Мировой рынок и место в нём России. Интеграция России в мировое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:35, реферат

Описание работы

Давно закончилась эпоха натуральных хозяйств. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически прозрачными. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда дают ощутимые взаимные выгоды. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
1. Мировой рынок и место в нём России…………………………
1.1. Сущность мирового хозяйства………………………………………
1.2. Место России в структуре мировой экономики…………………….
2. Интеграция России в мировое хозяйство…………………………
2.1. Понятие международной экономической интеграции и интеграционных объединений……………………………………..
2.2. Основные проблемы включения России в мировые хозяйственные процессы………………………………………………………
2.3. Интеграционные направления России…………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

План.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Общий ход развития интеграции — переход от низших форм к высшим. Однако при рассмотрении реальной интеграции группы стран достаточно трудно выделить различные организационные формы интеграции как цепочку последовательных стадий этого процесса. В реальной жизни одновременно действуют две тенденции — к интеграции и к дезинтеграции. Кроме того, в силу ряда причин различные элементы интеграции в разных странах получают неодинаковое развитие. В связи с этим можно выделить следующие типы интеграции: жесткую (обусловлена обстоятельствами внешнего характера, одни страны являются получателями выгод, другие — донорами), случайную (образуется и прекращается быстро и стихийно), гибкую (каждая страна является одновременно и донором, и получателем выгод).

В экономической  литературе различают два направления  государственной интеграционной политики: негативное и позитивное. Под первым понимается устранение элементов хозяйственной политики, вызывающих дискриминацию, под вторым — дополнительные меры по обеспечению равных условий в сфере обращения и производства. Выделяются элиминирование и создание совместных инструментов макроэкономической политики для достижения других экономических целей в ходе интеграционного процесса.15

Интеграционным  объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами. В настоящее время в мире насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах это в первую очередь ЕС и НАФТА, в развивающихся странах — МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой — СНГ на территории бывшего СССР, АТЭС в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Из определения  сути международной экономической  интеграции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.).

В то же время  пример ЕС говорит о том, что процесс  быстро развивающихся связей между  компаниями соседних стран можно  стимулировать, если заключать и  совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.

Для СНГ отсюда можно сделать вывод, что, не отрицая  возможностей государственного регулирования экономических отношений в рамках этой хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отношений между компаниями стран — участниц СНГ Другим важным выводом для данного объединения является то, что в интеграционных объединениях активно могут участвовать страны разного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией — 2,6 : 1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотношение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше — 2,6 : 1,0).

Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической интеграции, важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений является общность или близость культур их стран-участниц.16

 

 

2.2. Основные проблемы включения России в мировые    хозяйственные процессы

В настоящее время  Правительством России и предпринимательскими кругами предпринимаются активные попытки более тесной интеграции России с зарубежными странами. Однако существует ряд проблем, препятствующих реализации данных попыток. Рассмотрим их подробнее.

Место и роль любой  страны в мировом хозяйстве, международном  разделении труда и интернационализации  хозяйственной жизни зависят  от многих факторов. По нашему мнению, основными из них являются:

- уровень и динамика развития национальной экономики;

- степень открытости национальной экономики и ее вовлеченности в международное разделение труда (МРТ);

- прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС);

- умение национальной экономики адаптироваться к условиям   международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении;

- наличие правовых условий для иностранных инвестиций;

- наличие транснациональных корпораций.

Как показал анализ опыта  западноевропейской интеграции и некоторых других успешно развивающихся экономических группировок, основа этого процесса складывается на микроуровне в виде взаимовыгодного сотрудничества конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов, создания смешанных предприятий и т. п.

В настоящее время  высказываются различные точки  зрения относительно путей включения  России в мировые интеграционные процессы. Но успешное решение этого вопроса зависит, по нашему мнению, от нескольких факторов:

- во-первых, от результатов деятельности Правительства по оздоровлению национальной экономики путем ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования;

- во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.17

Как показал анализ проблем  интеграции в мировое хозяйство  других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики переходного  периода является ее открытость. В  условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган.

Важным преимуществом  открытой экономики является ее значение для борьбы с монополизмом. Отмечая  роль мирового рынка как мощного средства борьбы с монополизмом и решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. Только в этом случае можно избежать рисков негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и получить положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.

Перед лицом развертывания  глобализационных процессов Россия оказалась в исключительно сложном  положении. В результате радикальной  либералистской реформы страна отброшена  на несколько десятилетий назад, в то время как большинство  других стран мира в условиях относительно благоприятной экономической конъюнктуры быстро продвигалось вперед. Если СССР прочно занимал второе место после США по абсолютному объему валового внутреннего продукта, то постсоветская Россия оказалась в 1998 г. на 12 месте, уступив не только семерке ведущих промышленно развитых стран, но и Китаю, Индии, Бразилии и Мексике.

