Мировой рынок консалтинговых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 23:42, реферат

Описание работы

Именно знания и умения в наше время являются основным источником конкурентного преимущества. Решения таких серьезных задач полностью ложатся на плечи руководящего состава компании, которое должно подготовить необходимую почву для их реализации, разработать план, просчитать риски и составить затратную часть. Все это требует времени. При этом уровня квалификации руководства для принятия специфических решений может просто не хватать. В результате отсутствие определенных навыков, знаний или их недостаточное количество тормозит внедрение необходимых инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВОЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 5
2. ВЕДУЩИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНСАЛДИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 20

Файлы: 1 файл

Ведущие отечественные и зарубежные консалдинговые организации.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

Способность компании быстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка – одно из главных условий успешного развития бизнеса. Замедление или тем более  остановка сулит неизбежное отставание от конкурентов. Чтобы оставаться на плаву, компания вынуждена постоянно эволюционировать, перестраиваться, внедрять новые технологии, что требует немалых усилий, знаний и умений. Именно знания и умения в наше время являются основным источником конкурентного преимущества. Решения таких серьезных задач полностью ложатся на плечи руководящего состава компании, которое должно подготовить необходимую почву для их реализации, разработать план, просчитать риски и составить затратную часть. Все это требует времени. При этом уровня квалификации руководства для принятия специфических решений может просто не хватать. В результате отсутствие определенных навыков, знаний или их недостаточное количество тормозит внедрение необходимых инноваций.

В подавляющем большинстве случаев  должной квалификацией не обладают и сотрудники компании. Изначально штат формируется под решение определенных проблем. Появление новых задач может потребовать дополнительного набора персонала, обладающего теми самыми необходимыми знаниями. Такой шаг не всегда оправдан, как и экстренная переквалификация уже действующих сотрудников. Не всегда полученные в процессе обучения знания и умения гарантируют их грамотное применение на практике ввиду ее отсутствия. Не стоит забывать и об основных обязанностях, которые невозможно отложить на время обучения. Иными словами, процесс переквалификации может идти в ущерб основным обязанностям работника. Более обоснованным шагом является привлечение сторонних экспертов, консультантов, которые уже обладают необходимым набором знаний и, что немаловажно, практическим опытом. Привлеченные со стороны эксперты способны разработать индивидуальную программу по решению тех или иных инновационных задач, а также передать необходимый набор информации действующим сотрудникам компании. Такое решение является более рациональным. С одной стороны, обладающие опытом и знаниями консультанты способны найти наиболее быстрый способ решения поставленной цели, выработать стратегию, учесть расходы. При этом обучение действующего персонала, если это необходимо, потребует минимальных сроков и в наименьшей степени повлияет на качество выполнения сотрудником своих основных обязанностей.

          Консалтинг (от англ.consulting) - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно -технических и организационно - экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Услуги, консультации, осуществляемые специализированными консалтинговыми компаниями для производителей, продавцов, покупателей и включающие в себя решение широкого круга вопросов экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей. Консалтинговые компании могут по заказу клиентов проводить исследование рынков товаров, ноу-хау, лицензий, прогнозировать рынок сбыта, движения цен, а также разрабатывать маркетинговые программы, проводить оценку условий экспортно-импортных операций и т.д. По своей сути консалтинг – это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности, а, значит, и в социальной сфере. Условно это направление консультационных услуг можно назвать"социальным консалтингом".

 

1. Мировой рынок консалтинговых услуг 

На протяжении последних  лет отрасль аудиторских и  консультационных услуг является одной  из наиболее динамично развивающихся в мировой экономике. Среднегодовой рост составлял более 15%, а у ведущих компаний на рынке достигала 28%.

На рынке аудиторско-консультационных услуг сформировалась так называемая Большая пятёрка. В ее состав входят такие фирмы как: PricewaterhouseCoopers, Arthur Andersen, Ernst & Young, KPMG, Deloitte Touche Tomatsu International. Суммарные доходы этих пяти компаний за 1998 год оцениваются в 150 млрд. долл., а их персонал составляет примерно 700 000 человек. Следует отметить, что в секторе аудита они занимают доминирующее положение. Однако в области управленческого консультирования такие фирмы как A.T.Kearney, Bain & Company, Booz-Allen & Hamilton, the Boston Consulting Group, McKinsey & Company, Mercer Management Consulting и другие оказывают достойную конкуренцию Большой пятерке. Но с каждым годом консалтинговые подразделения пяти крупнейших аудиторско-консультационных компаний наращивают объемы выручки именно на этом рынке. В последние годы этот сектор стал основным источником роста для компаний Большой пятерки. Говоря о тенденциях развития мирового рынка консалтинговых услуг, следует отметить значительный прирост численности специалистов, занятых в отрасли. Так в начале 80х годов в отрасли управленческого консультирования (где основными видами услуг являются стратегического планирования, решение вопросов связанных с использованием информационных технологий и консультации в области управления кадрами) было занято порядка 18 000 консультантов, а на сегодняшний день число специалистов составляет 200 000 человек. Причём эти данные без учета консультантов, занимающихся только вопросами информационных технологий и управления кадрами. Следует отметить, что на рынке существует всего несколько компаний, предоставляющих полный спектр услуг. Табл. 1 демонстрирует не только список ведущих консалтинговых компаний мира, но и области их специализации.

