Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:42, курсовая работа
Монополия - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товары или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые
в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени.
Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1.Особенности монополии в России………………………….3
1.1. Монополия.Сущность и виды………………………………………3
1.2.Особенности Российского монополизма……………………………7
Глава 2.Последствия монополизма………………………………….11
1.1.Экономические и социальные последствия монополизации рынков……………………………………………………………………11
1.2.Антимонопольное законодательство и меры по борьбе с
монополизацией рынков………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………......21
В экономике СССР был очень высокий уровень концентрации и централизации производства. Крупные предприятия,являющиеся её основой,и сегодня образуют фундамент российского народного хозяйства. Если в условиях закрытости по отношению к внешнему миру высокая концентрация вела к монополизации производства и торговли, то в условиях открытой экономики ситуация резко изменилась.
Если
смотреть по международным меркам,то
российские «гиганты», обычно, имеют
весьма скромные размеры. Именно эта особенность
принадлежит предприятиям обрабатывающей
промышленности, во-многом сбавившим обороты.
Дробление капитала и производства в обстановке
завершенной либерализации внешней торговли
(вместе с вытекающими для отечественных
товаропроизводителей последствиями)
явно нерационально.
Известен факт, что структура экономики Советского Союза -недостаточно рациональна, "утяжелена", высоко монополизирована. А экономическая реформа обязалась решить и эти проблемы.Но в результате во время реформы структура экономики, и промышленности привела к ухудшению.
Структура промышленного производства в значительной мере "потяжелела". Доля добывающей промышленности возросла на 60%1, но машин и оборудования снизилась почти в полтора раза, непродовольственных товаров длительного пользования - почти в три раза.2 Снизился даже удельный вес продовольственных товаров. И это при факте двукратного падениия общего объема промышленного производства.Структура промышленного производства за годы реформы ухудшилась так сильно, что ее восстановление до уровня 1991 г., исходя из таблицы, не предвидится в ближайшее время и займет как минимум лет пятнадцать.
Причем разрушающее влияние на структуру экономики оказывали все три основных направления экономической реформы, массовое форсирование приватизации, обвальная либерализация цен и форсированное открытие экономики.
Приватизация - самое глубинное преобразование экономики в процессе реформы. Функции приватизации многоплановы. Однако пока препреобладает лишь разрушительно действие.
Цели приватизации, согласно действовавшей с 1992 г. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий,были таковы: формирование слоя частных собственников, которые содействовали бы созданию социально-ориентированной рыночной экономики; усиление эффективности производства предприятий; обеспечение социальной защиты населению ,а также развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступающих при приватизации; помощь в процессе стабилизации финансового положения; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций; создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993 - 1994 гг.
В начале 1996 г. провелась приватизация 125,4 тыс. предприятий. Негосударственным сектором экономики производится около 70% ВВП.1 Однако ни одна из первых шести поставленных программой приватизации целей не была достигнута. Среди этих целей структурная перестройка даже не предусматривалась. Но в соответствии с односторонними представлениями о монополизме была возможность-создание крупных финансово-промышленных структур, которые стали в основе экономики развитых стран а также были способны решить ряд проблем и задач в построении смешанной экономики России.
Кроме этого, случился огромный ущерб промышленных объединений,которые существовали в то время. Росли предприятия, которые образовывали единый технологический комплекс, разрывались сложившиеся технологические цепочки.
Глава 2.Последствия монополии.
1.1.Экономические
и социальные последствия монополизации
рынков.
В
современной теории и практики, исходя
из мирового и отечественного опытов,
можно по-разному смотреть на последствия
оказываемые влиянием монополии
на рынок. Некоторые экономисты выделяют
такие категории монополии как
горизонтальную и вертикальную. Под
первой понимая созданную в целях
установления контроля над рынком,
подавляющую конкуренцию и
Советские экономисты, ориентировавшиеся,
в основном, на работы В.И.Ленина,
видели в монополии “тенденцию
к техническому застою и
Все это, конечно, верно, но лишь до некоторой степени. Ведь лишь очень крупный бизнес способен к осуществлению серьезных инноваций, фирма лишь тогда способна к техническому прогрессу, когда она имеет стабильное, прочное финансовое положение. Много говорят об особой роли небольших предприятий в техническом прогрессе, но это мнение основано только на их высоких адаптационных возможностях. Мелкие фирмы могут лишь распространить уже найденный технологический принцип, возможно, несколько усовершенствовав его. Инновации же доступны лишь крупным, финансово независимым предприятиям.
Тенденции “технического застоя и загнивания” подвержены одинаково и абсолютная монополия, и совершенная конкуренция3.
Наибольшими же возможностями для серьезного технического прогресса обладает крупная фирма, олигополист или монополист, подвергающаяся некоторому конкурентному давлению, но не погрязшая в жестокой борьбе с клиентами за сиюминутный доход.
Не слишком точна также была трактовка монополии как “инструмента перераспределения стоимости в пользу крупного производства”. Ибо она предполагает, видимо, что монополист получает как раз столько, сколько теряет покупатель, вынужденный платить завышенную монопольную цену. Если бы это было действительно так, то тогда в условиях социалистической экономики, прибыль монопольного производителя без труда можно было бы перераспределить через специальные фонды на предприятиях (или другим путем) обратно в пользу трудящихся.
Но суть дела состоит в том, что выигрыш поставщика, своекорыстно использующего свое монопольное положение на рынке, всегда меньше ущербов, в которые он ввергает покупателя.
Монополистическая организация рынка уменьшает производственные возможности страны, искусственно их ограничивает. Действительно, заставить платить покупателя высокую монопольную цену можно только тогда, когда объем предложения устанавливается на уровне, меньшем, чем он мог бы быть при рыночном равновесии. Монополисту нет смысла увеличивать поставку продукции сверх равновесного объема, так как цена от этого понизится, а предельные затраты наоборот увеличатся, а следовательно упадет общая прибыль по сравнению с равновесным уровнем. Но зато он может повысить прибыль, понизив поставку. Ведь в этом случае цена поднимется, а издержки понизятся.
Дополнительная
прибыль монополиста
Первоочередным объектом монополизации являются товары неэластичного спроса. Объектами государственной монополии, например, испокон веков были соль, водка - предметы потребления, закупка которых очень незначительно зависит от цены.
Монопольная эксплуатация рынка всегда повышает прибыль производителя - монополиста, но так, что покупатель теряет больше, чем выигрывает продавец.
1.2.Антимнопольное
законодательство и меры борьбы с монополизацией
рынков.
Первая
попытка создания антимонопольного
законодательства в России была предпринята
еще в 1908 году. За основу был взят
действующий в США закон
Принятием
закона в 1991 году «О конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» начался
новый виток истории
К
слову сказать, во многих странах, в
том числе и в США, закон
возлагает ответственность за монопольное
поведение не только на фирмы, но и
персонально на их руководителей. По
американским законам на них может
быть наложен штраф размером до десяти
тысяч долларов. При этом каждый
день продолжения прежней
Международный опыт знает множество методов борьбы с монополизацией рынков. Самыми широко применяемыми методами являются:
- предельное упрощение процедур создания новых фирм.
-
снятие барьеров во внешней
торговле и открытие
-
принудительное разделение
-
введение государственного
-
введение в особо сложных
-
наказание фирм за проведение
политики ценовой
Однако
некоторые формы монополии
- создания уникального товара;
- эффективного маркетинга;