Мировой опыт государственного регулирования экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 17:07, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является анализ мирового опыта государственного регулирования экономики и определение наиболее эффективного пути регулирования экономики государством. Задачи: - исследование развития государственной экономики на различных исторических этапах; -рассмотрение целей и методов государственного регулирования экономики
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2 Теория государственного регулирования экономики…………………..4 Эволюция представлений о роли государства в экономике………..4 Цели государственного регулирования экономики…………………7 Формы и методы государственного регулирования экономики……10 2.Мировой опыт государственного регулирования экономики……………16 2.1. Государственное регулирование экономики США...……………….16 2.2. Государственное регулирование экономики Германии………….....20 2.3. Государственное регулирование экономики России…………..……24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..……29
1.3.Формы и методы
государственного регулирования
экономики.
Каждая страна имеет свой особенный
исторический путь развития. Это, безусловно,
оказало определенное воздействие на
становление определенных национальных
моделей государственного регулирования.
Но существует также общепринятая классификация
форм государственного регулирования
экономики. Выделяют следующие формы:
1.Прямое вмешательство
в экономику страны. Первая форма
подразумевает влияние через государственную
собственность на материальные ресурсы,
законотворчество и управление производственными
предприятиями.
Прямое вмешательство
осуществляется с помощью административного
и экономического влияния. Под
административным влиянием понимаются
различные «меры», контролирующие
доходы, учетный процент, квотирование,
лицензирование. Оно включает в
себя принуждение, запрещение и
разрешение. Применение таких мер
необходимо в том случае, когда
экономические методы регулирования оказываются
неэффективными при решении той или иной
задачи.
На основании мирового опыта
выделяют следующие сферы наиболее эффективного
применения административного вмешательства:
Естественная государственная
монополия (связь, железные дороги);
Охрана окружающей среды и использование
ресурсов;
Сертификация, стандартизация,
метрология;
Социальная политика (прежде
всего, минимально допустимы параметры
жизни населения).
Административное вмешательство
осуществляется с помощью установленных
хозяйственным законодательством норм
и правил.
Под экономическим вмешательством
понимаются различные формы безвозмездного
целевого финансирования территорий,
предприятий и отраслей, то есть субвенции
или прямые субсидии, включающие дотации,
доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных
фондов. Также сюда относятся льготы по
кредитам.
Выделяют проектно-целевой
подход, включающий в себя разработку
проекта финансирования и кредитования.
2.Косвенное вмешательство
в экономику страны. Различные
меры экономической политики
государства представляют собой
косвенное вмешательство государства.
Данные меры направлены на:
Привлечение иностранного капитала;
Ликвидацию безработицы;
Воздействие на уровень цен
с целью его последующей стабилизации
и на цены на специфические товары;
Стимулирование экспорта, импорта,
капиталов и рабочей силы;
Перераспределение доходов;
Поддержание устойчивости экономического
роста.
Для эффективного достижения
поставленных целей государство прибегает,
главным образом, к инструментарию фискальной
и кредитно-денежной политики. Под фискальной
политикой государства понимается управление
бюджетными средствами, прежде всего,
доходами, главным образом налогами, и
расходами. Кредитно-денежная политика
– политика, осуществляемая государством
путем контролирования денежной массы
в обращении и улучшения кредитной сферы.
Фискальная и кредитно-денежная политика
тесно взаимосвязаны.
Государственное воздействие
на экономику осуществляется с помощью
нескольких основных методов. Воздействие
на рынок осуществляется, прежде всего,
через расходы, налогообложение, регулирование
и государственное предпринимательство.
Рассмотрим данные методы подробнее.
1.Государственные расходы.
Являются одним из важнейших элементов
макроэкономической политики. Государственные
расходы включены как в распределение
дохода, так и в распределение ресурсов.
Составляющими частями государственных
расходов являются государственные закупки
и трансферты (субсидии).
Чаще всего государственные
закупки осуществляются для приобретения
общественно необходимых товаров (строительство
и содержание образовательных и здравоохранительных
учреждений, автомобильных дорог, научных
центров, поддержание обороны страны и
т.д.). Они производят перераспределение
от частного потребления товаров к общественному.
Также позволяют гражданам пользоваться
общественными товарами.
