Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:12, контрольная работа
Возникновение мирового рынка и стадии его развития. Характерные черты мирового капиталистического рынка. Факторы, определяющие развитие современного мирового рынка.
МИРОВОЙ РЫНОК И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ МАСШТАБЫ
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРОВОГО РЫНКА
И СТАДИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Известные американские экономисты Макконнелл и Брю
пишут, что «рынок — всякий институт или механизм, который сводит
вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)
конкретного товара или услуг»1. Рынок есть система
обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами
труда как товарами. Продукты передаются поставщиками покупателям
не бесплатно, а на возмездной основе. Значит, рынок предполагает
наличие как разных по своим потребительским свойствам
продуктов труда, так и их разных собственников.
Определения содержания рынка встречаются разные. Поэтому
приведем еще одно из них, которое, по нашему мнению, отражает
наиболее адекватно его содержание. Так вот, рынок — это способ
или механизм реализации и приобретения товаров и услуг, в котором
участвуют продавцы и покупатели, т.е. он представляет собой систему
соотношения предложения и спроса разных собственников. Короче
говоря, рынок — это стоимостная система обмена разными
продуктами труда. Поэтому ье относитесь скептически к базару, как
некоторые это делают, ибо базар и супермаркет — это всего лишь
разновидности все той же системы товарного обмена разными продуктами
труда. В то же время народное толкование рынка отличается
от его научного содержания. В обыденном обиходе под рынком
понимают место, где продаются и покупаются товары. В действительности
же рынок не сводится к месту. Рынок это не место, а
определенный механизм товарного производства.
Возникновение и становление рынка обусловлено развитием
общественного разделения труда и товарного производства. С рос1
Макконнелл К, Брю С Экономикс М , 1992 С 396
60
том товарного производства развивается и рынок — способ обмена
продуктов, которые предназначены для продажи, а не потребления
самими производителями.
При рабовладельческом строе
обращение внутри отдельных стран были развиты слабо. В соответствии
с этим на внешний рынок отправлялась лишь незначительная
часть продукции. И все же при рабовладельческом способе
производства возник мировой рынок. В то время он носил преимущественно
внутриконгинентальный масштаб. Финикия, Древний
Египет, Греция, Рим вели торговлю как между собою, так и с многочисленными
городами Средиземноморья и Черного моря. Но рабство
по самой своей природе не было товарным производством и
потому лишь частично могло служить основой развития внешней
торговли. Его более прочной основой было ремесленное производство.
Поэтому сложившийся в эпоху рабства мировой товарный
рынок по своему социально-экономическому характеру был ремесленно-
рабовладельческим рынком.
В течение долгого времени и при феодализме также не наблюдалось
широкого распространения товар
господствующим было натуральное хозяйство. В силу этого
в обмен поступала незначительная
часть продукции сельского
и мелких ремесленных предприятий. Дифференциация общественного
производства почти отсутствова
отдельными
районы. Купеческий капитал, выступая
посредником между
постепенно вовлекал в обмен все новые районы и
области. Но в условиях их политической и производственной разобщенности
товарный обмен носил
единый национальный рынок, общественные потребности
удовлетворялись преимущественно продукцией местного производства.
Слабое развитие общественного разделения труда внутри отдельных
стран препятствовало установлению регулярных торговых
связей между ними. Внешняя торговля еще не получила значительного
развития и не имела существенного значения в удовлетворении
потребностей феодального
Тем не менее именно при феодализме древний мировой внутриконтинентальный
рынок перерос в межконтинентальный.
Основными поставщиками
товаров на внешний рынок были феодалы и ремесленники.
Поэтому сложившийся в эпоху феодализма товарный рынок по своему
социально-экономическому содержанию был ремесленно-феодальным.
Способ обмена продуктов труда как товаров, производимых
обособленными друг от друга собственниками, в конце эпохи феодализма
стал развиваться под
предприятий, отделения промышленности от земледелия,
по мере специализации сельского хозяйства в разных районах на
производстве определенных видов товаров, в силу расчленения промышпенного
производства на все большее число отраслей.
В условиях развивающегося капиталистического товарного производства
каждая из отраслей промышленности и сельского хозяйства
постепенно становится рынком друг для друга. Дифференциация
производства на специализированные отрасли представляет
собой процесс углубления и расширения общественного разделения
труда. Чем глубже становится разделение труда, тем больше развивается
товарное производство, тем все более расширяется сфера
обмена товаров, т.е. возникает национальный рынок. Когда же процесс
специализации капиталистического производства выходит за
рамки отдельных стран, тогда она
дополняется международным
и на этой основе развивается новый мировой рынок. Таким
образом, мировой рынок представляет собой совокупность рынков
отдельных стран, которые связаны между собой товарообменом.
Мировой рынок базируется на международной производственной
специализации отдельных стран и является сферой, где в целях
обеспечения расширенного воспроизводства осуществляется замещение
изделий, произведенных одной страной, продуктами другой.
Обмен товаров на мировом рынке представляет собой процесс, обеспечивающий
непрерывность расширенного воспроизводства. Поэтому
связи между товаропроизводителями разных стран, осуществляемые
через обмен товаров, расширяется по мере увеличения
масштабов производства.
