Модель экономического развития Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Во время недавнего приезда в страну нобелевского лауреата в области экономики Стиглица, его доклад был посвящен проблеме рационального использования ресурсного потенциала Казахстана. Стиглиц вводит новое понятие в экономическую теорию, после появления такого термина, как “голландская болезнь”, он обращает внимание на “ресурсное проклятие”. Суть такого понятия заключается в том, что государство, которое обладает значительными ресурсами (газ, нефть, черные, цветные металлы и так далее), в конечном итоге обречено на “экономическое вымирание”, сопровождающееся социальной напряженностью и превращением такой экономики в мировой сырьевой придаток. Грозит ли такое “проклятье” этой стране?

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ. 3
2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА КАК СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА 5
3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 1995-2007ГОДАХ. 11
1) Показатели, отображающие состояние экономики. 11
2) Анализ динамики развития казахстанской экономики. 12
4. КОНКУРЕНОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. 19
1. Показатель (индекс), определяющий уровень жизни населения 19
2. Индекс конкурентоспособности (производительности) региона 22
3. Инновационный индекс 25
4. Показатель (индекс), отражающий уровень инфраструктурного развития региона 28
5. Вывод о конкурентоспобности регионов Казахстана. 33
6. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ. 35
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

курсовая Казахстан 1.docx

— 2.04 Мб (Скачать файл)

 

Показатели среднегодовой  производительности труда в различных  отраслях рассчитывались как соотношение  валовой добавленной стоимости  отрасли к численности занятых  в данной отрасли.

По данному показателю, как видно из графика, лидирует Атырауская область, наихудшей же по показателю в промышленности является Жамбылская область.  С помощью данного  показателя можно определить «специализацию»  региона, то есть выявить преимущества региона, что в свою очередь позволит определить приоритетные направления  развития региона.

Ниже в таблице приведены  данные по всем субиндексам, а также  рассчитан агрегированный индекс конкурентоспособности (агрегированный индекс, как и ранее, был рассчитан как среднеарифметическое от всех субиндексов, однако он также может быть рассчитан с помощью придания весов субиндексам в зависимости от их важности).

 

Таблица.3 Составляющие индекса конкурентоспособности (производительности) региона

 

По показателям конкурентоспособности  лидируют Атырауская область, г.Алматы и г.Астана. Наихудшее же положения  по данному показателю сложилось  в Жамбылской и Мангистауской  областях.

3. Инновационный индекс

 

Одним из главных факторов конкурентоспособности как страны в целом, так и региона в  отдельности, в условиях глобализации и быстрого научно-технического прогресса  считается способность регионов генерировать и внедрять в промышленное производство инновационные разработки. При формировании инновационной  политики регионам отводится важная роль в процессе превращения республики в самую конкурентоспособную  и динамично развивающуюся экономику. Если раньше считалось, что самым  эффективным способом вмешательства  в региональную экономику с целью  ускорения ее экономического роста  является инвестирование в основной капитал и инфраструктуру, то в  настоящее время приоритет отдается мерам по повышению инновационной  активности региона и содействию внедрения инноваций. Учитывая данный факт, расчет инновационного индекса  при анализе конкурентоспособности  регионов является необходимым.

Использование прямых индикаторов  инновационности регионов затруднено недостатками статистики и отсутствием  многих показателей в региональном разрезе.

Оценка инновационности  произведена через общие факторы  и информационную и коммуникационную среду. При отборе показателей базовыми принципами выступали наибольшее влияние  на инновационность, максимальная достоверность  статистической информации, выраженная территориальная дифференциация, а  также их использование в мировой  практике.

Сводный инновационный  индекс

 

Следует отметить, что показатели рассчитывались на основании данных за 2005-2009 годы, в зависимости от их наличия в статистической базе данных.

Курсивом отмечены показатели, статистические данные по которым отсутствуют

 

Рейтинг регионов по инновационному развитию

В таблице ниже, приведены  значения субиндексов (показателей) инновационного развития.

Таблица.4. Составляющие инновационного индекс

Основной причиной низких показателей научно-технического и  инновационного развития некоторых  регионов является недофинансирование или же полное прекращение финансирования ряда научных тем, что в свою очередь  привело к оттоку молодых ученых кадров из научной сферы, к моральному и физическому старению материально-технической  базы науки.

