Мнополизм в российской экономике. Экономические и социальные последствия монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Монополия - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товары или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые
в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2
Глава 1.Особенности монополии в России………………………….3
1.1. Монополия.Сущность и виды………………………………………3
1.2.Особенности Российского монополизма……………………………7
Глава 2.Последствия монополизма………………………………….11
1.1.Экономические и социальные последствия монополизации рынков……………………………………………………………………11
1.2.Антимонопольное законодательство и меры по борьбе с
монополизацией рынков………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………......21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (3).docx

— 49.62 Кб (Скачать файл)

       - разработки и освоения новой  технологии, позволяющей существенно  снизить затраты и на этой  основе продавать товары по  более низким ценам, не лишаясь  прибыли.

       Выражение «не лишаясь прибыли» стоит  того, чтобы обратить на него внимание. Дело в том, что одним из методов  обеспечения монопольного господства на рынке является демпинг, так же карающийся по закону. Экономическая  наука определяет понятие демпинг  как продажу товаров по искусственно заниженным ценам, не обеспечивающим продавцу получение прибыли, а иногда и  возмещения части затрат7.  С одной стороны противоречащий логике инструмент оказывается выгодным способом формирования монополии на рынке, так как он позволяет вытеснить с рынка конкурентов, и после этого взвинчивать цены и с избытком компенсировать потери прибыли от продажи по демпинговым ценам. Поэтому антимонопольные органы страны строго проверяют фирмы, продающие свои товары по значительно меньшим ценам, чем их конкурентам. Многие страны карают демпинговую практику иностранных фирм-импортеров, если те пытаются таким образом проникнуть на их рынок. Государства требуют повысить цены товара до уровня местных производителей. Для этого иностранные фирмы обязывают уплатить при ввозе товара в страну дополнительную плату.

       Многие  российские фирмы были наказаны в  результате демпинговых разбирательств в ряде стран  Европы т в США. Их обвинили в попытке захвата  рынка-сбыта за счет продажи товаров  по «бросовым» ценам. Их карали введением  повышенных импортных пошлин, которые  иногда составляли до 100%. Примером может  служить осень 1995 года, когда швейные  фирмы США подали жалобу на демпинг  со стороны российских фирм-производителей, которые предлагали на рынках Америки  большую партию женских пальто по низким ценам в сто долларов. Скорее всего российские фирмы были не повинны  в демпинге, так как у них  были затраты меньшие, чем у их конкурентов в США, исходя из низких заработных плат в России и относительно дешевых видом производительных ресурсов.  Страх перед демпингом  и последующей гибелью разоренных им фирм столь велик, что в зарубежных странах охотно принимают против российских фирм антидемпинговую процедуру. Впрочем, в 1995 году право возбуждения  дел по обвинению в демпинге с  целью устранения конкурентов с  российского рынка получили и  отечественные фирмы. Это явилось  результатом постепенного совершенствования  в нашей стране набора методов  для борьбы с монополизмом.

       Вести работу в этом направлении антимонопольным  органам России придется долго, пока они не найдут наиболее действенный  именно для нашей страны способ поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Первые попытки регулирования деятельности монополий предприняты в нашей стране в 1992-93 годах, особого  успеха не принесли. Стало ясно, что особенности структуры российского хозяйства снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономиками рыночного типа. Вот почему весной 1994 года Правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демократизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». С момента принятия закона в России доминирующие на рынке фирмы делятся на три категории:

       - естественные монополии;

       - разрешенные монополии;

       - временные монополии.

       Исходя  из ранее указанного закона, естественными  монополиями считаются отрасли  и фирмы, обладающие двумя признаками:

       а) они производят продукцию или  услуги, которые невозможно импортировать  из-за рубежа или привезти из других регионов страны;

       б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм – производителей экономически неэффективно.

         В эту категорию попали такие  отрасли, как электро - и теплоэнергетические  предприятия, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система  водоснабжения и т. п.

       Разрешенными  монополиями будут считаться  отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне  и безопасности, либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм – производителей обеспечивает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

       В эту категорию попадают отрасли  оборонной промышленности, а также  фирмы производящие ликероводочные и табачные изделия, другими словами  акцизные товары требующие лицензирования, и лекарства.

       Временные монополии признаются отрасли и  фирмы, которые оказались доминирующими  производителями на рынках своих  товаров в следствие проводимой ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей  эффективности своей работы.

       Именно  временные и естественные монополии  по закону находятся под особым вниманием  Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в  целом. Хозяйственная практика последних  лет убедительно показала, что  именно такие фирмы и отрасли  влияют на развитие отечественной экономики  наиболее негативно, именно они несут  большую долю вины в раскручивании  маховика инфляции.