Следует подчеркнуть, что решающее влияние на формирование
единых национальных рынков, а затем и дальнейшее развитие мирового
межконтинентального рынка оказала крупная капиталистическая
промышленность
Во-первых, капиталистическому производству свойственно
ст ремление к получению высокой нормы прибыли. В погоне за ней
предприниматели не довольствуются существующим уровнем прибыли,
а ищут оптимальных условий реализации своей продукции за
пределами своей страны
Во-вторых, в отличие от ремесла и мануфактуры крупная машинная
промышленность дает возможность производить огромные
партии товаров для продажи. В погоне за массой прибыли предприниматели
стремятся расширить продажу своих товаров не только
внутри страны, но и за рубежом. Это также приводит к расширению
внешней торговли, т.е. к развитию емкости мирового рынка.
В-третьих, погоня за прибылью внутри страны происходит в
>словиях острой конкурентной борьбы между предприятиями. В
целях получения высоких прибылей отдельные отрасли расширяют
объем производства за пределы потребностей других национальных
о граслей, служащих для них рынками сбыта. Эта неравномерность
роста разных национальных отраслей оказывает влияние на состояние
внутреннего рынка. Те отрасли, которые в своем развитии опережают
технологически связанные с ними другие отрасли, стремятся
реализовать свою продукцию на внешних рынках.
В-четвертых, массовое производство товаров на базе крупной
машинной промышленности вызывает огромный спрос на сырьевые
товары. В процессе развития промышленности главными поставщиками
сырья стали страны, находившиеся в колониальной зависимости
от более развитых в промышленном отношении государств, принуждавших
их экономическими и внеэкономическими методами к
специализации экономики в определенном направлении.
Мировой рынок мог достичь своего полного развития лишь при
капиталистическом машинном производстве и вызванном им широком
международном разделении труда. Только в условиях капиталистического
способа производства мировой рынок становится
вполне развитой экономической категорией, создается почва для
широкого развития регулярного и всестороннего международного
товарооборота, опирающегося на постоянное и массовое производство
товаров для продажи на мировых рынках, на развитую сеть
международных средств транспорта и связи.
Хотя мировой рынок возник на основе развития национальных
рынков, тем не менее он не тождествен им. По крайней мере можно
отметить наличие следующих отличительных свойств:
некоторые товары, участвующие в обращении внутри стран,
совсем не выходят на мировой рынок;
движение товаров на национальном
рынке обусловлено
факторами, т.е. производственными связями между предприятиями
и другими организациями, а на мировой рынок огромное
влияние оказывает внешнеэкономическая политика государств. Например,
на пути иностранных товаров государство воздвигает высокие
барьеры, а при движении национальных товаров между своими
областями, провинциями, штатами оно этого не делает;
наконец, на мировом рынке существует особая система цен —
мировые цены.
Мировой капиталистический рынок проходит в своем развитии
три стадии, определяемые развитием капиталистического способа
производства: стадию подготовки капиталистического способа производства
(эпоха мануфактуры), стадию машинного производства
отдельных предприятий и корпоративную стадию капитализма.
Каждая стадия развития мирового капиталистического рынка имеет
свои особенности, определяемые самим капиталистическим способом
производства.
Мировой рынок на стадии подготовки капиталистического способа
производства находился еще в зачаточном, неразвитом состоянии.
Определяющей чертой внешней торговли на этой стадии была
преобладающая роль купеческого капитала, выступавшего в качестве
посредника в процессе обращения товаров, производимых преимущественно
мелкими товаропроизводителями и частично капиталистическими
мануфактурами.
Мировой рынок на второй стадии капитализма охватывает период
от промышленного переворота в Англии в конце XVIII в. до
конца 70-х гг. XIX в., когда мировая капиталистическая торговля
приобрела вполне развитые черты. Для этого этапа характерна по64
беда крупной машинной промышленности в Англии и установление
ею промышленной и торговой гегемонии. Мировой рынок выходит
из своего начального состояния и начинает складываться как категория
капитализма. Решающую роль на мировом рынке начинает
играть промышленный капитал, который подчиняет себе торговый
капитал. Основой международного товарооборота становится вывоз
изделий крупной капиталистической промышленности Англии и
ввоз ею сырья и продовольствия. В 60—70-е гг. XIX в. определяющим
признаком мирового рынка является окончательное закрепление
господствующей роли промышленного капитала в хозяйственной
жизни главных развитых капиталистических стран, прежде всего
США и Германии, промышленность которых по уровню своего развития
стала догонять Англию.
Корпоративная стадия капитализма охватывает период с 80-х гг.
XIX в. и до наших дней, когда осуществился переход от капитализма
свободной конкуренции отдельных предприятий к разным формам
господства корпораций. На этом этапе завершилось формирование
всеохватывающего мирового рынка на основе образования единой
капиталистической системы хозяйства и всемирного господства финансового
капитала.
Более всего нас интересует развитие мирового капиталистического
рынка в XX в. Рассмотрим наиболее характерные черты мирового
рынка на этом этапе его развития.
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
МИРОВОГО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
Современный мировой рынок имеет ряд черт, раскрывающих
особенности его функционирования. Каковы же они? Первая характерная
черта определяется товарной природой капитализма. Она
заключается в том, что экономические связи между отдельными
странами осуществляются по принципу выгодности, прибыльности.
Мировой капиталистический рынок играет огромную роль в повышении
нормы прибыли предприятий
стран за счет усиления эксплуатации экономически отсталых стран.
Второй характерной чертой мирового капиталистического
рынка является анархия производства и конкуренции. Если в каждом
отдельном предприятии производство осуществляется планомерно,
то в масштабе всей капиталистической страны и в мире в
целом оно протекает анархично.
Распределение средств производ
Информация о работе Мировой рынок и его территориальные масштабы