Комиссии. Комиссия по торговле имеет структурные подразделения. Для рассмотрения определенных стратегических вопросов выбирают двух-трех членов Комиссии, из которых формируется специальная рабочая группа. Практическую деятельность, например, контроль за соблюдением норм и правил регулирования транспортными компаниями, за ценами, тарифами, качеством услуг, осуществляют территориальные и функциональные подразделения.

Выходные параметры деятельности регулируемых областей экономики являются основным инструментом антимонопольного регулирования. Цена - основной такой показатель. Наиболее часто применяется установление цен на товары и услуги, которые предоставляются корпорациями, находящимися в частной собственности, государственными органами. Такая практика осуществляется в области производства и распределения электроэнергии, телефонной связи, авиационном и железнодорожном транспорте, в грузовых автомобильных перевозках.

Органы, регулирующие ценообразование, периодически вынуждены пересматривать ценовые границы в связи с появлением новых товаров на рынке, изменение спроса и общей экономической ситуации.

Отказав ранее укоренившейся в регулируемой отрасли фирме в продлении лицензии, агентство, отвечающее за государственное регулирование, может предотвратить образование монополий и необоснованное повышение цен. На практике же такое лицензирование не смогло заменить регулирование уровня цен. Осуществление такой практики связано с длительными слушаниями и решения достаточно часто являлись неоправданными или же нарушали интересы отдельных социальных групп.

2.2.Государственное регулирование  экономики в Германии.

Основной задачей осуществления государственного регулирования экономики в Германии является обеспечение свободы конкуренции, стабильности цен, низкой безработицы, внешнеэкономической сбалансированности и динамики. Влияние на экономику государство оказывает с помощью таких инструментов как: налоговая, таможенная, кредитно-финансовая, антимонопольная политика, а также политика в сфере занятости. Рост экономики и занятость населения являются основными вопросами, находящимися в ведении государства в Германии.

Главной задачей осуществления государственного регулирования является сокращение безработицы.  Достижения поставленной задачи можно добиться с помощью увеличения объема инвестиций и развитие инноваций, в области которых создаются перспективные рабочие места. Основной целью проведения данных мер является создание дополнительных рабочих мест и открытие новых перспектив в сфере занятости.

Одной из основных задач Правительство Германии считает освобождение предприятий и граждан от излишней бюрократии и вытекающих из нее издержек. В результате этого появляются средства для инноваций и инвестирования.

Также государством осуществляется уменьшение государственного регулирования в отношении малого бизнеса по следующим направлениям:

    • в области статистической, справочной документации и бухгалтерского учета;
    • в области ускорения и упрощения лицензирования при осуществлении внешнеторговых операций;
    • в области сокращения и упразднения двойных проверок;
    • в области унификации пороговых величин.

Органами, осуществляющими управление в отношении экономической и финансовой политики государства, являются:

    • Совет финансового планирования;
    • Конъюнктурный совет государственных органов;
    • Экспертный совет по оценке общеэкономического развития.

Регулятивная функция экономики осуществляется рядом министерств и ведомств Германии от имени государства. В первую очередь данные полномочия принадлежат Федеральному министерству экономики и технологий, Министерству финансов и Министерству продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии. Наряду с представленными органами регулирования, подобные функции также выполняют и другие органы. Например, Федеральное министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства, Федеральное министерство по защите окружающей среды, природы и безопасности ядерной энергетики, а также отчасти Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии.

Кроме того, существуют некоторые федеральные государственные и частично принадлежащие государству ведомства и организации, выполняющие функции государственного вмешательства в экономику. Тогда привлеченные общественные организации и объединения будут выступать в роли посредника между предпринимателем и государством. Государство оказывает необходимую поддержку предпринимательству с помощью предоставления постоянных консультаций между членами правительства, профсоюзов и предпринимателями. В свою очередь правительство на основе предоставленных отчетов и оценок союзов и институтов составляет ежегодные прогнозы развития страны на макроэкономическом уровне.

В Германии также существует запрет на картели. Однако, существует некоторые предусмотренные законодательством случаи, когда этот принцип не применяется. Федеральное картельное ведомство является основным надзорным органом по картелям. Наряду с данным ведомством осуществлять контроль над картелями также могут осуществлять Федеральное министерство экономики и технологий Германии, либо компетентное высшее земельное ведомство. Споры и вопросы, касающиеся картелей, разрешаются Федеральным Верховным судом или Верховным земельным судом.

Некоторая доля государственного вмешательства в экономику приходится на оказание поддержки предпринимателям и экспортерам. Эта помощь оказывается за счет федеральных и земельных бюджетов. Порой такое финансирование осуществляется  в отношении целого ряда отраслей. Также значительная часть бюджета направлена на разработки в области НИОКР, а также исследование альтернативных видов энергии, энергосберегающих и природоохранных технологии, малого и среднего бизнеса.

Наиболее заметно вмешательство государства в аграрном секторе страны. Регулирование сельскохозяйственной продукции осуществляется как с помощью стимулирования выпуска одной продукции, так и с помощью ограничения продажи другой. Целью проведения данных мер является стабилизация цен.

Также согласно существующим программам государство за счет бюджетных средств старается компенсировать разницу между ценами национальных производителей и ценами мирового рынка при согласованном объеме экспорта. Поддержка национального производителя осуществляется не только за счет предоставления субсидий, дотаций, кредитов и страхования экспортных поставок. Также осуществляется организация ярмарок и выставок продукции немецких производителей за рубежом и проведение консультационно-информационной помощи как внутри страны, так и за ее пределами, через департаменты или отделы экономики и науки посольств Германии.