       Антимонопольное законодательство России находится  на стадии формирования.. Рынок России сильно отличается от рынка стран  с развитой экономикой, и мера, принимаемая  для борьбы с общими проблемами в  рыночной экономике в России должны быть иными, соответствующими российским реалиям.   
 
 
 
 
 

       Заключение.

       Проанализировав тему,которую я выбрала,можно  сделать следующие выводы.

       Можно отметить,что в некой степени  , монополизация рынка присутствует во всех странах с рыночной экономикой, однако есть и ряд особенностей, отличающих нашу экономику от зарубежной. Отличающей особенностью российского монополизма является отличный от рыночного способ зарождения данного явления, характерный для нашей страны. Вопреки обычным причинам возникновения монополизма в странах с рыночной экономикой, связанных с потребностями производителей в увеличении объемов производства в целях получения максимальной прибыли, борьбы за освоение новых технологий, иными словами – формирование монополизма в конкурентной борьбе, российские предприятия именуемые монополиями, сформировались в результате передачи собственности от государства – монополиста в руки частных собственников.

       Для современной рыночной экономики необходимо достижение определенного баланса между элементами свободной конкуренции и монополией, исходя из исторических, политических и социальных аспектов каждой страны. Развитие свободной конкуренции на рынке товаров и услуг, несомненно, положительный процесс, ведущий к развитию рыночной экономики. Не зря конкуренция считается двигателем рынка. Но, исходя из полученных знаний, можно сделать вывод, что Олигополия, по моему мнению ,является более эффективной формой рынка, чем монополия или совершенная конкуренция. Как результат эволюции рыночной экономики, олигополия доказала свою состоятельность во множестве развитых стран. Хотя, нельзя забывать, что монопольная эксплуатация рынка всегда повышает прибыль производителя - монополиста, но так, что покупатель теряет больше, чем выигрывает продавец.

       В настоящее время Россия находится  на переходном этапе формирования рыночной экономики. Высокая концентрация монополизма  на развивающемся рынке России является ничем иным как пережитком плановой экономической системы. Продолжая  движение в сторону свободного рынка, Россия, рано или поздно, перейдет к  олигополистическому рынку.   

       Но  надо учитывать и тот факт, что  в сложившихся условиях сильно монополизированного  рынка, где чаще всего в качестве продавца выступает всего одно предприятие, необходимы меры для борьбы с монополиями. Особенности российского монополизма  не позволяют в борьбе с недугом  российской экономики использовать зарубежный опыт, а тем более ждать  от него такой же эффективности, которую  мы видим в развитых капиталистических  странах. Отличие Российского рынка, переживающего переходный период, от рынка стран с развитой экономикой, и мера, принимаемая для борьбы с общими проблемами в рыночной экономике в России должны быть иными, адекватные реалиям, сложившимся на Российском рынке.   
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы.

  1. И.Н. Лагун «Из истории экономики России», СПб., 2001
  2. Ворожейкин В.Н., Рыбаков Ф.Р. «Демонополизация экономики как элемент рыночных отношений». М. 1996.
  3. Крылова Н., Лыкова Л. «Формы монополизма в советской экономике».
  4. Цапелик В., Яковлев А. «Количественные характеристики монополий».
  5. А.Г. Саранцев «Антимонопольное законодательство России. История преобразования»,  М., 2005
  6. С.И. Герасимова «Экономика России сегодня. Проблемы и пути их преодоления» М., 2001
  7. И.Н. Никулина, А.Я. Лившица «Введение в рыночную экономику: учебное пособие» М., 1999
  8. Е.А. Рабынина, «Государственное регулирование как основа советской экономики» Спб., 2000
  9. А.Г. Саранцев «Антимонопольное законодательство России. История преобразования»,  М., 2005
  10. В.В. Пондин «Переход к рыночной экономики и его последствии», М. 2006
  11. Е.С. Онищук «Монополизм в экономике России», Саратов, 2007
  12. Е.О. Рубинов «Экономика России. Попытки реформирования», СПб. 1999
  13. С.И. Герасимова «Экономика России сегодня. Проблемы и пути их преодоления» М., 2001
  14. В.Д. Камаева «Экономика и бизнес. Теория и практика предпринимательства» М., 1993
 
  1. Батчиков  С. Корпоративный сектор в переходной российской экономике //РЭЖ. – 1997. - №12. – с.37
  2. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1. – с.44
  3. Розинский И. Приватизация, фондовый рынок // РЭЖ — 1997. — №9.
 
  1. Богачев В. “Монополия в советской экономике” // Экономические науки. 1990. № 9. С.14.
  2. Ахмедуев А. Государственная монополия: основное содержание и пути преодоления // Вопросы экономики. 1990
 
 
 
 
 
 

 

 

Информация о работе Мнополизм в российской экономике. Экономические и социальные последствия монополии