Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 23:42, реферат
Именно знания и умения в наше время являются основным источником конкурентного преимущества. Решения таких серьезных задач полностью ложатся на плечи руководящего состава компании, которое должно подготовить необходимую почву для их реализации, разработать план, просчитать риски и составить затратную часть. Все это требует времени. При этом уровня квалификации руководства для принятия специфических решений может просто не хватать. В результате отсутствие определенных навыков, знаний или их недостаточное количество тормозит внедрение необходимых инноваций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВОЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 5
2. ВЕДУЩИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНСАЛДИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 20
Что касается реальной (а не декларируемой) почасовой ставки у компаний, имеющих чисто российское происхождение, то средняя ставка 20 крупнейших российских компаний составила 32 доллара в час, а по всем участвовавшим в рейтинге компаниям - 18 долларов в час. Эти расчеты сделаны с учетом того, что реально консультанты заняты только 80% своего рабочего времени. Более высокая почасовая оплата означает либо неточный учет рабочего времени, затрачиваемый консультантами на выполнение заказов, либо больший простой консультантов между выполнением проектов.
Еще одна любопытная закономерность. По данным FEACO, управляющий директор в крупнейших консалтинговых компаниях в России оплачивается так же, как старший консультант в развитых западноевропейских странах.
Стоимость же услуг старшего консультанта в России ниже, чем стоимость услуг даже не просто консультанта, но и младшего консультанта в Западной Европе.
Разумное объяснение этому феномену состоит в том, что в России у компаний - лидеров рынка (данные FEACO учитывают международные компании) управляющий директор - иностранец, что и определяет такой отрыв.
Отраслевой спрос на консалтинг. Из истории географии хорошо известно, что на картах первопроходцев всегда есть обширные белые пятна. Приступая к проекту, мы спорили о том, сколько таких пятен (то есть видов консалтинга, которые не востребованы в тех или иных отраслях) будет у нас - 40 или 60%? Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что консалтеры не охватили своей деятельностью лишь 8% от общего поля карты.
Некоторые же ниши (например, финансовые услуги в торговле) содержали до 25 консалтинговых фирм. Нет спроса, пожалуй, лишь в таких областях, как PR в сельском хозяйстве. Довольно “голой” осталась и угольная промышленность, хотя услуги по шести видам консалтинговых услуг из 10 запрошены и ей.
Основной потребитель консалтинговых услуг в посткризисной России - промышленность. При том что ВВП России более чем на половину создается в сфере услуг. Производство товаров составляет около 47%, из которых на промышленность приходятся лишь 33,5%. Однако почти 60% выручки консалтинговых компаний заработаны в промышленных отраслях.
Более четверти доходов (26%) консультанты получили от клиентов в нефтегазовой отрасли. Для сравнения, по данным Европейской федерации консалтинговых ассоциаций (FEACO), в других странах на все сырьевые отрасли приходятся лишь около 5% совокупной выручки. Стоит отметить, что наиболее существенный вклад в сумму выручки всех консультантов в этой отрасли внесла компания IBS, которая проводила системную интеграцию в “Газпроме”, “ЛУКойле”, “Сибнефти” и ЮКОСе. Но даже если не учитывать деятельность IBS, нефтегазовые предприятия, как ни крути, дают консультантам 15% выручки.
Причин того, что нефтегазовая отрасль стала основным источником консалтинговых доходов, несколько. Во-первых, в посткризисный период отрасль оказалась в наиболее выгодных финансовых условиях. Во-вторых, в отрасли существует жесткая конкурентная среда, предъявляющая довольно жесткие требования к управленческим решениям. В-третьих, в отрасли работают крупнейшие компании страны, имеющие сложные производственные и управленческие структуры. Это затрудняет самостоятельное решение проблемы повышения эффективности и требует обращения за помощью к профессионалам-консультантам.
Два последних фактора очень важны и к тому же не действуют в отрыве один от другого. Сравните, например, соотношение объемов производства втопливной промышленности и электроэнергетике и соотношение консалтинговых услуг, востребованных этими отраслями. Электроэнергетика по объемам производства меньше топливной промышленности в два раза, а по выручке, которую консультанты извлекли из нее, - в пять раз. Отсутствие конкурентной среды, несмотря на грандиозность структуры РАО “ЕЭС России”, не стимулирует привлечение услуг консультантов.
Учитывая, что РАО ЕЭС
имеет собственные
Машиностроение демонстрирует, что конкурентная среда без наличия крупных игроков на рынке тоже не дает большого фронта работ для консультантов. Несмотря на то что объем производства в этой отрасли сравним с объемом в топливной промышленности, выручка консультантов, как и в электроэнергетике, в пять раз меньше.
В машиностроении обращение предприятия к консалтинговой компании предопределяется не столько объективной необходимостью, сколько субъективными менеджерскими качествами руководителей. Один из наиболее высоких показателей в этой отрасли у компании ФТК. Среди своих клиентов она назвала Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО), у которого ФТК вела проекты в области стратегического планирования и оргразвития, а также предоставляла услуги по финансовому управлению. О динамичности ИАПО и целеустремленности его менеджеров говорит хотя бы тот факт, что по итогам конкурса российских предприятий-экспортеров это предприятие стало победителем по приросту объема экспорта в 1999 году, а также вошло в десятку экспортеров с наиболее активной маркетинговой политикой. В машиностроении проявился еще один фактор, стимулирующий спрос на консалтинг, - высокие технологии. Например, ведущая компания в области биометрических технологий Biolink Technologic International, Inc. Стала клиентом группы “ЦентрИнвест”, которая консультировала компанию по аспектам, связанным с развитием производства и продажами, а также привлекла ей 8 млн. долларов инвестиций.
В сфере услуг при составлении карты российского консалтинга были выделены только наиболее крупные отрасли. В связи с этим некоторым компаниям пришлось вынести в раздел “Прочее” серьезные суммы из своей совокупной выручки: 4,6 млн рублей, заработанные компанией МКД на обслуживании гостиничного бизнеса, 1 млн рублей, полученный фирмой “Русаудит Дорнхоф, Евсеев и партнеры” за услуги средствам массовой информации. Объединить же подобные виды услуг в более крупные блоки трудно.
Они имеют серьезную специфику, и опыт специалистов по турфирмам никак не поможет при работе с ресторанным бизнесом. В результате рассматривались лишь три следующие сферы услуг: торговля, транспорт и связь.
В ВВП России наибольшая доля принадлежит торговле - 20%. Однако в этой сфере услуг очень много мелких фирм, не нуждающихся в консультационных услугах, хотя, несомненно, существует и сегмент, отвечающий сформулированным объективным критериям - жесткая конкуренция и крупные игроки. И в торговле именно компании этого сегмента выступают основными заказчиками консультантов.
Что касается связи, то эта отрасль представляет собой идеальную клиентскую базу консультантов. Она сочетает агрессивную конкурентную среду, состоящую исключительно из крупных игроков, молодой развивающийся бизнес, применение высоких технологий. Не случайно связь и телекоммуникации, имея лишь 1,6% в российском ВВП, в совокупной выручке консалтинговых компаний обеспечили почти 4%. Наибольший спрос в этой отрасли предъявляется на информационные технологии как в области управленческого консалтинга, так и в области системной интеграции.
Картина, сложившаяся в транспорте, на первый взгляд выглядит парадоксально. Железные дороги, входящие в структуру МПС, по-прежнему играют ключевую роль в транспортной системе страны. Эта естественная монополия охватывает на сегодняшний момент только государственные предприятия. Вопрос о привлечении инвесторов без решения об акционировании отрасли поднимать рано. А концепция реструктуризации откладывается на неопределенный срок. Таким образом, консультанты оказались востребованы транспортной отраслью исключительно из-за ее внутренней потребности в самоанализе. Московской консалтинговой компании “Ким и партнеры” удалось предоставить транспортным предприятиям услуг на 38,6 млн/ рублей. Основными заказчиками выступили Калининградская, Приволжская, Горьковская, Куйбышевская, Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Сахалинская железные дороги. Суть проекта заключалась в том, что проводилась оценка активов предприятий, в частности их основных фондов, а на основе полученных результатов осуществлялся перевод бухгалтерской отчетности предприятий в международные стандарты.
Аудит или консалтинг - перспективы Динамика развития рынка говорит о том, что преимущество это может оказаться недолговечным. Прирост выручки за год у чистых консультантов составил 57% против 65% у АКГ (по сопоставимой выборке). Аудиторы давно отметили, что крупные клиенты, пользующиеся их услугами (особенно те, кто подпадает под обязательный аудит), стали практичнее и предпочитают оплачивать полный комплекс услуг. Они не склонны менять партнеров, ведь при обращении к консультантам им придется раскрывать свою финансовую информацию еще раз.
Аудиторы, работающие с таким клиентом, заранее уверены в том, что заказчик не будет “менять лошадей на переправе”. Прекрасно разбираясь в его финансовом состоянии, они давно определили для себя, какие консалтинговые услуги будут востребованы клиентом в ближайшее время, и готовы предоставить их по первому же требованию. Зачастую это позволяет аудиторско- консалтинговым фирмам диктовать свои правила игры, в том числе и цены на предоставляемые консалтинговые услуги. Более того, за счет консалтинга аудиторы теперь покрывают свои потери от длившегося почти два года (1999- 2000 гг.) демпинга в аудите.
В сегменте чисто консультационных компаний ситуация качественно иная.
Уровень конкуренции здесь гораздо выше, бороться приходится за каждого клиента.
Гибкость консалтинговых компаний, играющих в меньшинстве, позволила заработать им в этом полугодии больше денег, чем аудиторско-консалтинговым группам, но средний прирост рынка их услуг оказался ниже. Кроме того, жесткие условия бизнеса обусловили и несколько меньшую стабильность. Есть компании, у которых прирост выручки за год оказался существенно выше среднего: IBS выросла на 77%, а “РОЭЛ Консалтинг” за год удалось увеличить свои доходы на 138,5%. В то же время в списке крупнейших есть компании с серьезным отрицательным приростом - падение на 35-45%.
В совокупной выручке ста компаний доля десятки лидеров составляет 60%.
По отдельным видам услуг концентрация первой десятки еще выше: от 70% в оказании услуг по финансовому управлению до 97% по консалтингу в области организации производства товаров и услуг.
В структуре рынка выручка от предоставления услуг в области информационных технологий (IT) доминирует и составляет 31% в общем объеме всего рынка за полугодие.
Соответственно, второй год список “Российский консалтинг” возглавляет компания IBS - ее доля в совокупной выручке первой сотни составляет 22%.
Руководители многих крупных предприятий реального и финансового сектора осознали, что дальнейшее их развитие невозможно без внедрения современных корпоративных информационных систем (КИС) и программных продуктов. На долю IBS в системной интеграции пришлось 79% доходов. Компания IBS стала лидером и в таких направлениях, как управленческий консалтинг, сопутствующий внедрению информационных технологий, и консалтинг в области организации производства товаров и услуг.
На вторую позицию
по управленческому
Следующими по вкладу в совокупную выручку консультантов после IT стали услуги в области стратегического планирования и организационного развития.
Доход 44 консалтинговых компаний, оказывающих услуги в этом виде деятельности, за первую половину этого года составил 303 млн рублей. Лидер в этом направлении “РОЭЛ Консалтинг”, который оказал комплексные услуги по реформированию компаний “Салаватстекло”, “Камешковотекстиль”, Уфимского мясоконсервного комбината и др.
В области маркетинга и отношений с общественностью лидировала компания БКГ (Бизнес Консалтинг Груп). Она впервые открыла о себе информацию и сразу заняла достойное место в десятке лидеров рейтинга. Компания БКГ осуществляет также первый в России проект по внедрению системы управления взаимоотношения с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) на одном из крупнейших пензенских производственных предприятий “Пензатяжпромарматура”.
Самая многочисленная армия консультантов в этом полугодии обслуживала предприятия, которым оказывались услуги в области финансового управления и налогового консалтинга. На них сконцентрировали свои силы в основном аудиторско-консалтинговые компании, для которых эти услуги являются сопутствующими.