В системе управленческих органов Германии существуют органы, отвечающие за регулирование цен. Преимущественно, контроль над ценообразованием осуществляется в области электроэнергии, пассажирских перевозок, отдельных медицинских и почтовых услуг посредствам установления верхнего и нижнего порога цен. Квартплату, внутренние тарифы пассажирских перевозок, коммунальные платежи можно отнести к частично контролируемым областям.

Таким образом, основной целью Федерального правительства в проведении государственного регулирования экономики является улучшение общих условий для предпринимательской деятельности в Германии. Основу данной деятельности должна составлять свободная конкуренция. Также следует повышать конкуренцию не только внутреннем, но и на мировом рынке. Выполнение данной задачи осуществляется за счет проведения налоговой реформы, поддержке развития инноваций и экологического направления, а также проведение более эффективной политики поддержки малого и среднего бизнеса.

2.3.Государственное  регулирование экономики в России.

Основными задачами проведения государственного регулирования в области экономики являются:

    • Повышение уровня жизни населения;

    • Обеспечение национальной безопасности;

    • Обеспечение авторитетной позиции государства на мировой арене.

Для достижения первой цели государству необходимо добиться повышения некоторых экономических показателей. Например, необходимо достичь повышения уровня доходов основной части населения, улучшения образования и экономической востребованности кадров, а также улучшить условия для здорового образа жизни населения, рождаемости полноценных детей и увеличение продолжительности жизни. Следующая цель предполагает достижения достаточного уровня независимости страны в мировой политической системе, а также сохранение государственной целостности  с помощь обеспечения достаточного уровня безопасности.

В условиях глобализации наличие весомого голоса на мировой арене является одним из самых приоритетных направлений. Данная цель предполагает выработку новейших технологий производства, нахождение равновесия между экспортом и импортом, а также расширение в сторону экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, нахождении наиболее выгодной позиции в международном разделении труда.

По мнению некоторых исследователей при создании самостоятельной рыночной экономики, которая будет способна развиваться с помощью развитого внутреннего рынка всех необходимых ресурсов, российская экономика сможет стать достаточно самодостаточной. Для достижения независимости необходимо постепенное ограничение воздействия внешней конъектуры, а также поддержание национального производства в такой степени, чтобы оно смогло обеспечить страну ресурсами, необходимыми для удовлетворения внутренних потребностей. Также необходимо, чтобы при экономическом росте возрастал и уровень жизни населения, укреплялась безопасность страны и более твердой становилась позиция в мире. Иными словами, экономический рост должен предполагать положительные последствия для всего общества в целом. Для преимущественного роста экономики государственному аппарату Российской Федерации необходимо обратить внимание на развитие таких важных факторов производства как рабочая сила, капитал и природные богатства. Для развития экономики также необходимо поддерживать спрос на отечественную продукцию внутри страны, чтобы в дальнейшем обеспечить ей прочные позиции на внешнем рынке. Существует множество способов поддержания национальной продукции. Основным является повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке с помощью осуществления протекционистской политики, то есть ограничения ввоза иностранной продукции.

Безусловно, обеспечение экономического роста невозможно без вмешательства государства. Основной задачей государства является разработка эффективной политической стратегии по обеспечению экономического роста в долгосрочном периоде. Одними из основных направлений деятельности государства являются:

    • Достижение экономического роста;

    • Стимулирование прироста населения;

    • Развитие предпринимательства с целью повышения уровня занятости населения;

    • Стимулирование обновления производства, развития производственной инфраструктуры.

Также существует необходимость обновления законодательной базы. Данная мера должна быть воплощена, чтобы увеличились темпы развития бизнеса, улучшились способы и методы взаимодействия государства с предпринимателями. Основной задачей государственного регулирование выступает поддержание положительной динамики экономического роста, а также обеспечение устойчивости данного курса развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В ходе проделанной работы мною были достигнуты все поставленные цели. Был проведен анализ действия государственного регулирования в Германии, США и России. Также были выделены определенные этапы исторического развития государственного регулирования в рамках различных экономических школ и теорий, рассмотрены цели и методы вмешательства государства в экономику.

Также, хочется отметить, что во все времена перед учеными стоял вопрос о необходимости вмешательства государства в экономику страны. Так, например, представители классической школы, а в честности Адам Смит, предполагали, что государство должно регулировать только те стороны общественной, которые не могут контролировать сами граждане. Рынок же в свою очередь должен был развиваться с помощью внутренних механизмов. На сегодняшний день большинство ученых экономистов сходятся во мнении, что необходимо гармонично сочетать государственное вмешательство и саморегулирование рынка. Считается, что рынок в состоянии регулировать свои внутренние механизмы самостоятельно, а государство в свою очередь должно поддерживать данный процесс с помощью регулирования.

В различных государствах применяется различный опыт воздействия на экономику государства. При рассмотрении процесса государственного регулирования в различных странах были выделены основные цели и направления проведения политики контроля экономики. В США также как и во многих других странах, основной целью государственного регулирования экономики является повышение уровня жизни как граждан в отдельности, так и общества в целом. В рамках данной курсовой работы была затронута антимонопольная политика, проводимая США. Осуществление такой политики необходимо, чтобы не уменьшался объем производства в стране в связи с отсутствием конкуренции на рынке данного вида продукции.

Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики