Мнополизм в российской экономике. Экономические и социальные последствия монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Монополия - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товары или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые
в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1.Особенности монополии в России………………………….3
1.1. Монополия.Сущность и виды………………………………………3
1.2.Особенности Российского монополизма……………………………7
Глава 2.Последствия монополизма………………………………….11
1.1.Экономические и социальные последствия монополизации рынков……………………………………………………………………11
1.2.Антимонопольное законодательство и меры по борьбе с
монополизацией рынков………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………......21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (3).docx

— 49.62 Кб (Скачать файл)

Российский  государственный педагогический университет  им. А.И.Герцена

Факультет экономики

Кафедра теоретической экономики 
 
 
 

МОНОПОЛИЗМ  В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

МОНОПОЛИИ. 
 

Курсовая работа

студентки 1 курса

Пичугиной Ксении Юрьевны

Научный руководитель:

Тихонова Анастасия  Михайловна  

                                             Санкт-Петербург 2010 

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………..2

Глава 1.Особенности монополии в России………………………….3

1.1. Монополия.Сущность и виды………………………………………3

1.2.Особенности Российского монополизма……………………………7

Глава 2.Последствия монополизма………………………………….11

1.1.Экономические и социальные последствия монополизации рынков……………………………………………………………………11

1.2.Антимонопольное законодательство и меры по борьбе с

монополизацией  рынков………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………20

Список литературы…………………………………………………......21 
 
 
 

 

Введение.

Монополия- фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма),

действующая в  условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая 

товары или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые

в истории монополии  создавались сверху санкциями государства, когда 

одной фирме  давалось привилегированное право  торговли тем или иным

товаром.Монополия  контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью

или в значительной степени. 

В своей курсовой работе я бы хотела рассмотреть сущность и виды

 монополии,и  главное-особенности российского монополизма ,изучить

последствия монополии-экономические  и социальные,а также рассмотреть

меры по борьбе с монополизацией рынков,антимонопольное

законодательство.

Регулирование монополистических процессов в  экономике имеет очень 

важное значение.Я считаю эту тему очень актуальной,интересной,и нужной.

Для достижения знаний  в данной работе были использованы источники

российских и  зарубежных авторов,а также статьи из экономических

журналов. 
 
 

 

       Глава1.Особенности  монополии в России.

       1.1.Монополия.Сущность и виды.

       В экономической науке можно выделить следущие виды рынков:

  1. Чистая (совершенная) конкуренция
  2. Монополистическая конкуренция
  3. Олигополия
  4. Чистая монополия

       Чистой  конкуренцией называется состояние рынка, при котором ни один из участников рынка не оказывает большего влияния на уровень текущих рыночных цен предлагаемых ими товаров и услуг. При таком состоянии продавец не может запросить цену, котороя превышает рыночную, потому что покупатель вправе свободно перейти к иному продавцу. В чистой конкуренции для фирмы рынок не большой.Новым фирмам легко проникнуть на рынок, невозможны ограничительные преимущества, потому что товары и цены одинаковые.

       При монополистической  конкуренции  можно отличить от чистой широкий диапазон цен1. Ей так же свойственно множество покупателей и продавцов. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателю разные варианты товара. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформление, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товарах и услугах. Покупатель видит разницу в предложениях и готов платить за товар по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньшее влияние, чем в условиях монопольного рынка.

       Рынок олигополии,  широко распространенный в развитых капиталистических странах с середины прошлого века, состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть несхожими (компьютер, автомобиль). Небольшое число продавцов объясняется тем, что фирме трудно попасть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит цену на 10%, то покупатели по законам рынка и здравого смысла быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям либо придется снижать цену на свой товар, либо предлагать в добавок дополнительные услуги. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цены. С другой стороны, если олигополист повысит цену, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежней цене, либо рисковать потерей клиента в пользу конкурентов.

       При чистой монополии на рынке всего  один продавец. Это может быть государственная  организация (почтовая служба), частная  регулируемая монополия («Кон-ЭДИСОН»  в США), или частная не регулируемая монополия («Дюпон» в период выхода на рынок с нейлоном). В каждом отдельном случае ценообразование  складывается по-разному. Государственная  монополия может с помощью  политики цен достигать различных  целей. Она может устанавливать  цену ниже себестоимости, если этот товар очень важен для покупателей, которые не в состоянии приобрести его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов, а может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддержать производство, а, при необходимости, и расширить его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую выдержит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирма не всегда запрашивает максимально возможную цену – тут не желание привлекать конкурентов, а так же стремление быстрее проникнуть – благодаря невысоким ценам – на всю глубину рынка.