4. Показатель (индекс), отражающий уровень инфраструктурного развития региона

 

Расчет данного показателя необходим для характеристики инфраструктурных преимуществ региона, поскольку  комплексное развитие инфраструктур  – потенциал для повышения  конкурентоспособности регионов. При  расчете показателя инфраструктурного  развития региона учитывались такие  показатели как плотность автомобильных  дорог с твердым покрытием, плотность  железных дорог, наличие основных фондов на предприятиях региона и другие показатели, которые характеризуют  обеспеченность региона этими факторами.

Таблица.5.Составляющие индекса инфраструктурного развития

 

 

Показатель наличия основных средств рассчитывался исходя из трех отдельных показателей: наличие  основных средств по первоначальной стоимости, степени износа основных средств и показателя ввода в  действие основных средств. Показатели плотности автомобильных и железных дорог рассчитывались из расчета  в километрах на 1000 кв.км. площади.

Из рейтинга регионов по показателю инфраструктурного развития видно, что разрыв между регионами  не настолько большой как по показателям  уровня жизни, производительности и  инновационного развития. Однако следует  отметить, что показатели наличия  инфраструктурных объектов довольно низкие, в случае разделения их по группам (Глава 2.), в группу с высоким уровнем  инфраструктурного развития войдет лишь г. Астана , 10 же регионов по этому  показателю попадут в третью группу

с низким уровнем развития.

Далее для расчета общего индекса конкурентоспособности  регионов, на основе значений которого и будет составлен рейтинг  регионов Казахстана, необходимы показатели всех индексов, рассчитанных ранее.

Таблица 6.Составляющие сводного индекса конкурентоспособности

 

 

Как видно из Таблицы 6  г. Алматы максимальный показатель обобщенного  индекса конкурентоспособности, однако даже он относительно низкий 0,63. Наихудшим  образом с конкурентоспособностью обстоят дела в Жамбылской, Кызылординской и Алматинской обастях.

Если анализировать данные таблицы, можно отметить также заметное преимущество Атырауской области по таким показателям как индекс инновационного развития, развития инфраструктуры, а также индекс производительности, однако по показателям, отражающим уровень  жизни населения, Атырауская область  занимает одно из последних мест в  рейтинге регионов, что свидетельствует  о необходимости проведения активной социальной политики.

В отношении индекса инновационного развития следует отметить, что во всех регионах, исключая г.Алматы, показатель очень низкий, что свидетельствует  о том, что развитию инновационного и научно-технического потенциала в  большинстве регионов уделяется  не достаточно внимания.

Однако следует отметить, что такая ситуация складывается не только на региональном уровне, в  Казахстане по сравнению с индустриально  развитыми странами развитие науки  имеет принципиальные особенности. В развитых странах отмечается ежегодное  увеличение финансирования фундаментальных  и прикладных исследований, ускоренное освоение нововведений за счет стимулирования интеграции науки с частным сектором, всемерное содействие созданию и  развитию корпоративного сектора науки, ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических  и социальных задач. В частности, в 2009 году расходы государства на научные исследования составили: в США - 246,2 млрд. долларов (2,9% от ВВП); Японии - 94,2 млрд. долларов (3,0% от ВВП); Германии - 45,8 млрд. долларов (2,35% от ВВП); Франции - 28,0 млрд. долларов (2,25% от ВВП); Швеции - 7,6 млрд. долларов (4,0% от ВВП). Следует отметить, что Евросоюз рекомендует всем своим членам довести уровень вложений в науку до 2,5% от ВВП. В Казахстане за последние пять лет объемы финансирования науки составляют порядка 0,2% ВВП, что является недостаточным (Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.)

Портрет областей:

 

Результаты группировки  представлены в Таблице 7. Интерпретируя  полученные результаты, следует отметить:

• большая часть изучаемых регионов обладают низким уровнем

конкурентоспособности;

• ни один из регионов не получил высокую оценку уровня производительности;

• по уровню инновационного развития лидирующее положение занимает

г.Алматы, средний показатель у Восточно-Казахстанской, Атырауской и

Магистауской областей, в  оставшихся областях данный показатель ниже 0,2

при возможном максимальном значении в 1,0.

• относительно высокими показателями в рейтинге обладают г.Алматы, г.Астана и Атырауская область, однако следует отметить, что по показателям, отражающим уровень жизни населения в регионе область занимает одно из последних мест;

• к ним тяготеют Карагандинская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская

области, оставаясь в группе регионов с относительно средним  уровнем

конкурентоспособности.

Таблица 7.Матрица  регионов по показателям конкурентоспособности

 

 

  1. Вывод о конкурентоспобности регионов Казахстана.

 

Конкурентоспособность на национальном уровне зависит от уровня

конкурентоспособности регионов и городов. Региональные органы власти прилагают усилия для укрепления и совершенствования макроэкономической стабильности, формируя рамочные условия  для деятельности компаний и проводя  административную реформу, направленную на увеличение эффективности деятельности органов власти.

Задачей региональных и местных  органов власти является разработка и реализация стратегий, стимулирующих  внедрение инноваций, направленных на создание условий для повышения  уровня жизни, повышение производительности труда и превращение регионов в высокоэффективную организацию. При этом стратегия развития регионов может существенно различаться  в зависимости от уникального  набора факторов, присущего различным  регионам.

Конкурентоспособность Республики Казахстан зависит от конкурентоспособности  каждого региона. Каждый регион вносит свой вклад в конкурентоспособность  на национальном уровне.

Региональная конкуренция  является важнейшим фактором, стимулирующим  повышение эффективности национальной экономики и поэтому требуется  совершенствование методических  подходов к ее оценке. Проведенный  анализ позволяет выявить конкурентные преимущества регионов и что также  немаловажно слабые стороны, одной  из которых для большинства регионов является их инновационная и научно-техническая  деятельность. Поскольку в современном  мире инновационному развитию придается  большое значение, успех страны пропорционален уровню технологичности экономики. Развитие высокотехнологичных производств  требуют создания комплекса специализированных и развитых факторов с привязкой  на конкретную отрасль. Эти факторы  не так распространены, как основные факторы, потому что для их развития требуются значительные и зачастую продолжительные капиталовложения, человеческие усилия. Средства, необходимые  для создания действительно развитых факторов (например, образовательные  программы), сами требуют высококвалифицированных  кадров и/или высокой технологии. Создание такого рода факторов требует  значительных капитальных вложений и времени.

Необходимо уделить большое  внимание решению проблемы по созданию условий по разработке и внедрению  эффективных технологий. Базой разработки и внедрения новейших технологий и полигоном для их испытания  должны стать отрасли, производящие конкурентоспособные товары и услуги.

Так же, необходимо отметить, что конкуренция не является препятствием для эффективного взаимодействия между регионами, а напротив способствует повышению конкурентоспособности регионов Казахстана, равно как и национальной экономики в целом.

  1. Приоритетные направления и пути развития казахстанской экономики.

 

10 октября 1997 года было  опубликовано Послание Президента  Республики Казахстан«Казахстан  – 2030. Процветание, безопасность  и улучшение благосостояния всех  казахстанцев», которое определило  долгосрочную Стратегию развития  Казахстана до 2030 года. В целях  реализации предварительного этапа  долгосрочной Стратегии Указом  Президента от 28 января 1998 года No 3834 был утвержден Стратегический  план развития Республики Казахстан  на 1998-2000 годы. Сейчас можно сказать,  что в целом трехлетний Стратегический  план успешно реализован, это  подтверждают и темпы роста  основных макроэкономических индикаторов,  и стабилизировавшееся социальное  положение населения.

Казахстан вышел на новую  ступень развития и осознания  своего места и роли в современном  мире. Основные меры по переводу страны на новые рыночные рельсы осуществлены. Можно сказать, что нынешний  Казахстан более конкурентоспособен и перспективен как независимое  экономическое государство, чем 14-15 лет назад в момент приобретения независимости.

Однако поиск собственной модели развития Казахстана продолжается и должен быть продолжен, так как  мир стремительно меняется и усложняется. Стратегическое планирование для повышения  своей конкурентоспособности используют передовые страны и крупнейшие  транснациональные компании. Используя  их опыт выживания в современном  мире, Казахстан должен усилить роль государства и стратегического  планирования своего развития. Без  четкого стратегического плана  государство утрачивает способность  реализовывать свое предназначение. Вместо того, чтобы управлять ходом  событий, оно становится зависимым  от них.

Вместе с тем стратегические планы не должны превращаться в застывшие  догмы, а быть гибким инструментом государственного регулирования социально-экономического развития страны. Это означает, что 10-летние стратегические планы должны ежегодно анализироваться в части  реализации и корректироваться с  учетом складывающейся внутренней  и внешней обстановки.

Информация о работе Модель экономического развития Казахстана