Под трансфертными платежами
понимается выплата средств определенным
слоям населения в виде пособия по безработице,
выплат в связи с инвалидностью и т.д.,
при перераспределении налогов. Они изменяют
структуру производства товаров государственного
потребления. Средства, взятые у одних
слоев населения с помощью налогообложения,
выплачиваются другим. Полученные деньги
тратятся на иные товары. За счет этого
происходит изменение структуры потребления.
Основным отличием государственных закупок
и трансфертов является то, что первые
вносят средства в национальный доход
и используют ресурсы, а трансфертные
платежи не связаны с производством, следовательно,
не используют ресурсы и не приносят доход.
2.Налогообложение. Налоги
являются одной из основных
составляющих бюджетных средств
страны. Налоги подразделяются на
прямые и косвенные. К прямым налогам можно
отнести, к примеру, подоходный налог,
а к косвенным – акцизы, налог на добавленную
стоимость и т.д. Обязанность выплаты налогов
относится как к домохозяйствам, так и
к фирмам.
Одной из основных проблем налогообложения
является справедливое распределение
налогового бремени. В различных странах
осуществляется определенная политика
сбора налогов. Основным критерием начисления
величины налоговых сборов является прогрессивность.
На его основании выделяют:
Пропорциональный доход, то
есть величина налога пропорциональна
доходу гражданина;
Регрессивный налог, то есть,
чем больше доход работника, тем ниже налог;
Прогрессивный налог, то есть,
чем выше доход, тем выше налог.
Мировой опыт показывает, что
наиболее справедливым является прогрессивный
налог, но при его введение следует соблюдать
равновесное состояние. Налог не должен
быть слишком высок, чтобы стимулировать
население к труду, а, следовательно, к
большим заработкам. В большинстве случаев
подоходный налог построен именно на принципе
прогрессивного налога. Регрессивный
налог в большей степени характерен для
налогов с продаж и акциз, так как в основном
они перекладываются на покупателя, в
доходе которого одна и та же доля занимает
различную долю.
Основной задачей государства
в налогообложении является сбор налогов
таким образом, чтобы государственный
бюджет был наполнен, а величина налогов
не вызывала недовольств со стороны населения.
3.Государственное регулирование.
Суть данного метода состоит
в том, чтобы управлять экономическими
процессами и совмещать частные
и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной,
налоговой, кредитной и субвенционной
формах. Законодательная форма осуществляет
контроль над деятельностью предпринимателей.
К примеру, введение антимонопольного
законодательства. С помощью налоговой
и кредитной формы производится воздействие
на национальный объем производства. Так,
например, при изменении условий кредитования
государство имеет возможность уменьшить
или увеличить объем производства.
Субвенционная форма предполагает предоставление
отдельным отраслям и предприятиям государственных
субсидий и налоговых льгот.
4.Государственное предпринимательство.
В условиях современной рыночной экономики
государство выступает не только регулятором,
но и предпринимателем. Государственное
предпринимательство- деятельность, которая
направлена на получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг государственным
организациям.
Применение государственного
предпринимательства необходимо, прежде
всего, в тех областях, где требуются огромные
вложения или существует определенный
риск. Принципиально отличие частного
предпринимательства от государственного
состоит в том, что деятельность предприятия
направлена не на получение определенного
дохода, а на решение некоторых социальных
и экономических задач. Таких как обеспечение
необходимых темпов роста, сглаживание
циклических колебаний и т.д. Данная форма
регулирования оказывает поддержку малорентабельным
предприятиям и отраслям хозяйства, жизненно
важным для производства (энергетика,
транспорт, связь).
2.Мировой опыт
государственного регулирования
экономики.
2.1.Госудрственное
регулирование экономики США.
Широко известно, что США является
государством с большим опытом в области
проведения антимонопольной политики.
Вмешательство государства в США проявляется
в отраслях, в которых возможно образование
естественной монополии. При этом не происходит
национализации, а компании, входящие
в состав монополии, всячески стараются
действовать независимо от государства
в выборе внутренней политики компании
и принятии инвестиционных решений. Поведение
США в данном вопросе весьма отличается
от действий в странах Западной Европы
или Азии, где стремятся к национализации.
