Мировой рынок и его территориальные масштабы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Возникновение мирового рынка и стадии его развития. Характерные черты мирового капиталистического рынка. Факторы, определяющие развитие современного мирового рынка.

Файлы: 1 файл

МИРОВОЙ РЫНОК И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ МАСШТАБЫ.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

между различными отраслями экономики  происходит стихийно.

Определяющим фактором отраслевого  размещения товаропроизво65

 

дителей является стремление каждого  из них вложить капитал в ту

сферу деятельности, где норма прибыли  выше. В результате произвольного

распределения средств производства в странах и в мире в 

целом между отдельными сферами  производства возникает диспропорция.

И хотя различные производственные сферы стремятся к 

равновесию, потому что каждый предприниматель  должен производить

такую потребительную стоимость, которая  удовлетворяла бы

общественную потребность, тем  не менее эта тенденция различных 

секторов экономики проявляется  лишь как реакция против постоянного 

нарушения этого равновесия Анархия  на мировом капиталистическом 

рынке и его неустойчивость еще  более усиливаются в связи 

с тем, что стремление капитала к  непрерывному расширению производства

встречает на своем пути узкие рамки  платежеспособного 

спроса многих импортирующих стран.

Мировому капиталистическому рынку  всегда была присуща острая

конкурентная  борьба между предприятиями отдельных  стран. В 

частности, сейчас борьба идет между США и  Японией, странами ЕС

и другими  государствами. В настоящее время, т.е. в эпоху корпоративного

капитализма, на мировом капиталистическом рынке практически

безраздельно  господствуют ТНК, поддерживаемые национальными 

правительствами или блоками государств. Именно эти 

участники международных экономических отношений  осуществляют

экономический раздел мира, сговорившись о разделе  мирового

рынка различных  товаров и ценах на эти товары.

Существенной  чертой современного мирового рынка  является

также то, что  в систему внешней торговли втягиваются  страны, находящиеся 

на самых  разных ступенях развития товарного  производства.

В сонме  государств, участвующих в МРТ, оказываются промышленно

развитые  страны, развивающиеся государства, в том 

числе такие  экономически отсталые из них, в которых  сохранились 

докапиталистические производственные отношения. Это обусловлено 

различными историческими сроками  возникновения капитализма 

в разных странах и регионах и  с неравномерностью темпов его развития.

В XX в мировой капиталистический  рынок пережил несколько 

глубоких кризисов. Первый из них  был связан с мировой войной

1914—1918 гг., исторические последствия которой оказали огромное

влияние на весь ход дальнейшего  развития мирового хозяйства.

Война привела к длительному  и глубокому нарушению международного

товарообмена. Лишь к 1924 г. физический объем товарооборота 

на мировом капиталистическом рынке достиг довоенного уровня. К

этому надо добавить, что в связи  с отпадением революционной Рос66

 

сии от всеохватывающего мирового рынка  сфера его деятельности

была ограничена введением советским  правительством чрезвычайных

мер по управлению внешнеэкономическими связями страны. В

результате этих акций приложение инвестиционных средств главных 

капиталистических держав к российским ресурсам было прекращено,

а условия сбыта их товаров введены  в жесткое русло государственного

импорта.

Следующий глубокий кризис мирового капиталистического

рынка разразился вскоре после окончания  второй мировой войны,

которая до основания потрясла всю  структуру международных экономических 

отношений капитализма. Однако после 1945 г. возрождение

международного товарооборота  произошло сравнительно быстрее,

чем после первой мировой войны.

Наконец, в послевоенный период мировой  капиталистический 

рынок столкнулся с новыми трудностями, связанными с распадом

колониальной системы империалистических держав. Подъем национально-

освободительной борьбы привел к завоеванию странами

Азии и Африки политической независимости, что подорвало базу и 

экономического господства промышленно  развитых держав, которые 

натолкнулись там на возрастающие трудности сбыта своих товаров

и вывоза капитала.