       Экономисты  Элвин Дж. Долан и Дейвид Е. Линдсей  выделяют три вида монополии:

       - закрытая монополия – защищенная  юридическими запретами, наложенными  на конкуренцию форма монополии;

       - естественная монополия – отрасль,  в которой долгосрочные средние  издержки минимальны, только когда  одна фирма обслуживает весь  рынок;

       - открытая монополия – одна  фирма по крайней мере на  некоторое время становится единственным  поставщиком продукта, ноне имеет  специальной защиты от конкуренции.

       Термин – монополя, можно связать и с определенной структурой рынка или производства, и с соответствующим типом экономических отношений.

       В экономике под монополией обычно подразумевается абсолютное преобладание на рынке единоличного поставщика или  продавца, т.е. такая структура рынка, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок некоторого продукта. Монополистом может быть даже маленькое предприятие, если оно имеет высокую долю в производстве какого-либо товара, а крупная фирма может монополистом и не быть, если другие не менее крупные производители уравновешивают ее мощь на рынке.

       Исходя  из этого, монополия может быть искусственной, основанной на государственной привилегии на исключительное право сбыта какого-либо товара, или естественной, появляющейся как следствие конкурентных взаимодействий. Естественная монополия всегда требует государственного вмешательства, так как она может установить ту цену, которая максимизирует ее прибыль, и перераспределить ресурсы в свою пользу в ущерб обществу. В обществах с традиционной формой хозяйствования имела место и монополия - рынок единоличного покупателя.

       Особый  интерес представляет собой двусторонняя монополия - противоборство на рынке  определенного товара единого поставщика и объединенного покупателя.

       Часто, когда производство связано с  важными системами жизнеобеспечения общества, предельная концентрация деятельности обусловлена технологически (например, в случаях, связанных с энерго-, водо-, газоснабжением). Но такая технологически обусловленная монополия может  подавить остальное хозяйство. Поэтому  законом устанавливаются умеренные  цены и тарифы. Противоположным же монополии является состояние рынка, соответствующее «совершенной конкуренции», понятие которых раскрыто ранее. Совершенный рынок предполагает неограниченное число продавцов и покупателей, так что никто в отдельности или в какой-либо коалиции не в состоянии произвольным варьированием поставок или закупок повлиять на цену.Совершенный рынок - это полный диктат общества над производством. Завершенная монополия, наоборот, означает абсолютное доминирование производства над обществом. Можно сказать, что близкая к завершенной монополия существовала только в СССР.

       Монополизмом  также называют и  тип экономических отношений, при котором отдельные хозяйственные субъекты могут навязывать собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности. Именно такое определение является наиболее приемлемым для советской экономики.

       Далее можно сказать, что монополия, как  и конкуренция, является атрибутом  любого хозяйства, основанного на обмене и разделении труда, ибо стремление к монопольной власти - естественное стремление любого субъекта экономики (и государства в том числе) упрочить свои позиции.

       В современном обществе (как в западном, так и в бывшем советском) монопольная  экономическая власть связана не столько с величиной собственных  денежных накоплений, сколько со стабильностью  влияния на распределение общественных накоплений.

       1.2.Особенности Российского монополизма.

       Корпоративный сектор-это основа в современной экономике. Лишь транснациональными корпорациями создаётся от трети до половины мировой промышленной продукции, под контролем находится половина международной торговли.1 Крупные корпорации, а также их объединения обеспечивают технологический прогресс, экономический рост и социальную защищенность граждан,живущих в развитых странах; важны их позиции в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики.Естественно, индивидуально-предпринимательский сектор, наемные работники и профсоюзы, потребители и их объединения, и система государственных институтов регулирования и содействия по развитию экономики являются необходимыми элементами эффективно функционирующего рыночного хозяйства. Но по их сущностной определенности последняя составляющая-это именно корпоративно-капиталистическая система, её базис соединяют в себе акционерные общества, банки, биржи, финансово-промышленные группы и т.д. Именно поэтому стратегия в рыночных реформах России обязана быть ориентированнной,во-первых,на развертывание конкурентоспособного на мировых рынках корпоративного сектора. Малый бизнес,а так же индивидуальное предпринимательство обязаны быть поощрены государством только в определенных, «естественных»,присущим им областям: розничной торговле и бытовых услугах, производстве товаров народного потребления, НИОКР и т.п. «Челночество» же, одна из существенных составляющих во внешней торговли, и широкомасштабное оказание физическими лицами строительных, ростовщических, торгово-посреднических и риэлтерских услуг, — явления уродливые, которые были вызваны недостатками системы госрегулирования экономики ,ее кризисом.

Информация о работе Мнополизм в российской экономике. Экономические и социальные последствия монополии