Главной целью осуществления
политики США является повышение благосостояния
граждан страны и общества в целом. Государством
регулируется институциональная структура
экономики, также при этом учитываются
характерные особенности отдельных отраслей
и специфика управления хозяйством в отдельных
секторах экономики. Существует множество
отраслей, специфика которых создает трудности
в возникновении естественной конкурентной
структуры. В таком случае государству
необходимо добиваться тех же результатов,
что и в других отраслях, с помощью государственного
контроля и принятия определенных административных
мер.
К регулируемым отраслям в США
относятся: железнодорожный, авиационный
и другие виды транспорта, некоторые топливно-энергетические
производства (газоснабжение, электроэнергия),
оказание многих видов коммунальных услуг.
Компании, осуществляющие деятельность
в данных отраслях, как правило, принадлежат
акционерным обществам или частным лицам.
Государственное регулирование на таких
предприятиях, в первую очередь, затрагивает
вопросы, связанные с интересами потребителей.
Например, уровень цен, объем производства,
границы рынков сбыта, требования к качеству
предоставляемой продукции. Возможность
монополизации рынка одной из компаний
ввиду действия фактора экономии на масштабах
производства является одной из основных
причин вмешательства государства.
Существует множество отраслей,
для которых крайне важен фактор экономии
на масштабах плоть до предпосылок образования
«естественной» монополии. Термин «естественная»
в данном контексте означает характеристику
отрасли, в которой практически не достигается
минимальный оптимальный масштаб производства
для отдельной компании. Причиной образования
такого вида монополии являются особенности,
присущие конкретной отрасли, например
ее материально-техническая база. Такую
монополию следует отличать от монополии,
образовавшейся вследствие единоличного
доступа к определенным видам невоспроизводимых
ресурсов. Наличие в подобной отрасли
двух и более фирм означает пропорциональное
сокращение производства каждой из них
и как следствие рост издержек на единицу
продукции и рост цен. В таком случае требуется
государственное вмешательство.
При решении конкретных антимонопольных
задач предполагается использование определенных
инструментов государственного регулирования
на экономику. Система таких механизмов
состоит из:
Определение условий доступа
частного капитала в регулируемые сферы;
Организационно-правовые механизмы;
Механизм ценообразования.
Регулирование осуществляется
федеральные и местные органы государственного
управления. При реализации регулирования
используется принцип разделения властей.
Законодательная власть способствует
регулированию экономики, создавая законодательную
базу. Закон о введении государственного
регулирования в ту или иную отрасль или
конкретную сферу экономики принимается
Конгрессом США, на местном уровне данные
полномочия принадлежат конгрессу штата.
Данный закон и поправки к нему принимается
наравне с прочими законами по существующей
парламентской процедуре. Каждый закон
о регулировании государством экономики
охватывает следующие вопросы:
Цели регулирования;
Границы сектора экономики,
попадающего под государственное регулирование
Статус и полномочия правительственного
органа, осуществляющего регулирование.
Комиссия по торговле между
штатами занимается выбором конкурентных
методов, определение инструментов государственного
регулирования. Рассмотрим подробнее
несколько принципов, лежащих в основе
органов, осуществляющих государственное
регулирование, на примере Комиссии по
торговле между штатами.
Данный орган определен как
независимое агентство. Не смотря на то,
что Комиссия по торговле между штатами
относится к органам исполнительной власти,
вышестоящим инстанциям она не подчиняется.
Деятельность Комиссии регулируется лишь
законодательством, в котором прописаны
ее цели и полномочия. В обстоятельствах,
предусмотренных законом, Президент имеет
возможность вносить директивные корректировки
в деятельность органа.
Также Комиссия по торговле
между штатами имеет право выполнять свои
полномочия вне зависимости от партии,
находящейся у власти в данный момент.
Политика, которую осуществляет Комиссия,
может изменится только в соответствии
с законотворческом порядке в результате
деятельности Конгресса.
На заседаниях Комиссии по торговле
между штатами рассматриваются вопросы
стратегии дальнейшей деятельности, связанные
с выбором способов увеличения экономических
выгод, которые получает общество от работы
наземного транспорта. Также затрагивается
решение вопросов определения соотношения
государственного регулирования и рыночного
механизма, а также особенностей их взаимодействия.
Комиссия по торговле между штатами контролирует
конкуренцию структурных пропорций между
различными видами наземного транспорта.
Для этого происходит регулирования цен
с целью избегания межотраслевой конкуренции
между отдельными видами транспорта.