Необходимо отметить, что все  эти кризисы в конечном счете 

были преодолены. В целом отличительной  чертой послевоенного 

периода явилось заметное ускорение  темпов развития международной 

торговли, которая достигла самого высокого уровня за всю

предыдущую историю капитализма. В этот период наблюдалось 

почти непрерывное ускорение экспорта. Так, среднегодовые темпы 

его прироста в 50-х гг. составили 6%, в 60-х гг. — 8,2%, а в 1970— 

1973 гг. — 9,4%'. Даже в условиях  развернувшегося в 70-х гг. острейшего

экономического кризиса внешнеэкономическая  сфера капитализма 

развивалась успешнее, чем капиталистическое  хозяйство 

в целом.

Одна из отличительных черт современного мирового рынка состоит 

в том, что промышленно развитые государства принимают все

более серьезное участие в проведении мероприятий по защите национальных

рынков от импорта товаров и  форсировании экспорта

своей продукции. Речь идет о возрождении  политики протекционизма,

которая была свойственна мануфактурному периоду развития

капитализма и ранней стадии машинного  периода. Теперь в связи с 

1 Хвойник ПИ Международная капиталистическая  торговля (проблемы развитая)

М, 1977

67

 

ростом несбалансированности платежных  балансов многие страны

снова обращаются к политике протекционизма.

Крупные изменения, происшедшие в  рамках мирового капиталистического

рынка связаны не столько с непосредственными  результатами

второй мировой войны, сколько  с последующими особенностями 

развития международных экономических  отношений. Во

второй половине XX в. возникают  региональные экономические 

блоки промышленно развитых стран, вступивших на пугь создания

интеграционных группировок —  ЕС, ЕАСТ, в последнее время Североамериканская

зона свободной торговли (НАФТА). Развивающиеся

государства создают свои экономические  объединения. Например,

в 1975 г. создана ЛАЭС — Латиноамериканская экономическая 

система, региональная экономическая  организация стран Латинской 

Америки и бассейна Карибского моря, членами которой 

являются 26 государств региона. В1967 г. с целью развития взаимных

экономических и социальных связей образована АСЕАН — ассоциация

государств Юго-Восточной Азии. Ее членами являются Бруней,

Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд  и Филиппины. Интеграционные

объединения возникают и в других регионах мира.

Между участниками интеграционных группировок постепенно

ликвидируются все торгово-экономические  препятствия, но зато по

отношению к третьим странам  происходит унификация таможенных

пошлин и другого рода препятствий. Эти мероприятия представляют

собой новый тип монополизации  мирового капиталистического

рынка. Экономической основой таких  блоков является объективное 

нарастающее стремление повысить эффективность  в различных секторах

мирового хозяйства. Результатом этой тенденции стала дальнейшая

интернационализация производства. В  то же время возникли

монопольные группировки особого  рода, которые монополизируют

не территории своих стран от проникновения иностранных товаров,

а производство и сбыт отдельных  товаров. Такой организацией,

например, показала себя ОПЕК, которая  монополизировала сбыт

нефти.

Однако, несмотря на рост монополизации  под флагом региональной

либерализации, характерным моментом в развитии мирового

рынка является то, что все большее  развитие получают международные

государственные формы его регулирования. К таким формам

относятся как общие торговые союзы  типа Всемирной торговой

организации, так и такие образования, как Международный валютный

фонд (МВФ), Международный банк реконструкции  и развития

(МБРР), Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) и др.

68

 

3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ 

СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО РЫНКА 

На современном мировом рынке  усилилась конкурентная борьба,

стали появляться новые ее методы.

Значительную специфику в новые виды конкурентной борьбы

на мировой арене вносит научно-техническая  революция. За последние 

годы корпоративный капитал  все более активно переносит  центр 

конкурентной борьбы из области  цен в такие сферы, как новизна  и 

технический уровень изделий, качество их изготовления, совершенствование

технического обслуживания, развитие и улучшение товаропроводящей

сети. Научно-технические разработки являются для 

корпораций одним из решающих факторов в конкурентной борьбе

за внешний рынок, так как на современном рынке победу одерживает

тот предприниматель, который наряду с поставкой нового изделия 

предлагает и новые, наиболее комплексные  услуги технического характера,

который использует более совершенные  методы сбыта.

