Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:35, реферат
Давно закончилась эпоха натуральных хозяйств. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически прозрачными. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда дают ощутимые взаимные выгоды. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.
Введение………………………………………………………………….
1. Мировой рынок и место в нём России…………………………
1.1. Сущность мирового хозяйства………………………………………
1.2. Место России в структуре мировой экономики…………………….
2. Интеграция России в мировое хозяйство…………………………
2.1. Понятие международной экономической интеграции и интеграционных объединений……………………………………..
2.2. Основные проблемы включения России в мировые хозяйственные процессы………………………………………………………
2.3. Интеграционные направления России…………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………
Это во многом обусловливалось
линией на поддержание военно-стратегичес
С другой стороны, в качестве «наследства» от СССР Российская Федерация ныне располагает значительной частью его территории, экономического потенциала и внешнеэкономических связей, а параллельно – имеет комплекс присущих прежнему периоду социально-экономических проблем и противоречий. Одним из последствий распада СССР стала сложная социально-экономическая ситуация в России, ухудшившаяся в результате разрыва сложившихся хозяйственных связей с другими бывшими его республиками. Кроме того, проявилась достаточно слабая обеспеченность России продовольствием, готовыми изделиями производственного и личного потребления и т.д.
Так, Российская Федерация, унаследовала примерно 2/3 экономического потенциала СССР. Тем не менее продолжавшийся и в годы «самостоятельного» развития вследствие недостатка инвестиций износ основных производственных фондов привел к существенному старению парка машин и оборудования.
По существующим оценкам, к середине 90-х годов свыше ½ основных фондов в России нуждались в немедленной замене с тем, чтобы ограничить тенденцию к росту числа разного рода технологических аварий на предприятиях страны и обеспечить нормальный ход развития отечественных индустрии и транспорта.11
Постепенно продвигаясь к формированию экономики рыночного типа, Россия в условиях растущего воздействия рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов не смогла добиться пока радикального улучшения своего социально-экономического положения – все еще сохраняются последствия спада производства, снижения инвестиционной активности, не решены прочие проблемы (неплатежи, ситуация с безработицей). Своего рода кризисный характер нынешнего состояния, недочеты в экономическом развитии страны в 90-е годы и привели Россию к занятию промежуточной позиции в мировой иерархии между промышленно развитыми и развивающимися странами.
Так, положение России в мировой экономике в конце XX века характеризуется следующими данными:
- удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снижался с 3,4% до менее чем 2,0%;
- доля в мировом промышленном производстве не превышает 4%;
- по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве - 77-ю ступень в мировой классификации;
- по численности населения на начало 1999 г. - 148,3 млн. человек (2,5% мирового) - РФ находится на шестой позиции в мире после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии.
Согласно оценке экспертов ряда авторитетных международных организаций, ныне Россия по-прежнему имеет недостаточно продвинутый первичный сектор, несбалансированный вторичный и неразвитый третичный сектор. Тем не менее определенные перспективы развития экономики страны связаны с тем, что на российской территории находятся значительные запасы разнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды различных металлов и т.д.).
Кроме того, удалось сохранить в стране мощный научно-технический потенциал, значительные интеллектуальные ресурсы, а также сравнительно высокий общеобразовательный и культурный уровень большей части населения.
Наконец, перспективы обусловлены продолжением осуществления курса реформ в отечественной экономике, в ходе которых должно произойти ее оздоровление на основе структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования. Однако решение подобных задач в последнее время оказалось весьма осложнено.
Так, со второй половины 1998 года в отечественной экономике проявились кризисные явления, обусловившие ряд негативных тенденций в ее развитии. Эти сдвиги, обозначившиеся на фоне развертывания валютно-финансовых потрясений в юго-восточном регионе Азии и затем во многих районах мира, привели к тому, что в 1998 году в России произошло довольно заметное сокращение производства валового внутреннего продукта - на 4,6%; а также выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции соответственно на 5,2% и 12,3%; объемов инвестиций - на 6,7% и розничного товарооборота - на 4,5%; реальной заработной платы - на 13,8%. Подобные негативные изменения наблюдались и в сфере внешнеэкономических связей РФ.
Тем не менее в современных, во многом иных условиях, когда наметились и продолжают происходить существенные сдвиги в мировом хозяйстве, изжили себя некоторые догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса рыночной трансформации, РФ должна быть в состоянии подойти к новой стадии - ликвидации разнообразных препятствий, мешавших более полно масштабному вовлечению ее в процессы интернационализации хозяйственной жизни, систему международного разделения труда. Несмотря на трудности переходного периода и переживаемые отечественной экономикой кризисные потрясения в стране должны создаваться различные предпосылки для расширения участия России в современных мирохозяйственных связях.12
Итак, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих занять должное место в системе международных экономических отношений. К этим чертам относят:
1) Развитую научно-техническую базу.
2) Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.
3) Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области.
4) Достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.
Записывая в актив
России вышеназванные факторы,
следует, однако, помнить, что
успех процесса эффективной
Вырабатывая эффективную
стратегию интеграции в
Термин «интернационализация хозяйственной жизни» означает усиление участия страны в мировом хозяйстве. Достигнутый уровень интернационализации измеряется целым рядом показателей. Какие же это показатели?
В первую очередь это показатели участия в мировой торговле. Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. Этот показатель нельзя трактовать как долю экспорта во всем объеме ВВП, потому что экспорт учитывается по ценам экспортируемых товаров и услуг, а ВВП — только по добавленной стоимости. Тем не менее величина экспортной квоты говорит о важности экспорта для национальной экономики.
Из других относительных
показателей
Важны и абсолютные показатели интернационализации, например, стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу населения. У России он составляет около 700 долл., у США — свыше 3200, у Китая — примерно 150 долл.
Транснациональные корпорации — это новая сила в мировой экономике, и в настоящее время именно они являются главным двигателем интернационализации.
Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобализацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие.
Интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности прежде всего к соседним странам. Многие из них имеют дело со всеми регионами мира, но свой и соседние регионы оказываются преобладающими в их внешнеэкономических связях. Подобная внешнеэкономическая ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией.
Регионализация является базой для международной экономической интеграции. Этот термин означает процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Примером может быть стабильно идущее весь XX в. усиление связей американских корпораций с канадскими и мексиканскими (многие из них являются филиалами американских ТНК), или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими компаниями в последние десятилетия.14
Интеграция разделяется на несколько относительно обособленных интеграций по секторам: национальное производство, товарные рынки, финансовые рынки стран-членов, область принятия экономической политики. В каждом из них наблюдаются свои темпы, глубина и «даже территория развития интеграционного процесса. Совокупность этих отдельных интеграций в сфере базиса и надстройки образует международную региональную интеграцию. Каждый сектор имеет на определенном этапе развития производительных сил свою оптимальную пространственную зону интеграции.
Международная региональная интеграция представляет собой единство экономических и политико-правовых элементов. Оно возникает не в результате заключения одного соглашения, а проходит длительный путь развития от низших ступеней к высшим. Анализ региональной интеграции на основе комплексного исторического подхода позволяет рассматривать ее и как процесс, и как определенную форму развития национальных производительных сил во взаимосвязи с мировой экономикой. Период интеграции наступает тогда, когда нормальное течение расширенного воспроизводства обеспечивается тесными связями с другими странами. Дезинтеграция представляет собой восстановление целостности в рамках национальной экономики, неприятие этносом данного типа (формы) интеграции.
Интеграция группы стран невозможна, если их национальные процессы воспроизводства разнотипны, качественно и существенно различаются. Это вызвано тем, что сращивание в единое целое противоположных хозяйственных систем и их политико-правовых надстроек невозможно. Здесь на первое место выдвигается уровень экономического и демократического развития, преимущественный тип воспроизводства.
Экономическая региональная интеграция представляет собой больше, чем простое объединение национальных экономик. В результате глубоких структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран должно возникнуть оптимально сбалансированное в территориально-экономическом и социальном смысле хозяйство, в котором производство осуществляемся с минимальными издержками и максимальной прибылью, наивысшей производительностью труда. Структурные преобразования дадут возможность за счет интеграции ресурсов всего региона, расширения его производственных рамок и входящих в него стран устранить неравномерность развития, повысить общественное благосостояние и т.п.
Процесс интеграции начинается на уровне фирм с интернационализации производства, и лишь потом возросшая степень взаимозависимости национальных экономик приводит к координации национальной политики, межгосударственному регулированию. На доинтеграционных этапах международное разделение труда приводит к тесному взаимодействию относительно автономных национальных хозяйств, обеспечивающих расширенное воспроизводство капитала. Интеграция характеризуется взаимным переплетением процессов экономического роста на национальном уровне, что приводит к формированию единого хозяйственного организма.
Развитие процесса интеграции
приводит, во-первых, к расширению сфер интернационализации:
от рынков товаров, капиталов
и рабочей силы, инфраструктуры до социальной
сферы; во-вторых, к преобразованию институциональных
структур. Направления
интеграции можно подразделить на институциональные
и неинституциональные. Первое — создание
совместных органов на государственном уровне, обладающих
правом принимать обязательные
решения. Второе представляет собой начальную
ступень региональной экономической
интеграции. Она может проходить, во-первых,
на микроуровне без участия государства,
во-вторых, посредством односторонних
государственных мероприятий,
в-третьих, путем разового межгосударственного
урегулирования
международных проблем.
Развитие неинституциональной интеграции приводит к качественным изменениям, требующим политико-правового оформления. Выделяются следующие политико-правовые формы: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полная экономическая интеграция.
Информация о работе Мировой рынок и место в нём России. Интеграция России в мировое хозяйство