Таблица 1

Специализация ведущих  консалтинговых компаний мира

Компания

Стратегическое консультирование

Информационные технологии

Управление кадрами

Аудит

A.T.Kearney

х

х

   

American Management Systems

 

х

   

Andersen Consulting

х

х

х

 

Arthur Andersen

 

x

x

x

Arthur D.Little

x

     

Bain & Company

x

     

Booz-Allen & Hamilton

x

     

Boston Consulting Group

x

     

Buck Consultants

   

x

 

Cap Gemini Consulting

x

x

   

CSC

 

x

   

Deloitte Consulting

x

x

x

 

Ernst & Young

x

x

x

x

Grant Thornton

x

x

 

x

Hay Group

   

x

 

Hewitt Associates

   

x

 

IBM Consulting Group

 

x

   

KPMG

x

x

x

x

McKinsey & Co

x

x

x

 

Mercer Management Consulting

x

     

Mitchell Madison Group

x

x

   

Monitor Company

x

     

PA Consulting Group

x

x

x

 

PricewaterhouseCoopers

x

x

x

x

Towers Perrin

   

x

 

Watson Wyatt Worldwide

   

x

 

Woodrow Milliman

   

x

 

 

2. Ведущие отечественные консалдинговые организации

 

На сегодня объем  рынка консалтинговых услуг чисто  российских компаний составляет порядка 100 млн. долларов. Кроме того, на российском рынке работает примерно полтора десятка компаний, имеющих иностранные корни. Из них достоверно известна только выручка одной компании - PricewaterhouseCoopers: на консалтинге она заработала около 47 млн. долларов. С учетом других компаний иностранного происхождения весь рынок консалтинговых услуг можно оценить примерно в 250-300 млн долларов.

На рынке консалтинга, как и на рынке аудита, очень  велика концентрация. Исходя из приведенных оценок около двух третей рынка приходится на компании зарубежного происхождения. Территориальная концентрация также высока. Из 100 компаний, присутствующих в рейтинге, 59 расположены в Москве, а их доля в совокупной выручке составляет 82%.

Стратегическое планирование и  оргразвитие. Есть несколько явных тенденций, которые способствуют росту спроса на этот вид консультационных услуг.

Постдевальвационный эффект вдохнул новую жизнь в отрасли российской перерабатывающей промышленности. Если в 1999 году выжившие после кризиса компании были ориентированы в основном на экстенсивный рост, то по мере насыщения товарных рынков перед предприятиями возникла задача повысить внутреннюю эффективность своей деятельности. Первые лица компаний со всей неизбежностью должны ответить на вопрос - за счет чего расти дальше? Управленческий учет налажен, бухгалтерия и сбыт в порядке - теперь нужна внятная стратегия развития.

Другой фактор роста спроса на услуги консультантов обусловлен тем, что в 1999-2000 годы прошла еще одна волна передела собственности. Были образованы новые промышленные холдинги (”Русский алюминий”, “ЕвразХолдинг”, “СУАЛ-холдинг”, “Агрохимпромхолдинг” и др.). При формировании надстроечных структур новых образований возникает объективная потребность в выстраивании и отладке новых систем управления. Так, компания “Альт” разработала план реорганизации группы “Объединенные машиностроительные заводы”.

Еще один фактор роста спроса на услуги консультантов – процесс реорганизации и акционирования государственных унитарных предприятий. В настоящий момент существует 14 тыс. ГУПов, из которых в государственной собственности планируется оставить порядка тысячи.

Чем крупнее предприятие, тем быстрее руководитель осознает, что по вопросам стратегического планирования и оргразвития необходимо обратиться к консультантам. Это видно из структуры выручки по двум сегментам консалтингового рынка. Из опрошенных нами семи международных консалтинговых компаний пять назвали услуги по стратегическому планированию и оргразвитию приоритетными в своей деятельности. Доля их выручки в России по этому направлению в 2000 году варьировалась от 30% у Accenture до 100% у McKinsey.

Что касается компаний, имеющих чисто российские корни, то у них на стратегическое планирование и оргразвитие приходится только 15% от совокупной выручки.

Многие руководители предприятий  среднего масштаба хотя и осознают, что назрела потребность в стратегическом планировании, тем не менее намерены опираться на собственные силы. Однако именно такие предприятия находятся в ситуации, когда помощь извне особенно важна. Во-первых, в небольших компаниях, как правило, нет специалистов по стратегическому развитию, и гендиректору приходится абсолютно самостоятельно и подчас интуитивно выбирать направление для развития и реконструкции. Во-вторых, именно небольшие предприятия, не имея доминирующей доли на рынке, полностью зависят от конъюнктуры, а отследить ее тенденции собственными силами они не в состоянии.

Среди 100 компаний - участников рейтинга услуги в области стратегического консалтинга оказывают 55 компаний. Лидером по этому виду услуг среди российских компаний стала по итогам 2000 года компания “РОЭЛ- Консалтинг” (четвертое место в общем рейтинге). За ней с большим отставанием - компания “НИКойл”: ее выручка почти вчетверо меньше.

Информационные технологии. По данным Европейской федерации ассоциаций управленческого консалтинга (FEACO), информационные технологии наиболее востребованы сейчас западным рынком. В Европе на IT приходится более 40% выручки, заработанной консультантами. В мировом рейтинге консалтинговых компаний в прошлом году на первую позицию вышла компания IBM, для которой информационные технологии являются приоритетным направлением деятельности.

По итогам 2000 года Россия очень  близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в области IT. Информационные технологии принесли нашим консультантам 30% дохода. Из них 20% были получены от системной интеграции и других программных разработок, а 10% - от управленческого консультирования в области IT.

Такое доминирование в консалтинге  информационных технологий объясняется просто. Большинство управленческих решений должно быть закреплено на длительный срок после ухода консультантов с предприятия. Способом закрепления становится программный продукт, либо обеспечивающий какой-то бизнес-процесс, либо увязывающий в единое целое многие бизнес-процессы компании-клиента. Перспективы развития этого сектора консалтингового рынка очень велики. Отставание российских предприятий от своих западных коллег по информатизации очевидно.

Кроме возросшего спроса на установку  капиталоемких MRP- и ERP-систем, увеличение доли IT в выручке консультантов объясняется также тем, что на 2000 год пришелся пик спроса на консалтинг в области интернет-технологий на российском рынке.

По информационным технологиям  как в области управленческого консалтинга, так и по системной интеграции лидерами списка остаются компании IBS и “Юникон/МС”.

Налоговый и юридический консалтинг. Этот вид услуг в России изначально пользовался наибольшим успехом. Из компаний иностранного происхождения, работающих на российском рынке, ставку на него делают прежде всего те, кто предоставляет также услуги по аудиту. В ходе нашего экспертного опроса среди компаний иностранного происхождения свои приоритеты в этом направлении заявили компания Arthur Andersen и компания PricewaterhouseCoopers.

Очевидно, что услуги по оптимизации  налогообложения логично следуют  за аудиторскими услугами. Благодаря объединению налоговых и аудиторских услуг в единое целое в проекте “Налоговый аудит” больших успехов добились “Объединенные консультанты ФДП” - они заняли первое место по этому виду услуг.

Среди чисто российских компаний по юридическому консалтингу в области хозяйственного права лидирующие позиции у компании “Вегас-Лекс” и у московско-тюменской группы “Топ-Аудит/Порт-Аудит”.

По мере осознания клиентами  пользы консалтинговых услуг и увеличения на них спроса ставки на услуги медленно, но верно растут. Причем растут быстрее, чем на аудиторские услуги. Судить об этом можно по эффективности работы специалистов. Средняя выручка на одного специалиста-консультанта за год возросла на 37%, в то время как на специалистов аудиторско- консалтинговых компаний (в которых работают как аудиторы, так и консультанты) - лишь на 30%.

В списке наиболее эффективных компаний, ранжированных по выручке, заработанной одним специалистом за год, в основном присутствуют крупные компании. Есть, однако, и исключения. Список 20 наиболее эффективных компаний возглавляет московская компания “Партнеръ” (25-я позиция в общем зачете). Выручка на одного специалиста у нее выше, чем у PricewaterhouseCoopers. По эффективности в десятку попала и компания “Докар”, которая в рейтинге занимает лишь 53-ю строку.

Выручка на специалиста показывает, по каким реальным ставкам работают специалисты компании. Декларируемое же ценообразование (цены, объявляемые клиенту) подчиняется простому закону: чем больше компания, тем выше почасовые декларируемые ставки. Впрочем, это вполне сообразуется с зарубежной практикой.

Обращает на себя внимание существенный разрыв в стоимости услуг консультантов в России и в Западной Европе. И это несмотря на то что ставки по России рассчитаны с учетом компаний “большой пятерки”, услуги которых существенно дороже, чем у чисто российских компаний.

Информация о работе Мировой рынок консалтинговых услуг