Поэтому в современных условиях мирового рынка фактор новизны

и совершенства изделия часто главенствует над фактором уровня

цен.

Кроме этого, на мировом рынке появились  новые обстоятельства,

оказывающие существенное воздействие  на конкурентоспособность 

отдельных видов продукции. Речь идет об адаптации многих

видов машин к условиям энергетического  кризиса, а также приспосабливаемость 

к мероприятиям по защите окружающей среды, которые 

все чаще начинают проводить многие страны.

Одновременно с улучшением качества изделий происходит совершенствование

системы сбыта. Все более обычным  явлением в 

поставках крупных международных  корпораций становится продажа 

оборудования через зарубежные филиалы и подконтрольные

предприятия, широкое привлечение  ими иностранных фирм к сбыту 

и техническому обслуживанию своей продукции, экспортируемой на

внешние рынки. Например, японские автомобильные  компании

имеют несколько сот соглашений о техническом сотрудничестве с 

фирмами других промышленно развитых стран, особенно с США.

Одной из значимых форм сбыта экспортируемой продукции

стало использование местных фирм-агентов. Применение подобных

посредников обычно не требует крупных  инвестиций, создания собственной 

сбытовой сети на территории соответствующих  стран, так 

как используется материально-техническая база фирм-агентов,

включая складскую и торговую сеть.

За последние полтора-два десятилетия  получила большое распространение 

укрупненная форма сбыта в виде создания нескольки69

 

ми корпорациями экспортных синдикатов и консорциумов. Эта 

практика особенно ярко представлена в Англии и Франции.

Крупнейшие промышленные объединения  применяют и такой 

вариант реализации продукции, как  сотрудничество между ними по

взаимному использованию сбытовой сети. В первую очередь это 

относится к продаже неконкурирующих товаров. Такого рода соглашения

заключены, к примеру, между итальянской  автомобильной 

фирмой «Фиат» и французской  фирмой «Ситроен».

Корпорации используют новую форму  работы по решению проблем 

рынка. Она получила название маркетинг  и состоит в том, что

компании разрабатывают долгосрочные и краткосрочные планы 

производства, новые виды машин, изучают  рынок, составляют долгосрочные

прогнозы его развития. Посредством  маркетинга крупные 

предприниматели и их объединения  стремятся воздействовать

на характер и темпы развития производства и спроса на рынке.

Наряду с обычными экспортно-импортными операциями, т.е.

торговыми контрактами между продавцами и покупателями, за последние 

два десятилетия на мировом рынке  большое распространение 

получила практика сбыта и покупки товаров на аукционах, биржах

и торгах.

Международный аукцион — это  способ продажи отдельных партий

товаров, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются 

проданными тому из присутствующих покупателей, который 

предложил наивысшую цену. На международных аукционах продаются

пушнина, немытая шерсть, табак, чай, некоторые пряности,

предметы антиквариата, скаковые лошади и т.д. Аукционный торг

начинается с объявления лота, т.е. номера партии товара или предмета

и отправной цены. Присутствующие покупатели делают свои

предложения цены, набавляя не ниже установленной  для данного 

товара минимальной надбавки. На некоторых международных аукционах 

аукционист объявляет в качестве отправной наивысшую 

цену и затем снижает ее, пока один из покупателей не согласится

купить данный товар по этой цене. Общим условием всех международных 

аукционов является отсутствие ответственности  продавца за

качество выставленного для  осмотра товара.

В нашей стране с 1931 г. проводится пушной аукцион в Петербурге,

а также конный аукцион в Москве. Международные аукционы

располагаются также в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Амстердаме,

Калькутте, Коломбо.

Биржа — организационная форма  оптовой, в том числе международной,

торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и

Информация о работе Мировой рынок и его территориальные масштабы