Россия оказалась довольно глубоко втянутой в мировое хозяйство. Доля экспорта в ее ВВП составляет около 27%, что сравнимо или даже превышает  аналогичный показатель для Германии, Англии, Франции и Италии. РФ уже практически стала страной с открытой экономикой, что определяется как высокой степенью зависимости народного хозяйства от внешних связей, так и либеральным внешнеэкономическим режимом. Процессы, в результате которых это произошло, нельзя назвать здоровыми. Российский экспорт поддерживается за счет энергоресурсов, сырья и материалов, роль внешнего рынка для производителей которых резко возросла в связи с сужением рынка внутреннего. Благодаря работе на внешний рынок эти отрасли (нефте- и газодобыча, металлургия, производство лесоматериалов и удобрений) в условиях общего падения производства оставались конкурентноспособными, в то время как в других отраслях, особенно в машиностроении, выпуск продукции упал в два – три раза.

Мировой опыт показывает, что национальная экономика занимает достойное место в мировом  хозяйстве только в том случае, если государство оказывает активную поддержку своим экспортерам, в  том числе посредством создания системы государственного стимулирования экспорта и государственного страхования частных экспортных кредитов. В этой связи, более активную роль в продвижении российских товаров на рынки зарубежных стран могут, по нашему мнению, сыграть не только собственно внешнеэкономическая политика, но также и внешнеполитические акции. В развитие сказанного необходимо отметить, что действенное влияние на отношения с отдельными странами способны оказывать такие сложившиеся и проверенные формы двустороннего взаимодействия, как межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В этой связи, необходимо повышать роль России в международных  организациях. В настоящее время  уже ведется целенаправленная работа по вступлению России в ВТО, однако с учетом тех противоречий, которые возникают в этой организации, Россия могла бы занимать свою позицию и добиваться приемлемых решений.

Обретение статуса высокоразвитой державы в глобализируемом мире невозможно без изменений в структуре  российского бизнеса. Основой национальной экономики должны стать мощные интегрированные корпоративные структуры, прежде всего финансово-промышленные, способные конкурировать на внутреннем и мировых рынках с транснациональными гигантами. Одним из вариантов решения указанной проблемы может стать размещение ценных бумаг отечественных эмитентов на мировых фондовых рынках.

Более интенсивно включаясь  в глобализационные процессы, Россия, как и другие страны, не может  не заботиться об участии в интеграционных группировках. Проблемой является то, что реальных шагов к действительной интеграции крайне мало. Недостаточная активность российских правительственных структур на данном направлении, по нашему мнению, не в последнюю очередь связана с тем, что наиболее влиятельной силой российского капитала является нефтяной и газовый бизнесы. Их субъекты не заинтересованы в расширении сотрудничества со странами СНГ, ибо вынуждены продавать нефть и газ по пониженным ценам. Между тем интересы нефтегазового бизнеса не должны подавлять стратегические интересы России.

Анализ практики показывает, что в настоящее время в  силу прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость  более масштабного участия России в решении глобальных проблем  человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т. д.).

В этом случае подход России с глобальных позиций к участию  в мировых делах должен стать  основной составляющей национальной интеграционной политики. Однако активное участие  России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует серьезного участия в работе международных многосторонних структур.

Комплекс экономических  проблем связан с рядом специфических  внутренних и внешних факторов. Среди  внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.

К внешним факторам относятся  благоприятные конъюнктурные условия на мировых рынках. С начала 2002 г. экономика большинства промышленно развитых стран находится испытывает экономический подъем, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран многих российских экспортных товаров.

В связи с вышесказанным необходимо отметить, что важной проблемой международной торговли в условиях глобализации становится необходимость тесной интеграции между торговлей и прямыми иностранными инвестициями. При этом международная торговля выступает как составная часть общей, интегрированной системы производства, сбыта и снабжения, которую создают и развивают транснациональные корпорации.

Решение перечисленных  проблем – это, по нашему мнению, один из эффективных способов повышения  конкурентоспособности отечественных компаний на международных рынках. Еще один быстро развивающийся процесс в области международной торговли, связанный с иностранными инвесторами, – абсолютный и относительный рост внутрифирменной торговли, т. е. торговли между разными частями и подразделениями одной и той же транснациональной корпорации, расположенными в различных странах.

Одной из современных  чертой международной торговли является все большее вовлечение в международный  оборот торговли услугами, которая  до сих пор сосредоточивалась  преимущественно в национальных рамках. Темпы роста объемов торговли услугами практически в 2 раза превышали тем роста объемов торговли товарами.

Учитывая объем торговли России со странами Европейского Союза  и уже заключенное соглашение о сотрудничестве между ними, можно ожидать, что в перспективе должен встать вопрос о дальнейшем сближении России и ЕС. Большую роль при этом будут играть не только экономические, но и политические факторы. При этом решающее значение будет иметь углубления отношений ЕС с Россией в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве.18

Информация о работе Мировой рынок и место в нём России. Интеграция России в мировое хозяйство